СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восприятие в психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Восприятие в психологии»

Восприятие

  • Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Чем отличается восприятие от ощущения?

  1. Содержание ощущения не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира.

  2. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм.

  3. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.

Этот механизм является механизмом возникновения ощущений. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия.

Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.

  • Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.

  • Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.

Свойства восприятия

  1. Предметность

  2. Целостность

  3. Структурность

  4. Апперцепция

  5. Константность

  6. Осмысленность

  7. Активность

Предметность — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Целостность. Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

Структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.

Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.

В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Константность восприятия величины предметов выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности.

Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность, неизменную структуру) перцептивного образа. Благодаря константности восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования.

Аперцепция – зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. Огромную роль тут играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика.

В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. При восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью.

Осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение.

Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

  1. Выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

  2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.

  3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

  4. Формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Активность (или избирательность) оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Человек не может воспринимать все то, что его окружает, он воспринимает лишь то, что ему необходимо в актуальной деятельности, в ситуации.

ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ:

1. В зависимости от анализаторов:

  • зрительное;

  • слуховое;

  • осязательное;

  • обонятельное;

  • вкусовое.

2. В зависимости от активности:

  • произвольное;

  • непроизвольное;

3. В зависимости от форм существования материи:

  • восприятие пространства;

  • восприятие времени;

  • восприятие движения.

4. В зависимости от воспринимаемых объектов:

  • восприятие речи;

  • восприятие предметов;

  • восприятие ситуаций;

  • восприятие музыки;

  • восприятие человека.

5. В зависимости от продолжительности и степени охвата воспринимаемой информации:

  • Симультанное (единомоментное, обобщенное, целостное восприятие перцептивного образа)

  • Сукцессивное (последовательное, развернутое во времени восприятие, обусловленное необходимостью проведения детального сенсорного анализа поступающей информации

ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ

Простые – зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической.

  • Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов. Они часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы.

Для них характерны высказывания: «Я ясно вижу, что...», «Вот посмотрите...», «Давайте представим...», «Решение уже вырисовывается...».

  • Аудиальный тип.

Эти люди употребляют другие слова: «Это звучит так...», «Мне созвучно это...», «Я слышу, что вы говорите...», «Вот послушайте...» и т. п.

  • Кинестетический тип. Люди, принадлежащие к этому типу, хорошо запоминают движения, ощущения.

В разговоре они используют кинестетические слова и выражения: «Если взять, к примеру...», «Я не могу ухватить мысль...», «Попробуйте ощутить...», «Это очень тяжело...», «Я чувствую, что...».

  • Иногда в состоянии умственного переутомления у человека возникает пониженная восприимчивость к внешним стимулам – гипостезия. Все вокруг становится неярким, нечетким, блеклым, бесформенным, неинтересным, застывшим.

  • При резком физическом или эмоциональном переутомлении происходит повышение восприимчивости к совершенно обычным раздражителям – гипертезия. Дневной свет вдруг ослепляет, звуки оглушают, запахи раздражают, даже прикосновение одежды к телу кажется грубым и неприятным.

  • Ошибочное восприятие реальных объектов называется иллюзиями. Иллюзии могут быть:

  • Аффективные иллюзии обусловлены подавленным состоянием, плохим настроением, тревогой, страхом – даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, случайный прохожий – насильником, убийцей.

  • Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реальных разговоров других людей. Человеку кажется, что все его осуждают, намекают на какие-то неблаговидные поступки, издеваются над ним, угрожают.

  • Перейдолические иллюзии вызываются снижением тонуса психической деятельности, пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на потолке, на полу, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические образы, необыкновенные панорамы.

Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций – психопатологического проявления восприятия и памяти. 

Галлюцинация – это образ (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой), возникающий в сознании независимо от внешних стимулов и имеющий для человека значение объективной реальности. Галлюцинации являются следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними впечатлениями, а внутренними образами. Человек, находящийся во власти галлюцинаций, переживает их как истинно воспринимаемое – он действительно видит, слышит, обоняет, а не представляет все это. Для него субъективные чувственные ощущения так же реальны, как и исходящие из объективного мира.

Восприятие как действие

  • Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движения руки, ощупывающей предмет, движения глаза, прослеживающего видимый контур предмета, движения гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т.д.

  • Моторные компоненты играют большую роль в акте осязания. Известно, что пассивное осязание свойственно всей кожной поверхности организма человека. Активное осязание характеризуется высокой точностью — адекватность отражения предмета возникает при перемещении движущейся руки относительно воспринимаемого предмета.

  • В работе руки и глаза есть много общего. Глаз, как и рука, последовательно осматривает, «ощупывает» контуры рисунка и предмета. И.М. Сеченов писал об этом: «...Идет ли речь о контурах и величине или об удалении и относительном расположении предметов, двигательные реакции глаза при смотрении и рук при ощупывании совершенно равнозначны по смыслу...». Рука «учит» глаз своим приемам ощупывания, «учит» своеобразной стратегии и тактике этого ощупывания.

  • Анализ функций движений руки в процессе осязания и глаза в процессе зрения показал, что они делятся на два больших класса. В первый входят движения поисковые, установочные и корректирующие. С их помощью осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаза (или руки) в «исходную позицию», корректировка этой позиции. Во второй класс входят движения, участвующие в построении образа, в измерении пространственных характеристик объекта, в опознании знакомых объектов и т.п. Это класс собственно гностических движений, перцептивных действий.











ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Восприятие пространства

  • Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях.

  • В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата.

  • Вторым существенным аппаратом является аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз.

  • Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами.

  • В восприятии пространства различают:

1) восприятие протяженных свойств предметов - их формы, величины, объема;

2) восприятие расстояния между предметами - их положения или места среди других предметов и их удаленности от наблюдателя (глубинное зрение).

  • Восприятие величины и формы предметов. Является сложным процессом, в котором непосредственные зрительные ощущения органически связываются с мышечно-двигательными и осязательными представлениями, оставшимися от прежнего опыта.

  • Основой этого восприятия являются величина и форма объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза. Однако одно только зрение не может обеспечить правильное восприятие формы предметов. Об этом свидетельствуют случаи излечения слепых от рождения.

  • Восприятие объемности предметов. Основную роль при восприятии объемности играет бинокулярное зрение (видение с помощью двух глаз). При таком видении получаются два изображения на сетчатках одного и другого глаза.

  • Восприятие глубины. Восприятие глубины связано с оценкой близости или удаленности предметов. Оно осуществляется с помощью как бинокулярного, так и монокулярного зрения.

  • Монокулярное зрение позволяет правильно оценивать глубинные расстояния только в очень ограниченных пределах, когда предметы находятся от наблюдателя на расстоянии не больше нескольких метров. Если рассматривать висящую на стене картину с помощью одного только глаза, она будет казаться как бы нарисованной на стене. Чтобы увидеть с помощью одного глаза верхнюю часть ее рамы несколько выступающей вперед, необходимо подойти к стене очень близко. В монокулярном восприятии глубины главную роль играет аккомодация хрусталика.

  • Аккомодацией называется рефлекторное изменение толщины хрусталика, связанное с увеличением или уменьшением его преломляющей силы. Хрусталик постоянно аккомодирует, т. е. приспосабливается к лучшему преломлению лучей, исходящих от рассматриваемых предметов. Аккомодация хрусталика совершается в очень небольших пределах. При восприятии предметов, находящихся далее 30 м, хрусталик уже не аккомодирует, так как его тело дальше не изменяет своей толщины.

  • Конвергенцией называется согласованное движение глаз, обеспечивающее ясное изображение предмета на сетчатках.

  • Ясное видение предмета возможно лишь тогда, когда его изображение падает на центральную часть сетчатки, место наиболее ясного видения (желтое пятно).

  • Воздушная перспектива. Свет, отражаемый предметами, в известной степени поглощается воздухом. Чем больше воздушное пространство до воспринимаемого предмета, тем большее количество отражаемых им лучей света поглощается воздухом, вследствие чего отдаленные предметы кажутся более тусклыми, расплывчатыми по сравнению с расположенными ближе.

  • Величина и расположение отбрасываемых предметами теней. У близких предметов эти тени имеют более резкий и определенный характер, у отдаленных они почти незаметны.

  • Геометрическая перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображения на сетчатке глаза уменьшаются в своей величине. Поэтому большие по размерам предметы воспринимаются как находящиеся ближе, чем аналогичные предметы меньшей величины. Поэтому, если изображения человека и дерева на сетчатке глаза будут одинаковой величины, мы воспринимаем человека как находящегося ближе дерева.

Восприятие времени

  • Восприятие времени — отражение длительности, скорости и последовательности явлений.

  • Физиологическим механизмом восприятия времени является определенное состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усиливается возбуждение нервных клеток (за счет суммирования последовательных воздействий).

  • Восприятие времени, как и любое психическое отражение, является субъективным образом объективной реальности. Длительность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются.

  • Быстрый темп также ведет к преувеличению интервала времени, а медленный — к преуменьшению. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длительным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных — переоценивается. Преуменьшение времени всегда является результатом доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает от однообразных, малозначимых раздражителей.


 Основные законы зрительного восприятия

Восприятие зависит от общего состояния личности, от ее индивидуального, психологического типа, мотивации и ценностных установок, но все же существуют основные законы восприятия, которые могут быть применены ко всем типам личности.

Первый закон восприятия – закон подобия. Если различные образы или объекты подобны друг другу, похожи по какому-нибудь качеству, например, то они будут восприниматься как одно целое.

Второй – закон общности. Множество объектов или образов, которые движутся с одной и той же скоростью, воспринимаются как один образ или объект.

Третий – закон близости. Те объекты или образы, которые расположены ближе друг к другу, воспринимаются как одно целое те, которые несколько удалены от них, воспринимаются в качестве отдельных объектов.

Четвертый – закон стремления к целостности. Незавершенные объекты или образы «стремятся» к завершенности. В качестве примера психологи приводят круг, нарисованный с помощью точек, который человек воспринимает как целостный образ круга. Такие образы привлекают внимание и запоминаются лучше.

Пятый – закон простоты и удобства. Образ, который человек складывает из незавершенных объектов, должен быть удобным или привычным для восприятия. Известно, например, что среди геометрических фигур более привычным является треугольник, потом – круг, а потом – квадрат.

Шестой – закон структурности. Суть его заключается в том, что отдельные элементы всегда стремятся стать частью какой-либо структуры. Структурное восприятие сильнее и ярче восприятия отдельных элементов.

Седьмой – закон исключения взаимовлияния. Если два объекта или образа расположены рядом или следуют непосредственно друг за другом, они мешают восприятию друг друга. В результате один образ или объект накладывается на другой, информация деформируется.

Восьмой – закон начала и конца. Несколько образов или объектов, расположенных в пространстве, восприятие «распределяет» от первого к последнему. Для зрительного восприятия важны следующие моменты:

- распределение происходит слева направо,

- те образы или объекты, которые расположены вначале, воспринимаются лучше и сохраняются в памяти дольше отнесенных восприятием к «крайним».

Девятый – закон выпадения из ряда. Если в ряду элементов или предметов, появляется элемент, чем-то отличающийся от остальных, он «выпадает из ряда» и запоминается лучше, независимо от своего расположения: в начале, в конце или посередине.

Десятый – закон реминисценции. Повтор образа или предмета, улучшает его восприятие. Второе повторение должно быть вскоре после первого, третье - спустя некоторое время.