СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по истории России, 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период»



План - конспект урока по истории, 11 класс

Дата проведения урока:_______________

Тема: «Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период»

Цели урока: • охарактеризовать состояние советской экономики после войны,

• проанализировать альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы;

• выяснить причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития,

• проследить ход восстановления промышленности сельского хозяйства,

• определите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны.


Планируемые результаты:

Личностные: воспитание уважения к прошлому своей страны; развитие стойкого интереса к истории, как учебной дисциплине; осмысление исторического опыта предшествующих поколений;

Метапредметные: ученик научится устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы; получит навыки работы с различными историческими источниками- статистическим материалом, письмами, фольклорным материалом.

Предметные: называет особенности перехода СССР к мирной жизни, научится приводить примеры восстановления отраслей экономики, значимых объектов народного хозяйства страны; характеризует основные источники восстановления экономики; объяснить значение понятий: государственные займы, репарации, конверсия

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация; учебник.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.

Персоналии: И. Сталин, Л. Берия, Н. Вознесенский, М. Сабуров, И. Курчатов


Основные даты: 11 мая 1945 гг.- прекращение поставок по ленд-лизу;

1946 гг.- перевод промышленности на мирные рельсы;

Март 1946г. - утверждение плана о развитии страны в послевоенный период;

1946г. – засуха в СССР;

1948 гг.- принятие «Сталинского плана преобразования природы»;

29 августа 1949г. - испытание первой советской атомной бомбы;

1946- 1950 гг.- IV-ая пятилетка;

1951- 1955 гг.- V-ая пятилетка;

1950г. - укрупнение колхозов;

1951г. – принятие Пятилетнего плана;

12 августа 1953г. – испытание водородной бомбы.





ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Организация внимания учащихся, приветствие; визуальный контроль готовности рабочего места, внимание учащихся.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания

  • Объясните тезис: «КПСС – основа политической системы Советского государства»

  • Сравните характер репрессивной политики в 1920-1930гг и в послевоенные годы»

  • Учащиеся представляют подготовленные дома презентации на тему: «Политические процессы в СССР».

III. МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

Великая Отечественная война стала одной из самых трагичных страниц в истории нашей страны. Потери были огромны. Советский Союз потерял около 27 млн. человек. Европейская часть страны была полностью разрушена. В таких городах Сталинград, Севастополь, Минск, Смоленск, Курск, Орел, Чернигов, Воронеж было уничтожено более 90% зданий. Всего было разрушено 1710 городов, 32 тыс. предприятий, 98 тыс. колхозов. Некоторые западные экономисты считали, что Советскому Союзу на восстановление экономики потребуется более 50 лет…

Проблемный вопрос: Так каким же образом, стоявшая на грани исчезновения страна сумела в кратчайшие сроки отстроить заново уничтоженные города и села, восстановить разрушенную экономику?

(слайд №2)

Вместе с учителем ребята формулируют тему урока: «Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период».

Как вы считаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня ответить на уроке, чтобы максимально раскрыть содержание поставленной темы?

План урока:

  1. Последствия войны для экономики СССР.

  2. Экономические дискуссии 1945 – 1946 гг.

  3. Денежная реформа 1947 года.

  4. Развитие промышленности.

  5. Восстановление сельского хозяйства.

IV. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

(Изучение нового материала проходит с опорой на мультимедийную презентацию).

  1. Экономика СССР после войны.

Просмотр фрагментов из документального кинофильма от телеканала Звезда: «КАК Восстанавливали СССР После Войны ( https://youtu.be/s19_WCaIak8 )

После просмотра учащиеся отвечают на поставленные вопросы:

1. Каковы людские потери Советского Союза в Великой Отечественной войне?

2. Оцените состояние народного хозяйства после войны.

3. Какая задача встала перед страной после окончания войны?

Запись в тетради: (слайд №3)

- Разрушено 1710 городов и поселков,

- 70 тыс. сел и деревень;

- взорвано 31850 заводов и фабрик,

- 1135 шахт;

- взорвано 65 тыс. км железнодорожных путей;

- сократились посевные площади на 36,8 млн га.

- общие материальные потери составили 1/3 национального богатства. - Прямой материальный ущерб — 679 млрд рублей (больше, чем у всех других европейских государств, вместе взятых).

Вопрос классу: Когда начинается восстановление народного хозяйства?

2. Экономические дискуссии 1945-1946гг.

В сентябре 1945 года сумма прямых потерь, причинённых войной, была оценена в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 году.

Восстановительный период в истории советского народного хозяйства начался в 1946 году.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ восстановления хозяйства:

  • в максимально короткие сроки восстановить наиболее пострадавшие от войны районы страны,

  • перепрофилирование промышленности на работу в условиях мирного времени,

  • достигнуть довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства,

  • и превзойти его.



В августе 1945 г. Госплану СССР (который возглавлял Н. А. Вознесенский) было поручено подготовить проект четвертого пятилетнего плана. В ходе его разработки были высказаны самые различные предложения о том, каким образом можно быстро добиться возрождения экономики страны.

Припомнили и опыт НЭПа. Предлагалось, как и тогда, перейти к свободной торговле продукцией сельского хозяйства, акционировать промышленное производство, реформировать денежную систему, введя золотое содержание рубля, открыть наряду с государственными кооперативные магазины. Звучали и призывы к ликвидации колхозов из-за их неэффективности. Для достижения новых рубежей в развитии экономики предлагалось больше прав предоставить регионам.

Впервые раздавались и голоса тех, кто сомневался в правильности марксистско-ленинской экономической теории.

Но всем дискуссиям подвел черту Сталин. Было принято решение о продолжении предвоенного курса, основанного на внеэкономическом принуждении, сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой. В вышедшей в 1952 г. работе Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР" вновь отстаивались идеи преимущественного развития тяжелой промышленности, ускорения полного огосударствления собственности и форм организации труда. Не допускалось и мысли об использовании рыночных механизмов. Для объяснения постоянной нехватки самых необходимых продуктов и товаров в стране было выдвинуто теоретическое положение о том, что при социализме растущие потребности населения будут всегда обгонять возможности производства.

Вывод: Произошел возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 1930-е годы.



Работа с документом. (слайд№4)

Из речи И.В.Сталина на собрании избирателей г. Москвы 9 февраля 1946 года.

Основные задачи нового пятилетнего плана состоит в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путём последовательного снижения цен на товары, на широкое строительство всякого рода научно-исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы.

  1. Со всеми ли приведёнными положениями вы согласны? Почему?

  2. К началу 50–х годов промышленность и сельское хозяйство СССР оказалось в катастрофическом положении. В тот же время официальная пропаганда упорно твердила о колоссальных успехах в развитии экономики страны. Чем можно объяснить сложившееся к этому времени положение дел

3.Денежная реформа 1947 год

14 декабря 1947 г.— вышло постановление о проведении денежной реформы (обмен денег производился из расчёта 10 рублей старых денег на 1 рубль новых, 10:1). (Слайд № 5)

4. Развитие промышленности.

Возрождение промышленности проходило в очень тяжёлых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от труда в военное время.

Восстановление проходило в условиях резкого усиления перемещения населения, вызванного демобилизацией армии, репатриацией советских граждан.

Репатриация – возвращение на родину военнопленных, беженцев, эмигрантов, перемещенных лиц.

Основные источники подъёма промышленного производства


  • Перекачивание средств из деревни.

  • Трудовой энтузиазм советского народа (движение скоростников, многостаночников).

  • Репарации с Германии (4,3 млрд долларов).

  • Вывоз немецкого и японского оборудования из Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Маньчжурии.

  • Использование труда заключённых (в 1950 г. только в системе ГУЛАГа их было более 2,5 млн чел.), спецпереселенцев (около 2,3 млн чел.) и военнопленных.

  • Государственные займы (ежегодно в среднем на 1—1,5-месячную заработную плату) (всего с 1946-го по 1956 г.— 11 займов).



Запись в тетради: (слайд 6,7)

Четвертая пятилетка – 1951-1955 гг.

Пятая пятилетка – 1946-1950 гг.

Приоритетному восстановлению и развитию подлежала тяжёлая промышленность — акцент на прирост показателей по производству металла, топлива и промышленного сырья в ущерб производству товаров народного потребления.( слайд №8)



Самостоятельная работа с учебником: читаем п. 27 стр. 81-82 и отвечаем на вопросы:

- Перечислите итоги четвёртой пятилетки.

- Назовите факторы, позволившие успешно выполнить задачи пятилетки..

Всего за годы пятилетки было восстановлено, построено и введено в действие свыше 6 тыс. промышленных предприятий (слайд № 9)

  • восстановлены: Днепрогэс, «Запорожсталь», Донецкий угольный бассейн, «Азовсталь» и др.;

  • построены: Калужский турбинный завод, Коломенский завод тяжёлого машиностроения, газопровод Саратов — Москва, Северо-Крымский канал.



Довоенный уровень промышленного производства достигнут в 1948 г. (слайд №10)

  • Осуществлён перевод промышленности на мирные рельсы.

  • Темпы роста строительных работ отставали от масштабов роста городского населения -* нехватка жилья.

  • Сельское хозяйство и лёгкая промышленность серьёзно отставали от развития тяжёлой индустрии.

  • Социальные проблемы решались чрезвычайно медленно.

  • Выросла численность рабочего класса (за годы пятилетки на 11 млн чел.).

  • Сохранялись административно-командные методы управления экономикой.



Вопрос классу: Какой вывод о восстановлении и развитии промышленности в послевоенные годы мы можем сделать?



4. Восстановление сельского хозяйства.

Сельское хозяйство вышло из войны крайнее ослабленным. Посевные площади сократились на 32%. Материально-техническая база крайне ослаблена. Ощущалась острая нехватка транспорта, в основном использовался гужевой транспорт. Не хватало специалистов и мужских рук. (слайд №11)

Каковы источники восстановления народного хозяйства в СССР? ( Слайд №12)

Работа с документом.

Из информации спецслужб в ЦК ВКП(б) о положении дел в Молдавии в 1947г.

Основной причиной высокой смертности является дистрофия. Крестьяне большинства районов Молдавии употребляют в пищу различные недоброкачественные суррогаты, а также трупы павших животных. За последнее время имеются случаи людоедства…

  1. Чем вы можете объяснить такое положение дел в сельской местности после окончания войны?

  2. какие меры необходимо было, по-вашему, предпринять властям для исправления ситуации?

Самостоятельная работа с учебником: Прочитав п. 4 стр.251 ответьте на вопросы.

Какие трудности испытывала страна в послевоенный период в восстановлении сельского хозяйства?

- Что ещё больше ухудшило состояние сельского хозяйства?

- Назовите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны?

- Почему СССР не мог обратиться за помощью в борьбе с голодом к западным странам, своим бывшим союзникам?

Итак, Засуха 1945 г. охватила почти все зерновые области страны – Украину, Молдавию, правобережье Нижней и Средней Волги, Ростовскую область, Центрально – Чернозёмную зону. Её влияние в несколько меньших размерах ощутимо сказалась и во многих областях Нечерноземья, особенно в его южных частях, Восточной Сибири. По силе и масштабам охвата территории засуха 1946 г. была больше, чем в 1921г, и напомнила засуху 1891 г. Во многих районах дождей не было 60-70 дней подряд.

Советский Союз, несмотря на продовольственные трудности в стране, оказал большую помощь Болгарии, Румынии, Польше, Чехословакии. В Польшу было отправлено 900 тыс. т зерна, в Чехословакию – 600 тыс.т зерна.6 апреля 1946г. министр внешней торговли СССР А.И.Микоян подписал соглашение о поставке Франции 500 тыс.т. зерна в течении апреля-июня 1946г. В сообщении о соглашении указывалось, что Советское правительство, “учитывая тяжёлое продовольственное положение во Франции и просьбу Французского правительства, решило пойти навстречу Франции как своему союзнику.


Вывод:

  • 1946 г.— сильная засуха, охватившая основные зерновые районы страны: Молдавию, Украину, Центральное Черноземье — голод — гибель тысяч людей.

  • Коллективизация Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии, Молдавии.

  • Изъятие у колхозников 10,6 млн га земель приусадебных участков.

  • Ограничение количества скота на личных подворьях (крестьяне забили до 2 млн голов свиней, коз, овец).

  • Восстановление колхозов, МТС и совхозов.

  • Организационно-хозяйственное укрепление колхозов:

— возврат колхозам земель, взятых разными организациями и учреждениями в годы войны;

— укрупнение колхозов.

  • Укрепление материально-технической базы сельского хозяйства:

— возобновление производства тракторов на старых заводах (Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы);

— создание новых тракторных заводов в Минске, Владимире, Липецке.


Довоенный уровень сельскохозяйственного производства достигнут только в начале 1950-х гг. Таким образом, грандиозные успехи в промышленности сопровождал упадок сельского хозяйства.

V. ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Обобщение полученных знаний с использованием материалов презентации, дискуссия по поставленному вопросу

Беседа по вопросу: Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли?

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ПРОВЕРКА И КОРРЕКЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Вопрос классу: Назовите положительные и негативные черты послевоенного экономического курса И.В. Сталина.

Работа с картой: покажите на карте крупнейшие стройки послевоенных пятилеток? Определите по карте специализацию промышленности СССР и отраслей сельского хозяйства. (слайд №13).

VIII. ЭТАП ИНСТРУКТАЖА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Сообщение учащимся домашнего задания. Разъяснение методики его

выполнения, требований к результатам: Учебник История России §27, задания 1,6 из рубрики «думаем, сравниваем, размышляем» на стр.85.

VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ

Каковы были итоги экономического развития СССР в послевоенное время? Сформулируйте главные и запишите в кластер.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!