СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восстание декабристов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный, с использованием цифровых технологий

Технология: развитие критического мышления

Цели урока:

  1. образовательная: создать представление о причинах зарождения организованного общественного движения, характере деятельности и целях тайных обществ, событиях 14.12.1825 г., значении декабристского выступления для развитии России.
  2. воспитательная: прививать чувство патриотизма на примере гражданского и личного мужества членов тайных обществ, жен декабристов; воспитывать чувство уважения к чужому мнению при работе в группах и при оценке исторических событий.
  3. развивающая: развивать навыки анализа в работе с историческим источником, сравнения (работа с программами тайных обществ), умение делать выводы и суждения обобщающего характера; умение работать в группе.

Просмотр содержимого документа
«Восстание декабристов»

Конспект открытого урока по истории в 8 классе.

по теме «Восстание декабристов»

Тип урока: комбинированный, с использованием цифровых технологий

Технология: развитие критического мышления

Цели урока:

  1. образовательная: создать представление о причинах зарождения организованного общественного движения, характере деятельности и целях тайных обществ, событиях 14.12.1825 г., значении декабристского выступления для развитии России.

  2. воспитательная: прививать чувство патриотизма на примере гражданского и личного мужества членов тайных обществ, жен декабристов; воспитывать чувство уважения к чужому мнению при работе в группах и при оценке исторических событий.

  3. развивающая: развивать навыки анализа в работе с историческим источником, сравнения (работа с программами тайных обществ), умение делать выводы и суждения обобщающего характера; умение работать в группе.

Межпредметные связи: литература (стихотворения А.С. Пушкина,

А. Одоевского, Н.А. Некрасова).

Оборудование: ПК, интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал (отрывки из программных документов Северного и Южного обществ), портреты Александра I, Николая I, декабристов, презентация.

Основные понятия и даты: династический кризис; декабристы; 14 декабря 1925 г. – выступление на Сенатской площади; 29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.

 Персоналии: Александр I,  Николай I, М. А. Милорадович, С. Трубецкой, Е. Оболенский, С. Волконский, П. Пестель, Н. Муравьев, К. Рылеев, С. Муравьев – Апостол, М. Бестужев – Рюмин, П. Каховский, В. Кюхельбекер, И. Пущин, М. и А. Бестужевы

Формы работы учащихся: индивидуально-групповая (ответы на вопросы; работа с историческими источниками, историческими понятиями; участие в ролевой игре по теме урока).

Подготовительный этап:

  1. Подготовленным учащимся дать задание подготовить исторические справки о П. Пестеле, Н. Муравьеве.

  2. Самостоятельно прочитать п. 1, 2 § , сформулировать причины зарождения организованного общественного движения в России; дать характеристику первым тайным обществам.

  3. Распределение ролей и репетиция инсценировки «Следствие над декабристами». Роли: Николай I, П. Пестель, Н. Муравьев.

Эпиграф урока: «Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
А.С.Пушкин

Технологическая карта урока:

Этап

Приемы и методы

Время

I.Организационный момент.


2 мин.

Стадия II. Вызов

Эвристическая беседа, мозговой штурм

8 мин

Стадия III. Осмысление

Работа с исторической информацией

20 мин

Стадия IV. Рефлексия


7 мин

Стадия V. Подведение итогов урока


3 мин.




ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Стадия вызова

Эвристическая беседа:

  • Продолжил ли Александр I либеральные преобразования после Отечественной войны 1812 года? Приведите факты.

  • Что заставило императора отказаться от курса либеральных реформ? (смерть двух дочерей и сестры, рост мистических настроений царя, революции в Европе против Священного союза)

  • Какие факты доказывают, что в последние годы своего правления Александр I перешел к политике укрепления самодержавной власти? (Аракчеевщина. Военные поселения ухудшили и без того тяжелое положение крестьян. Все слои общества зависели от тайной полиции. Помещикам вернули право ссы­лать крестьян в Сибирь. Введена была строжайшая цензура. Либерально образованные дворяне, офицеры создают тайные организации).

  • Какие тайные организации возникли в 1816-20-х гг и каковы были цели их возникновения? Почему их участниками стали дворянские офицеры?

(Союз спасения и Союз Благоденствия. Борьба за конституцию и равноправие).


Постановка учебной задачи.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с событиями одного дня XIX века. События этого дня оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского общества, его отношения с властью, обратили внимание на проблему крепостного права. В этот день представители элиты русского общества – дворянства - взяли в руки оружие, чтобы защитить интересы бесправных крепостных крестьян.

Этим днем было 14 декабря 1825 года, а участников событий этого дня стали называть декабристами. Тема сегодняшнего урока - выступление декабристов.

  1. Стадия осмысления


Учитель. Вы уже знаете, что в после войны 1812 г. в России зарождается организованное общественное движение, появляются тайные организации.

Перед вами стихотворение А.С. Пушкина «Сказки», написанное в 1818 г.

(Слайд)

Прочитайте это стихотворение и ответьте на вопросы:

Каким событиям, явлениям оно посвящено? [разочарованию в реформаторских намерениях властей]

Какова главная причина возникновения тайных обществ?

[Бездействие и нерешительность властей в проведении реформ]

Учитель. Дома вы работали с п. 1 § 9 «Зарождение организованного общественного движения». Назовите другие причины, которые способствовали зарождению организованного общественного движения в России.

[Отечественная война 1812 г. и связанный с нею мощный патриотический подъем.

Знакомство с передовым политическим европейским опытом в ходе Заграничного похода].

(Слайд)

Первые тайные общества.

Беседа с классом: Что вы знаете о первых тайных обществах?

Какие цели ставили перед собою первые тайные общества?

Задание классу: прочтите отрывок из воспоминаний современника. О каком союзе идет речь? Что случилось с этим союзом из-за описанного положения вещей?

(Слайд)

Учитель: В 1821 г. бывшими членами «Союза благоденствия» создаются 2 новые организации: Северное общество в Петербурге и Южное общество в Тульчине (Украина), где была расквартирована 2-ая русская армия.

Кто же отважился, рискуя своим положением в обществе, чинами, благополучием, возглавить эти организации?

С историческими справками о П. Пестеле и Н. Муравьеве выступают 2 учащихся.

(Слайд)

(Слайд)

Вопрос классу: почему именно эти люди возглавили тайные общества? Какие соображения, на ваш взгляд, двигали ими?

Почему блестящие офицеры, которые получили от власти чины, материальное благополучие, восстали против этой власти?

Самостоятельная работа в группах: анализ исторического документа

Учитель: И Северное, и Южное общества разработали программу реформ, необходимых для России. Перед вами на партах отрывки из этих программ.

2 группы работают с программой Северного общества, две – с программой Южного общества.

Задание: назовите основные положения программ Северного и Южного обществ и внесите их в таблицу.

(Слайд)

(Слайд)

Беседа обобщающего характера: сделайте вывод, по каким вопросам члены тайных обществ были едины, а по каким - разошлись? Как вы считаете, насколько значимы расхождения в программах? О чем говори тот факт, что по ряду вопросов члены тайных обществ были едины? В чем значимость этих вопросов?

Следовательно, мы можем сделать вывод, что основными целями декабристов были установление в России конституционного парламентского режима и ограничение самодержавия (в качестве формы правления рассматривались республика или конституционная монархия), отмена крепостного права, демократические преобразования, введение гражданских прав и свобод. Кроме того, члены тайных обществ размышляли об изменениях в экономической системе России, аграрной реформе (неизбежной после отмены крепостного права), судебной и военной реформах.

Учитель: Междуцарствие

Задание классу: после моего рассказа вы должны будете объяснить, почему для выступления был выбран именно декабрь 1825 г.

17 ноября 1825 в Таганроге неожиданно умер Александр I, и, когда спустя десять дней весть об этом достигла столицы, войска и население были немедленно приведены к присяге его младшему брату великому князю Михаилу … Однако тот несколько лет назад отказался от прав на престол ради брака с женщиной некоролевской фамилии. Еще в 1819 г. император Александр сообщил второму своему брату Николаю, что ему предстоит стать главой государства как следующему по старшинству. Николая потрясло это сообщение, он чувствовал свою неготовность принять груз государственного управления. Ни его образование, ни кругозор этому не соответствовали.

Между тем все документы, подтверждавшие законное право Николая на наследование престола, хранились в глубокой тайне. Внешне ничто не менялось — Николай по-прежнему не допускался к государственным делам, и даже его военная карьера развивалась очень вяло. Популярностью похвастаться он также не мог, в гвардии его не любили за строгость, доходившую до мелочной придирчивости, и холодное, пренебрежительное отношение к офицерам, уважения он также не мог снискать из-за отсутствия боевого опыта и увлечения бессмысленной шагистикой.

Вопрос классу: Почему же для выступления был выбран именно декабрь 1825 г.?

Однако Николаю было известно о существовании в армии разветвленного военного заговора. Это заставило его взять инициативу в свои руки и решиться объявить себя императором на основании документов, подписанных Александром в 1823 г.

(Слайд)

События 14.12.1825 г.

[На экране – кадры фильма, их сопровождает рассказ учителя:

14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь вышли около 30 офицеров и вверенные им войска. Николай попытался мирным путем ликвидировать выступление. Популярный среди солдат герой Отечественной войны 1812 г. генерал М.А. Милорадович, обратившись к рядовым участникам выступления, убеждал их, что они стали жертвой обмана. Однако он был смертельно ранен декабристом Каховским. После того, как переговоры не удались, Николай приказал войскам открыть огонь по мятежникам.

(Слайд)

Учитель: Сейчас вы увидите, как шло следствие по делу декабристов.

Возможно, некоторые детали воспроизвести мы не можем, но общая обстановка выглядела именно так.

Задание классу: что подвигло представителей привилегированного класса подняться против власти, которая наделила их этими привилегиями?

Театрализация «Следствие над декабристами»:

Николай I: Высочайше повелеваю создать в Петербурге специальный Следственный комитет по делу о злоумышленных тайных обществах. Я буду лично направлять его работу!

Как посмели вы, полковник П.Пестель, организовать заговор против власти?!

П. Пестель: По моему мнению, Ваше императорское величество, к заговору подвигло меня стремление установить такой порядок, при котором все должны быть перед законом равны...

Николай I: Вы дворянин, вам доверено было командовать Вятским пехотным полком, вы имеете награды! Не могу понять, как дворянин мог отважиться на такую дерзость!

П. Пестель: именно потому, что я дворянин, я примкнул к Обществу. Довольно долго существовала возможность для некоторых угнетать всех прочих; пора была положить решительный конец сему гнусному и неистовому распорядку вещей!

Николай I: Раскаиваетесь ли вы, капитан гвардии Генерального штаба Никита Муравьев в содеянном?

Н. Муравьев: Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ; что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка. Невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой. Слепое повиновение может быть основано только на страхе и не достойно ни разумного повелителя, ни разумных исполнителей!

Николай I: Вы, благородный человек, унизили себя до того, чтобы с оружием в руках защищать простолюдинов!

Н. Муравьев: Разделение между благородными и простолюдинами не принимается поелику противно Вере, по которой все люди братья, все рождены на благо по воле Божьей, все рождены для блага и все просто люди.

Николай I: Увести! Повелеваю: участников тайных обществ предать суду, отправить в каторгу и ссылку, разжаловать в солдаты и лишить дворянства! Разрешаю нескольким поступить рядовыми солдатами в войска Кавказского корпуса;

Зачинщиков - П. И. Пестеля, К. Ф. Рылеева, С. И. Муравьев-Апостола, М. П. Бестужев-Рюмина, П. Г. Каховского приговариваю к смертной казни и приказываю повесить в Петропавловской крепости.

Беседа с классом: что подвигло представителей привилегированного класса подняться против власти, которая наделила их этими привилегиями?

Восстание подавлено… Его участники подверглись репрессиям. Крепостное право не отменено, абсолютная монархия не ограничена. Значит, их жертва была напрасна?

(Слайд)

Учитель: Жены декабристов.

Участники тайных обществ не пытались скрываться от арестов. Уверенные в своей правоте, декабристы мужественно готовились к наказанию. Добровольно последовали в суровое Забайкалье жены и невесты осужденных на каторгу декабристов. Как жены ссыльнокаторжных, они лишались гражданских прав и дворянских привилегий. Подвиг декабристок воспел Н. А. Некрасов в поэме «Русские женщины».

[учащийся зачитывает отрывок из поэмы].

(Слайд)


  1. Стадия рефлексии.

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами выяснили каковы причины зарождения организованного общественного движения в России; узнали, как разворачивались события 14.12.1825 г. на Сенатской площади; проанализировали и сравнили программы Северного и Южного обществ.

Мы посвятили урок событиям одного дня XIX века…Дня, в котором небольшая группа романтиков осмелилась выступить против всесильного самодержавия.. Наверное, они были обречены заранее…

Как вы считаете, понимали ли сами декабристы безнадежность своего предприятия?

Задание: у вас на партах лежат небольшие листы бумаги. Сформулируйте свою оценку декабристского движения одним - двумя предложениями.

Распределим ваши ответы на группы. Здесь – оценки положительные, здесь – отрицательные, здесь – нейтральные.

Почему мы не получили единой точки зрения?

Не только вы, но и современники декабристов разошлись в оценках событий 14.12.1825.г.:

1. «Направление, данное всему предприятию, было настолько позорно, бестолково и бессодержательно, что каждый рассудительный человек должен был отклонить себя от участия в подобном деле» (генерал Е.Вертембергский)

(Слайд)

2. Наш скорбный труд не пропадет;

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы:

Она нагрянет на царей

И радостно вздохнут народы.

Декабрист А.И. Одоевский


(Слайд)

3. «Обыкновенно сапожники делают революции, чтобы сделаться господами, а у нас господа захотели сделаться сапожниками»

Ф.В. Ростопчин.

(Слайд)

Учитель: Как вы считаете, какие выводы должна была сделать самодержавная власть из произошедших событий?

Вывод: Несмотря на разгром движения декабристов, Николай I оказался под сильным впечатлением от этого события. Опасаясь повторения этих событий, он предпринял шаги по осторожному продолжению реформ. Выступление декабристов было подавлено, но оно показало, что в русском обществе существуют глубокие противоречия, которые можно разрешить только путем реформ.



  1. Подведение итогов урока

Я благодарю вас за работу.

Д/з: § 9, вопросы после параграфа

Выставление оценок.


Перечень используемых на данном уроке ЭОР:

http://histrf.ru/ru/rvio/history/historical-information

http://histrf.ru/

http://statehistory.ru/

http://nashol.com/2012071566105/istoriya-rossii-xix-vek-8-klass-danilov-a-a-kosulina-l-g-2009.html












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!