СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восстановленный диктант как одна из форм работы на уроках русского языка с учащимися, обладающими разными стилями восприятия и переработки информации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал, помогающий организовать работу со связным текстом, объединив разные виды работы.

Просмотр содержимого документа
«Восстановленный диктант как одна из форм работы на уроках русского языка с учащимися, обладающими разными стилями восприятия и переработки информации»

Сологубова Ольга Викторовна

Ставропольский край, Андроповский район

ГПБОУ КРК «Интеграл»

Восстановленный диктант как одна из форм работы на уроках русского языка с учащимися, обладающими разными стилями восприятия и переработки информации

Среди всех видов диктантов, которые используются при обучении русскому языку, можно выделить восстановленный диктант, который позволяет сделать переход от диктанта к изложению постепенным. Под восстановленным диктантом мы подразумеваем работу по связному тексту, в процессе которой обучающийся прослушивает целиком текст, затем пишет по нему выборочный диктант (выписывает только наречия или только простые предложения) и, наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям. С диктантом этот вид работы сближает то, что ученик прослушивает исходный текст не только целиком, но и по предложениям. С изложением - то, что содержание текста восстанавливается самостоятельно, хотя опорные слова или предложения, которые выписал ученик, помогают восстановить прослушанное с большей лёгкостью, чем при написании изложения.

Плюсы этой работы в том, что она может проводиться при изучении любой темы, но, как показывает практика, более эффективен при изучении лексики, словообразования, морфологии и орфографии.

Например, при изучении глагола дается задание: выписать из диктуемого рассказа все глаголы, а затем по выписанным глаголам восстановить текст. Перед учащимися ставится цель: внимательно прослушать и постараться запомнить текст, выделить в нём глаголы.

Летом толстоголовый сом медленно ходит в самых глубоких местах, двигает длинными усами, высматривает ямку или рытвину, которая была пошире и попросторнее. Любит он лежать в таких местах. Днём выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит, рака сцапает и лягушку съест. Но зимой он лежит в ямке совсем неподвижно.

Применительно к другому тексту можно дать задание: выписать глаголы в форме прошедшего времени, обозначить их суффиксы или выписать только возвратные глаголы и т.д.

Такая работа готовит детей к написанию не только подробного изложения, но и сжатого (учит выделять главное и отсекать то, что второстепенно, без чего в тексте можно обойтись). Это очень важно, потому что готовит ребят к новой форме аттестации. Являясь промежуточной работой между диктантом и изложением, а при использовании картины, включая и некоторые элементы описания по картине, восстановленный диктант - хорошее средство для развития связной речи. Он помогает усвоить композицию повествования, описания и рассуждения, поставить новые мыслительные задачи, для решения которых нужно использовать полученные ранее знания. А ведь для нас это очень важно. Мы не только узнаем новое, но и учимся выстраивать логические цепочки, делаем выводы, повторяем изученное ранее, а значит - закрепляем. В одной работе совмещается и повторение, и размышления на заданную тему, и обучение, и творческий поиск. Конечно, ребята, обладающие аналитическим способом восприятия, справятся с такой задачей легко. Ученикам, обладающим другими способами восприятия, которым, возможно, придётся сложнее, такая работа тоже пойдёт на пользу. Ведь восстановленный диктант приучает одинаково внимательно относиться и к правописанию, и к содержанию текста, и к его логике, и к композиции, и к языковому оформлению материала. Кроме того, учит разбираться в особенностях каждого типа речи. Ученик может сам прийти к выводу о том, что за тип речи использован в предлагаемом тексте и доказать свою позицию, а это уже ответ-рассуждение с аргументацией сказанного. Он ещё и обогащает словарь обучающегося, что так важно для нас. Не стоит забывать, что для аналитика главное - проведение эксперимента и определение результата. Прослушали текст, выписали слова или предложения в соответствии с заданием, восстановили и оценили то, что получилось.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!