СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восстание С. Разина

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Восстание С. Разина»



Класс: 7

Учитель: Конаева Милана Докаевна

Предмет: История



Тема: «Восстание Степана Разина»



  1. Контролируемые элементы содержания



  • Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина



  1. Контролируемые умения



  • Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего

  • Развитие умений искать и анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего



  1. Проверяемые элементы содержания



  • Народные движения. Соляной и Медный бунты в Москве. Восстание под предводительством Степана Разина



  1. Предметные умения



  • Группировать (систематизировать, обобщать) отдельные элементы исторического знания по определённым признакам

  • Отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез исторической информации

  • Выделять существенные признаки исторических событий (явлений, процессов), общие свойства рассматриваемых объектов материальной и духовной культуры

  • Определять длительность исторических процессов, последовательность исторических событий, явлений, процессов

  • Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов



  1. Личностные результаты



  • Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России



  1. Функциональная грамотность



  • Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

  • Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

Тип урока: Комбинированный урок

Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/8a1896f0

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала



    1. Мотивация на учебную деятельность

Добрый день дорогие ребята. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко. (записать на доске)

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

- Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

- Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

- Нам на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.



    1. Актуализация опорных знаний



Предложите учащимся рассмотреть картины художника Э. Лисснера, иллюстрирующие события двух бунтов — Медного и Соляного. Эти изображения уже знакомы учащимся. 
Проведите краткую фронтальную беседу по содержанию этих картин:

  • Какие события истории XVII века изображены на каждой картине?

  • Как ты определил, на какой картине изображены события Медного бунта, а на какой — Соляного бунта? 

  • Кто в основном изображен на картинах?

  • Почему ты сделал такой вывод?

  • Каковы причины этих событий?

  • Чем закончилось каждое из этих событий?

  • Были ли решены проблемы, вызвавшие волнения народа?

  • Каковы были последствия каждого из этих событий?

  • Как ты думаешь, прекратились ли народные выступления в Российском государстве в ситуации усиливающегося крепостного гнета и произвола бояр, дворян, приказных людей? 

  • Мог ли простой народ защитить себя мирным, ненасильственным путем?

    1. Целеполагание



Как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Какая цель у нашего урока? Достигнем ли мы ее?





  1. Освоение нового материала



    1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Вопреки распространённым слухам, жизнь казаков на Дону не была такой уж сладкой. Среди них тоже существовало неравенство, большую часть казаков составляла голытьбá (бедняки). После русско-польской войны на Дон пробралось множество беглых крестьян, среди них начался голод. Назревал бунт.

В 1666 году большой отряд казаков под руководством атамана Василия Уса отправился к царю в надежде поступить на государеву службу, но получил отказ. Возмущённые казаки подняли восстание и вернулись на Дон. А там уже было очень неспокойно. Сформировалось несколько отрядов под руководством талантливого и решительного атамана Степана Разина. К ним и присоединились казаки Уса.

Рис. 1. Народные выступления в XVII веке

По традиции отправились «за зипунами». В течение двух лет (1667–1669 годы) разинцы почти полностью блокировали торговлю по Волге. На своих лёгких стрýгах они догоняли и грабили тяжёлые купеческие корабли. С богатой добычей вернулись казаки Разина домой и обосновались в Кагальницком городке. Узнав о таком удачливом атамане, сюда стали приходить многие желающие вступить в его войско. 

В 1670 году Разин объявил, что пора идти на Москву, освободить крестьян и наказать всех бояр. Его почти пятитысячное войско выступило в поход к Волге. Был захвачен город Царицын, мощная крепость Астрахань сдалась без боя. Местные власти были уничтожены, в городах установлено казачье управление. На всех окрестных территориях начались крестьянские выступления, и войско Разина стало быстро пополняться.

  

Теперь оно двинулось вверх по Волге, и крупные города — Саратов, Самара, Пенза — переходили на его сторону один за другим. Всех людей Разин объявлял вольными, по всей территории распространялись «прелестные письма» с призывами свергать власть и переходить на его сторону. Площадь, охваченная восстанием, разрасталась и уже включала в себя всё многонациональное Поволжье и юг России.

 

Рис. 2. Бой разинцев с правительственными войсками

Наступление Разина остановилось лишь под Симбирском, куда подошла армия под командованием князя Д. А. Барятинского. Здесь развернулись серьёзные бои, и разинцам пришлось отступить назад на Дон. Там зажиточные (домовитые) казаки схватили Степана Разина и его младшего брата Фрола и выдали царским властям. В цепях их привезли в Москву и там после пыток казнили сначала Степана, а через несколько лет и Фрола.

Но восстание, вопреки ожиданиям властей, не закончилось. Его удалось подавить только через год, когда осенью 1671 года правительственными войсками была взята Астрахань.

Расправа над восставшими была ужасна. Современники писали, что по Волге день за днём плыли плоты с виселицами. По подсчётам историков, было убито до 10 тысяч участников восстания.



  1. Применение изученного материала.



    1. Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Текст с ошибками Выполни задание. Ответ запиши в тетрадь.
Прочитай текст, который содержит две фактические ошибки. Найди фактические ошибки и исправь их. Ответ оформи в виде таблицы (обязательно заполни обе колонки).

Восстание Степана Разина можно разделить на два этапа. Второй этап начался весной 1670 года, когда Степан Тимофеевич Разин взял город Астрахань и затем пошел на Царицын. В Астрахани на казачьем кругу было сформировано правительство во главе со Степаном Тимофеевичем Разиным. Осенью 1670 года восставшие пытались взять Симбирск, но, потерпев неудачу, отошли на Дон.



  1. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика

  • Почему в конце XVII века началось восстание?

  • Какие цели ставили восставшие?

  • Какое событие восстания вам запомнилось? Почему?

  • Чем закончилось восстание?

  • Добились ли восставшие поставленных целей? Почему?

  • Запиши в тетрадь в хронологической последовательности места и годы городских восстаний, произошедших в XVII веке. 



  1. Подведение итогов, домашнее задание



    1. Рефлексия

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

    1. Домашнее задание. Подготовить сообщение по теме урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!