Из воспоминаний «Мои первый урок»
Человек учится всю свою жизнь. Это на самом деле так, ведь первые уроки для нас — это и первый шаг, сделанный без поддержки, это и первое слово, и первое общение на площадке со сверстниками, это первая любовь, и постижение той мудрости, что приходит к нам вместе со зрелостью — тоже урок. Нас учит великая мудрая жизнь, терпеливо и заботливо раскрывая в нас запасы мудрости и жизненной силы, и проверяя их в испытаниях. И мы постепенно становимся мудрее и сильнее для того, чтобы однажды поставить самим себе оценку, полученную за долгие годы этого урока.
И я горжусь тем, что главное в моей профессии — это возможность уподобиться самой жизни, которая каждый день учит нас чему-то неизменно важному. Мне выпала честь давать детям первый урок в их новой, школьной жизни, и видеть, как они на моих глазах растут и набираются знаний.
Это ни с чем не сравнимое ощущение, ведь они воспринимают меня как человека, знающего практически все, способного ответить на любой вопрос, и поневоле приходится самой совершенствовать свои знания, чтобы быть достойной того восхищения в их глазах, с которым они смотрят на меня.
Но они не знают того, что для меня они — это тоже первые уроки, что я тоже учусь вместе с ними каждый день. Такова уж профессия учителя — обучая других, самому учится, прекрасно зная, что за каждую небрежность или несделанный урок будет судить никто иной, как сама жизнь, сурово указывая на ошибки.
Наивно полагать, что учебники по педагогике и лекции самых замечательных педагогов научат всем премудростям профессии учителя. Нет, этот путь проходишь сам, подобно тому, как все мы сами проходим свой жизненный путь, учась на своих достижениях и ошибках. Свою педагогическую практику неизменно начинаешь с чистого листа, и приходя в класс, волнуешься также, как первоклашка, впервые ступая за порог неизведанного, манящего, в то же время пугающего. И в этот момент всегда вспоминаешь своего первого учителя, и мысленно обращаешься к нему, ища поддержки в такой непростой для себя момент.
Первый урок, как первый шаг маленького ребёнка, несмелый, неуверенный, но самостоятельный.
Мой первый урок... С каким же волнением и ответственность я к нему готовилась! Целую ночь я наизусть учила конспект урока, чтобы ничего не забыть. Был продуман каждый этап урока до минуты, взвешено каждое слово. Была ли уверенность? Да, была, но в моём сознании затаилась крупинка страха - как я справлюсь? Наконец, наступил для меня этот долгожданный день. Перемена, я направилась к детям в класс. Иду по коридору и чувствую, что меня охватывает сильное волнение, трясутся руки, дрожь в коленях. Сердце так стучало, что, казалось, выскочит. До сих пор я помню каждое мгновение этого события. Ведь с проведением первого урока зависела моя судьба, моё будущее. Буду ли я Педагогом?
И вот я в классе. Урок математики. На меня смотрят дети — их так много, и все они разные, с разными характерами, с разным уровнем знаний, разные по интеллекту и эмоциональным реакциям, по воспитанию. И я подумала, как же мне их, таких разных, заинтересовать и объединить в ту целостность, называемую классом, и дать им одинаково хорошие знания. Я начала урок и сразу ощутила, ту невидимую паутину дружелюбия, понимания, открытости между мной и детьми. Ребята легко отвечали на мои вопросы, задавали множество своих вопросов, вступали в диалог. Я подумала, если ученик слушает меня, задает вопросы, значит, я смогла его заинтересовать. Честно говоря, в деталях не помню, как прошел урок. Но в голове промелькнула мысль: «Я справилась. И не так уж это страшно».
Уходя из класса, дети вот что сказали мне: «Галина Николаевна, вы будете нашей учительницей?». Услышав эти слова, все сомнения по поводу правильности выборы профессии рассеиваются.
Ощущения от первого урока до сих пор со мной: волнение, страх, удивление. «Неужели я настоящая учительница, а это мои ученики».
Мои первые уроки были для меня, конечно, трудны — ведь я и сама начинала тогда учиться быть учителем. Сорванный голос был первой моей ошибкой, пока не поняла, что надо просто прислушаться. Урок разумной строгости — самый трудный, и я не стала исключением. И только с опытом начинаешь понимать, сколь важно в профессии учителя умение прислушаться к тем знакам, что подает в своем поведении ученик, и как правильно себя повести в той или иной ситуации. Прислушаться, увидеть и понять — это мой ежедневный урок, и даже мой девиз, потому что это на самом деле очень важные компоненты учебного процесса.
И еще я постоянно учусь, если так можно назвать, ораторскому искусству. Ведь детям нужно уметь объяснить урок так, чтобы они все поняли, а это очень сложно. Учиться играя — вот тот принцип, которому я учусь сама, и который пытаюсь преподнести своим детям.
И еще я учусь терпению — это для меня безумно трудный, но не менее важный урок. Я всегда думаю о том, что если обратиться за сравнением к природе, то все мы подобны цветам, что распускаются в положенный им срок: самые первые — гиацинты и подснежники, последние - георгины, гладиолусы и астры, но разве цветы, что цветут позже всех, хуже в чем-то первоцветов? Нет, просто они другие. Также и дети в моем классе — я понимаю, что все они разные, и моя задача в том, чтобы их интеллектуальные способности раскрывались, как бутоны, в свой срок, и чтобы мои цветочки так и продолжали тянуться к солнцу знаний. И мне нужно учиться терпению постоянно — как садовнику, который заботится о большом красивом саде с множеством растений.
Иногда я чувствую себя ювелиром, который невзрачный маленький камушек превращает в бриллиант, сияющий драгоценными гранями. И если бы я могла изобразить свой герб, то изобразила бы как раз бриллиант, наполовину ограненный, наполовину удерживаемый в моей руке, а я в этот момент пристально смотрю на него. В этом гербе как раз и выразились бы основные мои педагогические принципы — умение видеть, терпеливо отшлифовывать грани детской души, понимая, что драгоценнее её нет ничего в мире. Мне действительно доверено самое ценное, и каждый раз мне нужно доказывать, что я достойна этой чести — учить.
Дети даже не подозревают, как трудны для меня уроки. Труднее вдвойне, потому что я не имею права на ошибку, что каждым своим уроком я доказываю себе, что мои знания соответствуют выбранной профессии, и еще я не переставая расту интеллектуально. Я убеждена — в учительской профессии нет предела совершенству, потому что, совершенствуя других, неизбежно совершенствуешься сама. И поэтому я так люблю свою работу. Если обратить свой взгляд в будущее, то я вижу себя именно в своей выбранной профессии.
Мои первые уроки — они продолжаются каждый день, и дают ту истинную радость жизни, без которой пропадёт весь её смысл. А смысл для меня — учиться у жизни, потому что она учит нас каждый день, и учиться учить. Приходя в класс, я ощущаю себя колодцем, наполненным живой водой знаний, и эта вода — неисчерпаема, пока она нужна моим ученикам, и это самое прекрасное из ощущений.