Конспект урока по истории в 5 классе
с использованием метода «работа в паре».
Тема урока: Восстание Спартака
Цели: урока: Образовательные: - организовать работу по формированию у учащихся представления о восстании Спартака как о самом массовом и организованном из восстаний рабов в Древнем мире;
Развивающие: - организовать работу по развитию умений работать с текстом учебника, историческим источником; - продолжить формирование у учащихся умений – показывать географические объекты на карте – самостоятельно анализировать изучаемые события, делать выводы;
Воспитательные: - содействовать формированию ценностных ориентаций у учащихся в ходе освоения ими знаний о рабстве в Древнем Риме.
Задачи урока: 1. Актуализировать знания учащихся по теме. 2. Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятий «рабство» и «восстание»
3. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу. 4. Организовать работу в парах. 5. Организовать работу в группах.
Цели урока направлены на достижение обучающимися:
1. Предметных результатов: - овладеть целостными представлениями о гладиаторах; - объяснять причины восстания Спартака; - анализировать и обобщать данные; - работать с исторической картой;
2. Метапредметных результатов: Регулятивные УУД: - осуществлять целеполагание; - планировать пути достижения цели; - формулировать свою точку зрения; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Познавательные УУД: - владеть смысловым чтением; - извлекать информацию из различных источников; - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - структуировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста;
- строить логические цепочки рассуждений;
Коммуникативные УУД: - организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, способы взаимодействия; - участвовать в коллективном обсуждении проблем; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
3. Личностных результатов: - обрести мотивацию к изучению нового материала; - осознавать важность изучения истории; - выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, карта «Древняя Италия», контурные карты, компьютер, проектор, презентация.
Технологии: элементы критического мышления, обучение в сотрудничестве, информационно- коммуникативная, здоровьесберегающая.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я предлагаю начать наш урок с упражнения «Поздороваемся ладошками»
- Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаю (большой)
Успеха ( указательный)
Большого (средний)
Во всем (мизинец)
Здравствуйте (всей ладонью)
- Вы пожелали друг другу здоровья, а я хочу пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.
Актуализация знаний.
Учитель: Чтобы определить тему нашего урока, послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, о чем говорится в тексте?
« Свобода! Свобода! Богиня богинь!
Когда нападут легионы врагов,-
В мечи превратишь ты оковы рабов!
И в странах позора, где царствует гнет,
Пусть самый ленивый оружье берет!
Свобода! Свобода! Богиня богинь!
Тебя призывая, мы рвемся к мечам!
К оружью, товарищи, смерть палачам!
( Дети высказывают свои предположения – о борьбе рабов за свободу)
- А теперь давайте вспомним, что мы уже знаем о положении рабов в Древнем Риме.
Работа в парах.
Каждой паре дается задание.
Задание 1 паре: источники рабства и отношение к рабам.
Задание 2 паре: применение труда рабов. ( Слайды 1,2,3)
(Ответы детей)
Учитель формулирует вывод: ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации как в Древнем Риме.
Проблемный вопрос:
Подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам? ( Учащиеся отвечают: к заговорам, восстаниям)
Скажите, а может ли восстание быть без руководителя?
Давайте вместе попробуем найти имя человека, возглавившего одно из масштабных восстаний древности. Человека, вступившего в смертельный поединок с богачами Рима.
Игра « Историческое лото» (работаем группой)
Вам необходимо подобрать лексическое значение для исторических понятий. И, если вы соберете лото правильно, то мы узнаем имя руководителя восстания.
Целеполагание.
Учащиеся собирают лото и знакомятся с именем организатора восстания рабов, определяют тему урока « Восстание Спартака» ( слайд 4)
(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь)
- Какова цель нашего урока? ( Дети говорят- узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме)
- Для того, чтобы добиться цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Каковы причины восстания?
2) Ход восстания.
3) Итоги.
4) Значение восстания.( слайд 5)
Открытие нового знания.
Мы продолжаем работу и вы теперь выступите в роли исследователей и, изучив исторический документ, карту, определите причины восстания и как оно проходило.
( Учитель раздает детям листы с историческим документом)
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Учащиеся работают с текстом документа.
« В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестким мерам, чтобы заставить их работать, насильно учили ремеслу гладиаторов. В 73 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. « Лучше умереть за свободу, - говорил Спартак, - чем убивать друг друга для забавы римлян. Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, похитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вершине вулкана Везувий, Спартака за силу и знание военного дела избрали предводителем.» ( Слайд 6,7,8)
Вопросы:
Где и когда состоялось восстание?
Цель восставших?
Чем были недовольны гладиаторы?
Кого они избрали предводителем?
Где первоначально устроили свой лагерь? ( Слайд 9)
( Ответы детей)
Самостоятельная работа с тестом учебника.
Задание: Внимательно прочитайте текст учебника на странице 247-248, пункт 2.
Ответьте на вопросы:
Какая задача стояла перед Спартаком?
По какому образцу организовал Спартак свое войско? Каков был состав войска? (Слайд 10)
Ребята, давайте на минуту отвлечемся.
Физминутка.
Любим мы историю, друзья!
Изучаем страны, учим строки,
Но нам без отдыха нельзя,
Так отдохнем мы на уроке:
Поднимаем руки, класс – это раз
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть все дано –
Где окно, а где кино.
Оведу я ими круг, погляжу на мир вокруг!
Продолжаем работу с текстом учебника на странице 248-250, пункт 3-4.
Вопросы:
У восставших был план ведения войны с Римом?
По карте на странице 249 проследитепоходы восставших.
Было ли единство и согласие между рабами?
Удалось Спартаку осуществить свой план? ( Слайд 11)
( Ответы детей)
А сейчас давайте вспомним все главные объекты и выполним задание по контурной карте.
Ребятам предлагается алгоритм:
Откройте учебник на странице 249.
Рассмотрите внимательно легенду карты ( условные обозначения)
Выполнить на карте задания. (Слайд 12)
Задания: отметьте место
- где началось восстание рабов
- вулкан Везувий
- 1 поход восставших
- 2 поход рабов
- последнее сражение.
Предлагаю послушать аудиозапись ( римский историк Аппиан о последней битве Спартака)
Восставшие сражались храбро, но силы были не равны, армия рабов была разбита. Сам Спартакпал на поле боя. Шесть тысяч оставшихся рабов в живых были взяты в плен римлянами и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима)
Подведение итогов восстания:
Чем закончилось восстание?
Почему восставшие потерпели поражение?( Ответы детей)
Значение восстания:
Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу. Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам. ( Слайд 13)
Применение нового знания.
У ребят на столах лежат рабочие листы с заданиями. Дети их выполняют и затем проводят взаимопроверку, выставляют себе отметки по эталону.
Подведение итога. Рефлексия.
Итак, вы познакомились с ходом и итогом самого крупного восстания рабов.
Ребята, какова была цель нашего урока? Достигли мы цели?
Учитель анализирует деятельность учеников на уроке и выставляет им отметки.
Я хочу вам рассказать известную притчу.
Везут три человека камни.
- Что вы делаете? – спрашивают у них.
- Везу эти проклятые камни, - злобно высказался первый.
- На хлеб себе зарабатываю, - утомленно промолвил второй.
- А я хочу построить храм, - так ответил третий, и лицо его посветлело.
Чем для вас был этот час?
Тяжелым трудом, который вызвал у вас усталость, вам не понравился урок?
Вы работали ради отметки?
Может вы строили храм и от урока вам стало светло и тепло на душе.
Выразите свое отношение: 1) синий цвет
2)зеленый
3)красный
Д/З§ 51.
По желанию:
Составить рассказ от имени участника восстания.
Нарисовать рисунок на тему. ( Слайд 14)
Рабочий лист с заданиями для закрепления знаний.
Какими из этих качеств обладал Спартак? (поставьте + там, если вы считаете качества верные)
А) Спартак отличался отвагой, физической силой.
Б) Он отличался от других рабов выдающимся умом.
В) Обладал организаторскими способностями.
Г) Был трусливым и нерешительным.
Д) Любил свой народ.
Е) Стремился к власти и богатству.
Ж) Уважал право человека на свободу.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
« Дырявый текст» (вставьте пропущенные слова или даты)
В______ году до н.э. в Риме вспыхнуло восстание рабов. Его предводителем был человек по имени______________. Когда –то он был свободным жителем удаленной ___________. Некогда он воевал с римлянами, попал в плен и был продан в _______________________. Школа располагалась в городе__________. Однажды в школе возник заговор рабов. Он был раскрыт и жестоко подавлен. Но ______ непокорным рабам удалось бежать. Восставшие устроили свой лагерь на вулкане_________________. Рабы с соседних ____________ присоединялись к ним.
Спартак
Фракия
Везувий
73 г. до н. э.
Гладиатор
Имения
Капуя
78
За каждый правильный ответ 1 балл.
Установите последовательность событий:
А) Образование лагеря у г. Везувий
Б) Поход на Сицилию
В) Поход на север Италии
Г) Прорыв римских укреплений на перешейке
Д) Разгром Крассом отрядов Спартака
Е) Раскрытие заговора гладиаторов
Если задание выполнено верно, то ставим 1 балл.
14-13 б.-«5»
12-10 б.- «4»
9-7 б. - «3»
Ниже 7 б. – «2»