СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восстановление Сталинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет  интересен преподавателям истории, литературы, классным руководителям.  Может быть использовн на уроках,классных часах. Может быть адресован широкой читательской аудитории.

Просмотр содержимого документа
«Восстановление Сталинграда»

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТАЛИНГРАДА В 1943-1945 ГОДАХ.


Моисеев Артем Игоревич, студент группы 1-1

«Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

Авдеенко Галина Анатольевна, преподаватель

ГБПОУ ВО «БСХТ» г. Борисоглебск


Сталинград в годы Великой Отечественной войны являлся крупнейшим индустриальным центром юга СССР. Мировую известность принесла городу победа Красной армии. Разрушение всей городской инфраструктуры на тот момент времени составило восемьдесят процентов от довоенного уровня. Главной задачей стало восстановление города после пепелища и боев. Это героическая страница в истории нашего народа. Надо сказать, что данный уникальный опыт возрождения Сталинграда изучен нашими историками недостаточно.

Комплексного анализа процесса формирования и распределения трудовых ресурсов при восстановлении Сталинграда в 1943-1945 годов в научных публикациях до настоящего времени не было. Данная статья нацелена на решение выявленной проблемы. В работе поставлены следующие задачи:

- выделение периодов формирования и распределения трудовых ресурсов;

- раскрывание источников формирования трудовых ресурсов;

- выявление их значение в строительно-восстановительных мероприятиях на каждом из выделенных этапов;

Сутью методологической основы стали принципы историзма и объективности, комплексности и системности в освещении материала. Документальные источники позволили всесторонне изучить поднимаемую проблему во всем ее многообразии в конкретно-исторических, экономических и политических условиях.

После окончания Сталинградской битвы людские и материальные потери региона были столь значительны, что правительство вынуждено было разрабатывать специальные планы восстановления города, разделив объемы работ на подготовительный и основной. На подготовительном этапе впервые в практике восстановительно-строительных мероприятий к их реализации привлекалось специально созданное воинское формирование – Сталинградская группа войск, а также военнопленные, части МПВО, мобилизованные жители. Второй этап характеризовался целенаправленной государственной политикой по формированию и использованию трудовых ресурсов города. Административная мобилизация трудовых ресурсов сыграла ведущую роль в восстановлении Сталинграда, вспомогательные работы осуществляли добровольные объединения жителей под руководством партийных и хозяйственных структур (черкасовское движение).

Важно отметить, что разрушенный в ходе битвы город и после победы Красной армии над немецко-фашистскими войсками в сражении на Волге продолжал оставаться крупным индустриальным центром юга Советского Союза, в продукции предприятий которого крайне нуждалась воюющая страна. Именно поэтому его восстановлению придавалось важное значение, изыскивались дополнительные источники пополнения кадров.

В начале Великой Отечественной войны регион имел развитую промышленную и социальную инфраструктуру. В области действовали 55 предприятий союзного подчинения, 131 – республиканского, 52 – областного и 29 – районного; 120 промышленных артелей. Непосредственно в Сталинграде располагалось 126 предприятий: 53 – союзного и республиканского подчинения, остальные – областного. Функционировали два медицинских института – в Сталинграде и Астрахани, около десятка медицинских училищ, школ, курсов Красного Креста, готовивших кадры врачей и средних медработников.

Практически сразу встал кадровый вопрос. Убыль населения была катастрофически велика. По данным городского статистического управления, на 23 августа 1942 г. в Сталинграде было зарегистрировано 494 000 чел., не считая эвакуированных, а на 2 февраля 1943 г. – всего 32 181 житель. Требовалось выработать комплекс мер по формированию трудовых ресурсов, способных проводить в жизнь восстановительные мероприятия. На подготовку четкого плана поиска и привлечения рабочих рук времени не хватало.

Ведущей силой стали военнослужащие частей Красной армии. Оставшиеся после боев на территории области части 5 февраля 1943 года директивой Ставки Верховного Главного Командования № 46053 были объединены в Сталинградскую группу войск (СГВ) Первоначально СГВ была нацелена на самостоятельное выполнение задач по разминированию территории, сбору трофеев и приведению в санитарное состояние месторасположения воинских подразделений. Тем не менее значительный объем намеченных мероприятий потребовал координации усилий с гражданскими органами власти и управления. Задействованы инженерная и трофейная группы были также на строительно-восстановительных мероприятиях. К моменту расформирования СГВ ими были подняты 4 судна, выведены в безопасное место 17 судов и 144 понтона, построено 18 мостов, отремонтировано 23,5 км дороги на участках Бекетовка – Сталинградский тракторный завод (СТЗ), Бекетовка – Красноармейск, к пристани «Киевский взвоз», 56 колодцев, очищено 3 438 пог. м водопровода, уложено 225 шт. водопроводных труб .

Помимо своей основной цели – сбора и отгрузки трофеев для передачи их в действующую Красную армию, на предприятия для ремонта или в качестве металлолома, трофейные части бывшего Донского фронта выполнили одну из важнейших восстановительных задач – подготовили площадки под строительство, убрав остатки разбитой военной техники, вооружения, интендантского имущества. Оказывалась ими помощь и гражданским властям Сталинграда. Очищены Привокзальная площадь, улицы центральной части города, станции Сталинград-II, железнодорожные пути, товарные дворы, территории и цеха заводов им. Куйбышева, им. Петрова, гидролизного, кожевенного, хлебозавода № 1, трамвайного парка, десяти артелей, транзитной пристани. Отремонтирован участок в 1 км асфальтированного шоссе Красноармейск – СТЗ.

Таким образом, деятельность СГВ способствовала выполнению первоначальных задач восстановительного периода в Сталинграде. В ходе мероприятий разминирования и разграждения были подготовлены места для строительных площадок. Население активно подключилось к уборке. К 5 июня главным образом силами горожан было освобождено от мусора и нечистот 800 тыс. м² улиц, площадей, садов, разобрано 2 100 м³ баррикад, засыпано 600 шт. старых уборных, помойных ям, свалок, построены 45 общественных уборных, 31 мусорный ящик .

Ситуация начала меняться после принятия 4 апреля 1943 г. постановления Государственного Комитета Обороны (ГКО) «О первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства Сталинграда и Сталинградской области». В документе ставились задачи перед наркоматами СССР и РСФСР по введению в действие промышленных предприятий, сельского хозяйства, транспорта, связи, городской инфраструктуры и культурно-бытового обслуживания трудящихся.

Несмотря на прилагаемые усилия, процесс восстановления в 1943 г. шел крайне медленными темпами из-за острой нехватки рабочих рук. 7 июня пленум горкома ВКП (б) предложил партийным организациям привлечь к строительно-восстановительным работам на добровольных началах гражданское население. Были рекомендованы примерные индивидуальные трудовые обязательства для выполнения в нерабочее время. 13 июня 1943 года на восстановление Дома Павлова вышли 19 женщин – работниц детского сада Дзержинского района. Бригадиром была избрана А. М. Черкасова. 15 июня «Сталинградская правда» опубликовала обращение бригады ко всем горожанам отдавать свой труд по воскресеньям и в свободное от основной работы время делу возрождения города-героя. Так зародилось черкасовское движение. Планировали деятельность бригад городской и районные штабы. Определение объектов, нуждавшихся в дополнительных источниках рабочей силы, находилось в непосредственном ведении управленческих и хозяйственных структур. В июле пленум горкома ВКП (б) установил главное направление приложения труда добровольческих бригад – восстановление жилищно-коммунального хозяйства, учреждений народного образования и здравоохранения, водопровода и трамвайного хозяйства. В 1943 г. 863 бригады черкасовцев выполнили около половины всего объема восстанавливаемого социально-культурного и жилищно-коммунального строительства: 8 детских садов, 25 школ, 5 больниц, 7 поликлиник, 12 детских яслей, 10 молочных кухонь и консультаций, 7 столовых, 2 клуба; собрано и отгружено 2 740 т металлолома; заготовлено 5 000 м3 дров; изготовлен школьный инвентарь; собрано и очищено до 100 000 кирпичей; осуществлялся ремонт оборудования промышленных предприятий, уборка мусора, кладка кирпичных стен, ремонт жилых помещений, остекление оконных рам. Построены 10 725 жилых и 10 111 индивидуальных домов, 22 моста, 4 дамбы, 6,5 км² асфальтовой и 16,8 км² булыжных дорог. В 1944 г. в городе трудилось уже 1 200 бригад и отрядов добровольцев, которые объединяли свыше 20 000 человек.

Черкасовское движение стало одним из наиболее эффективных направлений активизации местного трудового потенциала. Значительные масштабы строительства в Сталинграде потребовали привлечения квалифицированных специалистов.

Положение с рабочей силой было напряженным, местные людские ресурсы являлись минимальными. Привлекать специалистов из других областей было сложно. Газеты писали: «…отсутствие жилья для размещения прибывающих рабочих создало большую текучесть и может повлечь за собой срыв работы…». Наиболее сложной ситуация была в Управлении по восстановлению жилищно-коммунального хозяйства Сталинграда (УВС) НККХ РСФСР, которое было организовано в апреле 1943 г. Оно вело работу по гражданскому строительству, восстановлению трамвайного хозяйства, водопровода, канализации.

В 1945 г. добавились репатриированные, демобилизованные военнослужащие. Однако это не оказало влияние на снижение текучести кадров. Облисполкому разрешалось набирать женщин в возрасте 18–30 лет для замены. Шла административная мобилизация трудовых ресурсов. Она проводилась по двум направлениям – местными органами власти и в масштабах Советского Союза. В марте 1943 г. по решению ГКО Сталинградский обком ВКП (б) обязывался для энергокомбината мобилизовать 150 рабочих, из них 50 квалифицированных. Для нефтебазы через трудовую повинность выделялось 360 местных жителей. Проводились областные призывы молодежи в школы ФЗО. Например, в декабре 1943 г. 900 юношей и девушек отправились осваивать специальности каменщиков, монтажников, сантехников Весной 1945 г. 800 сталинградцев в порядке трудовой повинности ремонтировали железнодорожные мосты. Окончание Великой Отечественной войны позволило пополнить трудовые ресурсы региона демобилизованными из армии. Они в первую очередь поступали на градообразующие предприятия города: СТЗ, заводы № 221, 264.

Таким образом, следует выделить два периода формирования и использования трудовых ресурсов Сталинграда:

1. Январь-май 1943 г.: в основном региональные органы власти изыскивали трудовые ресурсы для подготовки строительных площадок.

2. Апрель 1943–1945 г.: целенаправленная политика правительства по формированию и использованию трудовых ресурсов города. Несмотря на главную задачу ввода в строй промышленных предприятий региона, под контролем продолжала находиться подготовка строительных площадок (разминирование, очистка территории), нормализации жизни горожан. Административная мобилизация трудовых ресурсов сыграла ведущую роль в восстановлении Сталинграда.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что результатом активной совместной деятельности гражданских властей, общественнополитических сил и движений на местном и центральном уровнях, отраслевых министерств и армии стало возрождение СТЗ, заводов № 91, 221, 264, «Красный Октябрь», гидролизный, им. Петрова и другие предприятий города. Они выпускали не только военную, но и мирную продукцию: трактора, речные суда, сенокосилки, сталь и прочее. Сталинград вновь стал индустриальным центром юга Советского Союза.












Литература


1. Болотов Н. А., Опалев М. Н. Железнодорожники Нижнего Поволжья в годы Великой Отечественной войны. – Волгоград : Перемена, 2007. – 188 с.

2. Гаевская Ж. Ю. Роль спецконтингента в восстановление предприятий военно-промышленного комплекса Сталинграда 1943–1945 гг. по материалам государственных архивов Российской Федерации // Вестник архивиста. – 2015. – № 1(129). – С. 46–63.

3. Гоманенко О. А. Материально-бытовое положение и культурное обслуживание работников речного транспорта Нижне-Волжского пароходства в годы Второй мировой войны // Мобилизационная модель экономики: исторический опыт России ХХ века : сб. материалов Всерос. научн. конф. – Челябинск, 2009. – С. 246–250.

4. Загорулько М. М., Пищулина С. Ю. Сталинградская область в постановлениях Государственного Комитета Обороны 1943–1945 гг. // Сталинградская область в постановлениях Государственного Комитета Обороны (1943–1945): документы и материалы / под ред. М. М. Загорулько. – Волгоград : Издатель, 2011. – Т. 9 (2). – С. 7–30. 5. Загорулько М. М., Сидоров С. Г., Цунаева Е. М. Военнопленные в Сталинграде. 1943–1945 гг.: к истории вопроса (материалы к обсуждению): Препринт # WR/2003/22. – Волгоград: ВолГУ, 2003. – 76 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!