СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восстание Е. Пугачева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Восстание Е. Пугачева»

                        « Наказание крестьянина богатыми в присутствии помещика». Гравюра начала XIX века

« Наказание крестьянина богатыми в присутствии помещика». Гравюра начала XIX века

« Ужас XVIII столетия» — так нарекла императрица Екатерина II самый массовый и кровавый мятеж России.

« Ужас XVIII столетия» — так нарекла императрица Екатерина II самый массовый и кровавый мятеж России.

«Восстание под предводительством Е.Пугачёва»   1773 – 1775гг

«Восстание под предводительством Е.Пугачёва»

1773 – 1775гг

Задание на урок: Результаты восстания для крестьянства

Задание на урок:

  • Результаты восстания для крестьянства
Проблемный вопрос:  Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война?

Проблемный вопрос:

Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война?

План:  1. Причины войны.  2.Участники(состав, предводитель)  3. Основные этапы, события  5. Итоги и значение.

План:

1. Причины войны.

2.Участники(состав, предводитель)

3. Основные этапы, события

5. Итоги и значение.

 « Когда людей ставят в условия, подобающие только животным им ничего не остаётся, как восстать или на самом деле превратиться в животных»  Ф. Энгельс «Когда все остальные права человека будут нарушены, право на восстание становится бесспорным» У. Пейч «Справедливость должна быть сильной, а сила справедливой» Б. Паскаль Причины восстания.

« Когда людей ставят в условия, подобающие только животным им ничего не остаётся, как восстать или на самом деле превратиться в животных»

Ф. Энгельс

«Когда все остальные права человека будут нарушены, право на восстание становится бесспорным» У. Пейч

«Справедливость должна быть сильной, а сила справедливой» Б. Паскаль

Причины восстания.

Причины восстания Работа с учебником с.26 1) 2) 3) 4) Восстание Е.И.Пугачева 1773-1775 гг.

Причины восстания

Работа с учебником с.26

1)

2)

3)

4)

Восстание Е.И.Пугачева 1773-1775 гг.

Причины восстания. тяжелое положение работных людей на мануфактурах усиление власти и произвола помещиков над крестьянами захвата земель русским дворянством у нерусских народов ликвидация казачьего самоуправления на Дону подвергались издевательствам и мучениям со стороны своих хозяев были оторваны от своих семей, работая по 12-15 часов в сутки крепостные не имели никаких прав помещик мог ссылать крестьян за провинность и непокорность или отдать в рекруты, продать крестьянина, членов его семьи помещик не имел права убить своего крепостного нечеловечес-кие условия труда вызывали болезни и гибель многих рабочих крестьян проигрывали в карты и меняли на собак

Причины восстания.

тяжелое положение работных людей на мануфактурах

усиление власти и произвола помещиков над крестьянами

захвата земель русским дворянством у нерусских народов

ликвидация казачьего самоуправления на Дону

подвергались издевательствам и мучениям со стороны своих хозяев

были оторваны от своих семей, работая по 12-15 часов в сутки

крепостные не имели никаких прав

помещик мог ссылать крестьян за провинность и непокорность или отдать в рекруты, продать крестьянина,

членов его семьи

помещик не имел права убить своего крепостного

нечеловечес-кие условия труда вызывали болезни и гибель многих рабочих

крестьян проигрывали в карты и меняли на собак

Самоуправление – самостоятельность тех или иных территорий или общественных групп в вопросах, оговоренных с центральной властью.

Самоуправление – самостоятельность тех или иных территорий или общественных групп в вопросах, оговоренных с центральной властью.

 Петр III Емельян Пугачёв. Портрет, приложенный к изданию «Истории пугачёвского бунта» А. С. Пушкина, 1834

Петр III

Емельян Пугачёв.

Портрет, приложенный к изданию

«Истории пугачёвского бунта» А. С. Пушкина, 1834

Емельян Иванович Пугачев Работа с учебником  с.27 Качества Пугачева Обещание Участники

Емельян Иванович Пугачев

  • Работа с учебником
  • с.27
  • Качества Пугачева
  • Обещание
  • Участники
) И.Дроздов. Крестьяне встречают Пугачева

)

И.Дроздов. Крестьяне встречают Пугачева

Основные этапы крестьянской войны I – этап II - этап III – этап

Основные этапы крестьянской войны

I – этап

II - этап

III – этап

Первый этап : 17 сентября 1773 г. - 22 марта 1774 г. 1773 сентябрь- начало восстания 3 октября осада Оренбурга Ноябрь 1773 - март 1774 Распространение восстания по Уралу и Поволжью. Присоединение башкир во главе с Салаватом Юлаевым 22 марта 1774 поражение Пугачева под Татищевой крепостью. Снятие осады Оренбурга царскими войсками Карта сканирована с учебника Данилова, Касулиной «История России» 7 класс– М: Дрофа, 1999 г.

Первый этап : 17 сентября 1773 г. - 22 марта 1774 г.

1773 сентябрь- начало восстания

3 октября осада Оренбурга

Ноябрь 1773 - март 1774

Распространение восстания по Уралу и Поволжью. Присоединение башкир во главе с Салаватом Юлаевым

22 марта 1774 поражение Пугачева под Татищевой крепостью. Снятие осады Оренбурга царскими войсками

Карта сканирована с учебника Данилова, Касулиной «История России» 7 класс– М: Дрофа, 1999 г.

Манифест - (от позднелат. manifestum - призыв) особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению.

Манифест - (от позднелат. manifestum - призыв) особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению.

 Второй этап : апрель -июль 1774 г.; Апрель – Пугачев собирает новую армию на Урале 21 мая восставшие разбиты под Троицкой крепостью. Пугачев продолжает путь к Казани 12-31 июля восставшие захватили Казань. На помощь осажденным идут царские войска под предводительством и.И. Михельсона. 15 июля – армия Пугачева разбита, идет на Царицын Карта сканирована с учебника Данилова, Касулиной «История России» 7 класс– М: Дрофа, 1999 г.

Второй этап : апрель -июль 1774 г.;

Апрель – Пугачев собирает новую армию на Урале

21 мая восставшие разбиты под Троицкой крепостью. Пугачев продолжает путь к Казани

12-31 июля восставшие захватили Казань. На помощь осажденным идут царские войска под предводительством и.И. Михельсона.

15 июля – армия Пугачева разбита, идет на Царицын

Карта сканирована с учебника Данилова, Касулиной «История России» 7 класс– М: Дрофа, 1999 г.

Третий этап : 31 июля - сен­тябрь 1774 г; 21 августа – Осада Царицына 25 августа - восставшие были окончательно разбиты. Пугачев ушел на Волгу собирать новые силы. Казаки во главе с Твороговым схватили атамана. 15 сентября – Пугачева сдали властям. Карта сканирована с учебника Данилова, Касулиной «История России» 7 класс– М: Дрофа, 1999 г.

Третий этап : 31 июля - сен­тябрь 1774 г;

21 августа – Осада Царицына

25 августа - восставшие были окончательно разбиты. Пугачев ушел на Волгу собирать новые силы.

Казаки во главе с Твороговым схватили атамана.

15 сентября – Пугачева сдали властям.

Карта сканирована с учебника Данилова, Касулиной «История России» 7 класс– М: Дрофа, 1999 г.

10 января 1775 г. в Москве состоялась казнь Пугачева на Болотной площади.

10 января 1775 г. в Москве состоялась казнь Пугачева на Болотной площади.

Итоги и значение. Восставшие: Самое крупное в истории России крестьянское восстание. Идеи свободы и борьбы с крепостничеством и дворянством. Объединение крестьян, работных людей и национальных меньшинств. Отрицали феодальное общество, но взамен не чего нового не предлагали. Власть: Усиление гнета властей, но и увеличение зарплат работным людям. Начался поиск путей решения крестьянского вопроса

Итоги и значение.

Восставшие:

Самое крупное в истории России крестьянское восстание.

Идеи свободы и борьбы с крепостничеством и дворянством.

Объединение крестьян, работных людей и национальных меньшинств.

Отрицали феодальное общество, но взамен не чего нового не предлагали.

Власть:

Усиление гнета властей, но и увеличение зарплат работным людям.

Начался поиск путей решения крестьянского вопроса

«Восстание - это добро или зло?»  «+» – это добро  «-» – это зло

«Восстание - это добро или зло?»

«+» – это добро

«-» – это зло

Исправить не менее восьми ошибок в тексте  . Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в Северной  войне, где приобрел опыт в кавалерийском деле. Бежав из армии, он испытал немало лишений. Пугачев решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлек на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под ее стенами он разгромил правительственные войска.

Исправить не менее восьми ошибок в тексте

.

Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в Северной войне, где приобрел опыт в кавалерийском деле. Бежав из армии, он испытал немало лишений. Пугачев решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлек на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под ее стенами он разгромил правительственные войска.

Исправить не менее восьми ошибок в тексте  Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на  Яике . Он участвовал в  Северной войне , где приобрел опыт в  кавалерийском деле . Бежав из армии, он испытал  немало лишений . Пугачев решил выдать себя за «чудесно спасшегося»  императора Ивана Антоновича  и привлек на свою сторону  донских казаков . Самозванец собрал большое войско и осадил  город Астрахань . Под ее стенами он  разгромил правительственные войска .

Исправить не менее восьми ошибок в тексте

Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на  Яике . Он участвовал в  Северной войне , где приобрел опыт в  кавалерийском деле . Бежав из армии, он испытал  немало лишений . Пугачев решил выдать себя за «чудесно спасшегося»  императора Ивана Антоновича  и привлек на свою сторону  донских казаков . Самозванец собрал большое войско и осадил  город Астрахань . Под ее стенами он  разгромил правительственные войска .

Задание на урок: Результаты восстания для крестьянства

Задание на урок:

  • Результаты восстания для крестьянства
Проблемный вопрос:  Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война?

Проблемный вопрос:

Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война?

 Проверь себя! . 1.Восстание под предводительством Е. Пугачева началось А) в 1773 Б) в 1774 В) в 1775 2. Пугачев выдавал себя за чудесно спасшегося А) царевича Дмитрия Б) царя Ивана Антоновича В) царя Петра III 3. Яицкое казачество после Пугачевского бунта было переименовано А) в терское Б) в уральское В) в сибирское

Проверь себя!

.

1.Восстание под предводительством Е. Пугачева началось

А) в 1773

Б) в 1774

В) в 1775

2. Пугачев выдавал себя за чудесно спасшегося

А) царевича Дмитрия

Б) царя Ивана Антоновича

В) царя Петра III

3. Яицкое казачество после Пугачевского бунта было переименовано

А) в терское

Б) в уральское

В) в сибирское

 Проверь себя! . 4. Правительственными войсками в сражении под Казанью командовал А) А.И.Бибиков Б) И.И. Михельсон В) генерал Кар 5. Войска Пугачева захватили посад города А) Оренбурга Б) Казани В) Москвы 6. Восстание под предводительством Пугачева было разгромлено А) в 1773 Б) в 1774 В) в 1775

Проверь себя!

.

4. Правительственными войсками в сражении под Казанью командовал

А) А.И.Бибиков

Б) И.И. Михельсон

В) генерал Кар

5. Войска Пугачева захватили посад города

А) Оренбурга

Б) Казани

В) Москвы

6. Восстание под предводительством Пугачева было разгромлено

А) в 1773

Б) в 1774

В) в 1775

 Проверь себя! . А7. Активное участие в Пугачевском восстании приняли  А) башкиры Б) калмыки В) татары 8. Правительственными войсками в сражении под Татищевой крепостью командовал А) А.И.Бибиков Б) И.И. Михельсон В) генерал Кар

Проверь себя!

.

А7. Активное участие в Пугачевском восстании приняли

А) башкиры

Б) калмыки

В) татары

8. Правительственными войсками в сражении под Татищевой крепостью командовал

А) А.И.Бибиков

Б) И.И. Михельсон

В) генерал Кар

 Проверь себя! .  1–а;2–в; 3–б; 4-б; 5-б; 6-в;7-а;8 –а.  Оценка  8 – «5»  7 – «4»  6 - «3»

Проверь себя!

.

1–а;2–в; 3–б; 4-б; 5-б; 6-в;7-а;8 –а.

Оценка

8 – «5»

7 – «4»

6 - «3»

 Рефлексия .  1. Я узнал (а), что ________________________ 2. Я был удивлен (а) тем, что _______________ 3. Мне понравилось, что __________________ 4. Мне более всего запомнилось, что________

Рефлексия

.

1. Я узнал (а), что ________________________

2. Я был удивлен (а) тем, что _______________

3. Мне понравилось, что __________________

4. Мне более всего запомнилось, что________

Домашнее задание. Прочитать параграф 25, ответить на вопросы.  Задание по выбору: 1.Написать сочинение-рассуждение: «Как развивались бы события в России, в случае успеха Е.Пугачёва?». 2.Заполнить таблицу «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва». Этап / даты Движущие силы / Основные события численность Результат

Домашнее задание.

Прочитать параграф 25, ответить на вопросы.

Задание по выбору:

1.Написать сочинение-рассуждение: «Как развивались бы события в России, в случае успеха Е.Пугачёва?».

2.Заполнить таблицу «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва».

Этап / даты

Движущие силы /

Основные события

численность

Результат


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!