II. Мотивация и актуализация | Учитель задает вопросы. Ребята, где находится Рим? Кто там жил? Какие категории населения Вы можете перечислить? Кто такие рабы? Какое было к ним отношение? Где применялся их труд? Какая была особая категория рабов? Кто такие гладиаторы? Мог ли гладиатор стать свободным? Проблемный вопрос: почему римляне предпочитали гладиаторские бои? Могло ли быть такое увлечение в Греции? О чем это говорит? Почему именно в Риме оказалось большое количество рабов? Какие источники рабства Вам известны? Чего хотели рабы? О чем мечтали? Какие они могли использовать формы протеста? Проблемный вопрос. Подумайте, к чему могло привести такое положение рабов? Что такое восстание? Восстание – один из видов массовых выступлений, борьба за освобождение. Об одном восстании гладиаторов, мы сегодня на уроке и узнаем. Имя его – Спартак. Проблемный вопрос: закономерно ли что восстание рабов произошло в Италии? | Смотрят на карту, находят Рим и отвечают на поставленные вопросы. Рим расположен на Апеннинском полуострове. В Риме жили патриции, плебеи, вольноотпущенники и рабы. Раб – несвободный человек, зависел от своего хозяина, который мог поступить с ним, как считал нужным. Рабовладельцы унижали, истязали их, отправляли в школы гладиаторов. Использовали труд рабов в сельском хозяйстве, на рудниках, в домах, при строительстве общественных дорог. Гладиаторы – рабы, убивающие друг друга перед зрителями. Да, они могли получить деревянный меч (символ свободы). Образец храбрости видели в гладиаторах. Популярность боев свидетельствует о невысоком культурном уровне, нежели в Греции. После завоевательных войн многие рабы попали в плен. Рождение в семье раба, пиратство, долговое рабство. О свободе, возвращении на родину. Неповиновение хозяину, плохо работать, ломали орудия труда, совершали побег и восстания. Предлагают варианты. Да, положение рабов в Риме было очень тяжелым. Записывают тему урока «Восстание Спартака» и дату 73-71 гг. до н. э. | умение организовать свою деятельность, участие в обсуждении проблемы, умение строить речевое высказывание, установление причинно-следственных связей, сравнение, выражение своих мыслей | создание условий, при котором обучающиеся поймут, зачем им изучать тему урока; формирование представлений о ключевых событиях прошлого, уважение к правам и свободам человека | анализ полученной информации, развитие интересов познавательной деятельности | вспоминают тему прошлого урока, высказывают суждения по теме, анализ результатов исторических событий, научатся определять понятие «восстание» | 7 мин |
III. Целеполагание | Подводит обучающихся к формулированию цели урока. Что нам необходимо узнать сегодня? Мы будем работать в группах, которые определили в начале урока по представителям римского общества во время восстания Спартака. (гладиаторы, сторонники Спартака, римская армия, противники Спартака, римские граждане). Обратите внимание перед вами рабочие листы, по которым мы будем работать в течение урока. В конце урока Вы их сдадите. | Принимают участие в постановке цели. Высказывают предположения. Составляют план изучения новой темы: Причины восстания Цели рабов Ход восстания Итоги восстания Значение восстания | осуществление целеполагания, планирование способов достижения целей, выражение своего мнения, аргументация своего мнения | обсуждение этапов плана, предложение вариантов | умение ставить цель, выделять вопросы, которые нужно изучить на уроке, планируют пути достижения цели | анализ информацию, просмотр рабочих листов, ознакомление обучающихся с важными событиями во всемирной истории | 3 мин |
IV. Первичное усвоение новых знаний | Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент о личности Спартака. Задает вопросы. Где родился Спартак? Чем он занимался до того, как попал в плен? Ребята, сегодня к нам на урок пришел сам Спартак. Что он о себе расскажет? Что Вы узнали? Предлагаю Вам вновь посмотреть видеофрагмент о начале восстания Спартака. Задает вопросы группе гладиаторов. Откуда бежал гладиатор? Какие причины восстания рабов Вы можете назвать? Давайте узнаем у самого Спартака: правы ли мы? Как Вы думаете: почему войско Спартака было организовано как у римлян? Рассказ учителя: Спартак видел недостатки в армии и их усовершенствовал (усилил кавалерию, сделал армию более маневренной, способной к быстрым перемещениям). Римскую армию в этом направлении будет реформировать Цезарь. Задает вопросы группе сторонников Спартака. Было ли обеспокоено римское правительство бегством рабов? Случай не редкий, римляне не сомневались, что всех переловят. Однако рабов, оказалось, поймать непросто. Их число на вершине вулкана Везувия (они там устроили лагерь) росло. Предположите, кто присоединяется к Спартаку? Отряд вырос до 10 тыс. Против них отправляется 3 тыс. армия во главе с Клавдием. Как быть? Выслушаем гладиатора. Рабы так и поступили. Все спустились, кроме одного. Почему? Ему нужно было спустить все оружие. Рассказ учителя: в армии Спартака остро стояла проблема с вооружением. Его изготавливали прямо в лагере. К Спартаку приходило новое подкрепление, которое должно было стать боеспособной армией. Гладиаторы агитировали рабов, обучали их военному делу. | После просмотра видеофрагмента отвечают на вопросы. Родился во Фракии, был свободным, воевал в римской армии, бежал, оказался в рабстве. Выступление ученика в роли Спартака. Спартак попал в плен к римлянам, те сделали его гладиатором. Выступление ученика в роли гладиатора. Смотрят видеофрагмент. Группа гладиаторов отвечает на вопросы. Из школы в Капуе сбежали рабы. Анализируют текст учебника, называют причины (бесчеловеческое отношение к рабам, насильственное обучение военному делу, недовольство рабов своим положением). Выступление Спартака. Записывают причины в рабочий лист. Проверяют их по слайду презентации. Он служил в римской армии и применил их знания. Ученики в группе сторонников Спартака отвечают на поставленные вопросы и высказывают свои предположения. Предлагают варианты: рабы из имений, рабы-пастухи, которые пасли скот в горах. Выступление ученика в роли гладиатора. Предположения учеников. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, поиск необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, работа в группе, ролевая игра, владение смысловым чтением, нахождение необходимой информации в тексте, умение выделять главную идею текста, участие в коллективном обсуждении проблем, оказание помощи в сотрудничестве | прослушивают ответы одноклассников, комментируют, овладение умением вести диалог, обучающиеся дают оценку этапам восстания, характеристику предводителю рабов, определяют его черты характера, полководческий талант | владение умением работать с текстом учебника, контурной картой, обобщать факты, коллективно вести работу, высказывание собственного мнения формулировать и обосновывать выводы, уметь оценивать действия Спартака, обсуждение разных взглядов исторических фактов | получение новых знаний, называют причины начала восстания и причины поражения, дают оценку личностным качествам Спартака, его чертам характера, анализ результатов событий, знание исторических фактов | 13 мин |
| Как Вы думаете, все ли поддерживали Спартака? Давайте спросим об отношении к Спартаку римских граждан. Дальнейшие этапы восстания группа римских граждан узнает после прочтения учебника на стр. 248-249. Учитель говорит группе римской армии о необходимости заполнения контурной карты в печатной тетради. Учитель задает вопросы группе противников Спартака. Как Спартак решил перебраться на Сицилию? Что же пошло не так? Предоставим слово стороннику Спартака. Теперь заслушаем диалог пирата с римским полководцем Крассом. Что Вы можете сказать по диалогу? Дадим слово противнику гладиатора, посланнику к нему от римской армии. Предположите: что ответил посланнику Спартак? Предлагает заслушать предателей из лагеря гладиатора и полководца римской армии Красса. Почему произошел разлад в армии? Почему Спартак избегал удара римских войск? Наступал последняя битва. На чьей стороне было превосходство сил? Давайте узнаем у самого Спартака. Как Вы думаете: какими чертами характера обладал Спартак? Однажды, когда Спартак спал, вокруг его лица обвилась змея. Это был знак великой власти, которая приведет к злополучному концу. Так и произошло. Восставшие потерпели поражение. Спартака убивают во время сражения. 6 тыс. рабов были приговорены к казни. Какие были причины поражения? Какое историческое значение восстания Спартака? Спартак для рабов – символ их надежды на избавление от рабства. Он образец преданности, гуманности и благородства. Символ борьбы за свободу. Это было крупнейшее восстание рабов, после которого римляне смягчили свое отношение к рабам. Память о руководителе восстания жива до сих пор. Какие произведения посвященные Спартаку Вы знаете? Предлагает посмотреть на иллюстрации, расположенные на доске. | Выступление римского гражданина. На вопросы по тексту учебника отвечает группа римских граждан. Группа римских граждан перечисляет этапы восстания (заговор рабов в гладиаторской школе в Капуе, создание лагеря на вершине Везувия, разгром отряда римлян, восстание охватывает весь юг Италии, поход к Альпам, поход к Сицилии, западня, разгром армии Спартака). Группа римской армии заполняет контурную карту. Группа противников Спартака отвечает на вопросы. Ему должны были помочь пираты. Выступления учеников в роли сторонника Спартака, его противника и посланника. Делятся впечатлениями. Высказывают свои предположения. Выступление обучающихся. Отвечают на вопросы. Выступление ученика в роли Спартака. Римская армия была сильнее. Она превышала численность армии гладиатора. Называют следующие качества: отважный, умный, находчивый, решительный, бесстрашный, справедливый, сильный, смелый и т.д. Называют причины поражения восстания Спартака (преимущество римской армии, плохое вооружение, отсутствие четкого плана действий, стихийный характер восстания обман пиратов, разногласии в лагере). Записывают их в рабочий лист. Проверяют по презентации. Определяют историческое значение. Отвечают на вопрос (в театре есть балет с таким названием, в литературе – исторический роман, в кино – имеется множество фильмов). Обращают внимание на иллюстрации. | | | | | 9 мин |
V. Первичная проверка понимания | Предлагает выполнить задания в рабочих листах. | Выполняют задания в рабочих листах. Сдают рабочие листы. | работа в группе, участие в коллективном обсуждении проблем, умение договариваться и приходить к общему решению. | выражать свою позицию на основе имеющихся представлений | вспомнить и применить информацию, полученную на уроке | применяют знания, приобретенные на уроке | 6 мин |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение информации, анализ деятельности обучающихся. Поощрение в виде выставления оценок. | Обсуждают, что узнали на уроке (мне понравилось, было интересно, я еще хочу узнать). Проводят самооценку и оценку деятельности групп. | самооценка, саморегуляция, выражение своих мыслей, рефлексия способов и условий действия | делятся своими впечатлениями, комментируют ответы одноклассников | синтезируют полученную информацию, делают выводы | закреплений знаний, полученных на уроке | 3 мин |