Сологубова Ольга Викторовна
Ставропольский край, Андроповский район
ГПБОУ КРК «Интеграл»
Восстановленный диктант как одна из форм работы на уроках русского языка с учащимися, обладающими разными стилями восприятия и переработки информации
Среди всех видов диктантов, которые используются при обучении русскому языку, можно выделить восстановленный диктант, который позволяет сделать переход от диктанта к изложению постепенным. Под восстановленным диктантом мы подразумеваем работу по связному тексту, в процессе которой обучающийся прослушивает целиком текст, затем пишет по нему выборочный диктант (выписывает только наречия или только простые предложения) и, наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям. С диктантом этот вид работы сближает то, что ученик прослушивает исходный текст не только целиком, но и по предложениям. С изложением - то, что содержание текста восстанавливается самостоятельно, хотя опорные слова или предложения, которые выписал ученик, помогают восстановить прослушанное с большей лёгкостью, чем при написании изложения.
Плюсы этой работы в том, что она может проводиться при изучении любой темы, но, как показывает практика, более эффективен при изучении лексики, словообразования, морфологии и орфографии.
Например, при изучении глагола дается задание: выписать из диктуемого рассказа все глаголы, а затем по выписанным глаголам восстановить текст. Перед учащимися ставится цель: внимательно прослушать и постараться запомнить текст, выделить в нём глаголы.
Летом толстоголовый сом медленно ходит в самых глубоких местах, двигает длинными усами, высматривает ямку или рытвину, которая была пошире и попросторнее. Любит он лежать в таких местах. Днём выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит, рака сцапает и лягушку съест. Но зимой он лежит в ямке совсем неподвижно.
Применительно к другому тексту можно дать задание: выписать глаголы в форме прошедшего времени, обозначить их суффиксы или выписать только возвратные глаголы и т.д.
Такая работа готовит детей к написанию не только подробного изложения, но и сжатого (учит выделять главное и отсекать то, что второстепенно, без чего в тексте можно обойтись). Это очень важно, потому что готовит ребят к новой форме аттестации. Являясь промежуточной работой между диктантом и изложением, а при использовании картины, включая и некоторые элементы описания по картине, восстановленный диктант - хорошее средство для развития связной речи. Он помогает усвоить композицию повествования, описания и рассуждения, поставить новые мыслительные задачи, для решения которых нужно использовать полученные ранее знания. А ведь для нас это очень важно. Мы не только узнаем новое, но и учимся выстраивать логические цепочки, делаем выводы, повторяем изученное ранее, а значит - закрепляем. В одной работе совмещается и повторение, и размышления на заданную тему, и обучение, и творческий поиск. Конечно, ребята, обладающие аналитическим способом восприятия, справятся с такой задачей легко. Ученикам, обладающим другими способами восприятия, которым, возможно, придётся сложнее, такая работа тоже пойдёт на пользу. Ведь восстановленный диктант приучает одинаково внимательно относиться и к правописанию, и к содержанию текста, и к его логике, и к композиции, и к языковому оформлению материала. Кроме того, учит разбираться в особенностях каждого типа речи. Ученик может сам прийти к выводу о том, что за тип речи использован в предлагаемом тексте и доказать свою позицию, а это уже ответ-рассуждение с аргументацией сказанного. Он ещё и обогащает словарь обучающегося, что так важно для нас. Не стоит забывать, что для аналитика главное - проведение эксперимента и определение результата. Прослушали текст, выписали слова или предложения в соответствии с заданием, восстановили и оценили то, что получилось.