СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восточные славяне

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы начинаете изучать историю Росси – это часть всеобщей истории. В 6 классе изучается история России с древнейших времен до конца XYI века. Основными источниками знаний по истории этого времени являются летописи, записки путешественников, археологические находки, фольклор.  Мы с вами попробуем побывать в роли исследователей и по сохранившимся, дошедшим до нас историческим источникам,  выясним, как жили наши предки. Темой  нашего исследования  станут «Восточные славяне».

Просмотр содержимого документа
«Восточные славяне»

Методическая разработка урока по истории в 6 классе.

Автор разработки: Шуликова Елена Александровна

МКОУ Чикманская СОШ

Тема: Восточные славяне.

Оборудование: карта «Древнерусское государство – Киевская Русь в IX – XII веках »,

компьютер, мультимедиапроектор, учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России: с древнейших времен до конца XIY века». М.: Просвещение, 2009, раздаточный материал.


Тип учебного занятия: вводный

Цели урока:

  1. Обучающие:

    • Актулализировать знания учащихся и интерес детей к изучению истории и традиций славянского народа;

  • Продолжить формировать умения работать с исторической картой и историческим источником;

  • Обеспечить понимания содержания учебного материала всеми учащимися;

  • Формировать общеучебные умения и навыки (сопоставления, сравнения, выделения главного и др.)

  1. Развивающие: способствовать умению

  • находить необходимую информацию в письменных источниках;

  • сравнивать и обобщать полученную информацию;

  1. Воспитательные: способствовать развитию

    • интереса к русской истории;

    • патриотизма;

    • Формирования опыта социального общения

Задачи урока: изучив письменные исторические источники определить места расселения, занятия, быт и верования восточных славян.


Ход и содержание урока.

Оргмомент.

I. Мотивация учащихся.

Вы начинаете изучать историю Росси – это часть всеобщей истории. В 6 классе изучается история России с древнейших времен до конца XYI века. Основными источниками знаний по истории этого времени являются летописи, записки путешественников, археологические находки, фольклор. Мы с вами попробуем побывать в роли исследователей и по сохранившимся, дошедшим до нас историческим источникам, выясним, как жили наши предки. Темой нашего исследования станут «Восточные славяне».


Эпиграф урока:

«История предков всегда любопытна...» Н.Карамзин (слайд 1)

Тема урока: «Восточные славяне ».

С чего мы начнем свое исследование?

Что мы можем узнать о восточных славянах?

  • определить места расселения восточных славян

  • познакомится с обликом, занятием, бытом, верованиями, управлением





Составление кластера.

расселение

Внешний вид, характер




управление


Быт

( жилище)




Восточные славяне

занятия

верования







II. Самостоятельная работа в группах.

Выбор направления исследования. Разбор кластера.

Изучение документов (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Выполнение работы.

1) ответить на поставленные вопросы

2)составить краткий рассказ выступления

3)представить отчет своего исследования заполнив контрольный лист «Записки исследователя».(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

III. Отчет об исследованиях, заполнение контрольного листа. Сбор кластера.

Расселение славян.

1)прочитайте текст.

2) определите территорию, на которой проживали славянские племена. (Подсказка. Можно воспользоваться картой учебника на с. 33)

3) покажите район расселения славян на карте.

4) какие славянские племена называет автор?

5) почему племена имеют такое название?

Нестор «Повести временных лет».

"…и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ…"


Внешний вид.

Прочитайте текст.

1) Как выглядели славяне? Подтвердите текстом.

2) Какие черты характера вы подметили у славян?

3) составьте словесный портрет человека относящегося к восточным славянам.

4) запись в лист контроля.


«Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах».

Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротикими в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами… Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волосы у них очень белые.

«Византийский писатель VI века Маврикий - Стратег о славянах»

«Племена славян … живут свободно, и не дают никому поработить себя или подчинить. Они очень выносливы, выносят легко и зной и стужу, и дождь и наготу тела, и нищету…

Врагов любят они подстеречь в лесной чаще, в ущельях …; пользуются в достаточной мере засадами, внезапными нападениями и хитростями, …изобретая всевозможные способы борьбы. Лучше кого угодно умеют они переправляться через реки и могут подолгу оставаться в воде.

 Все мужчины вооружены у них небольшими дротиками, по два на каждого, а у некоторых сверх того — прекрасные щиты, только чересчур тяжелые, затрудняющие собой движения. Есть у них и деревянные луки, и стрелы, намазанные ядом…

К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково...

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так, что большинство их них считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.»

Жилище.

Прочитайте текст.

1) Как выглядело жилище славян? Найдите в тексте подтверждение.

Как вы думаете почему автор называет жилища «жалкими хижинами»?

2) составьте текст для экскурсовода, заполнив соответствующий столбик таблицы.

3)запись в лист контроля.

Документ «Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах».

«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства.»

Арабский писатель начала Х века Абул-Али-Ахмед ибн-Омар ибн-Русте «Книга драгоценных сокровищ».

«Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие (крыши) христианской церкви, и на крышу накладывает земли. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, наливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны.»


Занятия.

Прочитайте текст.

1) определите основные занятия восточных славян.

2) заполните соответствующий столбик в «Записках исследователя».

4)запись в лист контроля.

«Занятия восточных славян».

Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сна­чала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее за­брасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и ле­состепной зонах Приднепровья. Участки земли использовались в тече­ние нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Такая система земледелия называется переложной.»

Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.

Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.

Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание меда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того, шкурки …служили основным средством обмена, т.е. выполняли роль денег. Успешно развивались ремесла: выплавка железа, кузнечное и ювелирное дело.

Верования.

Прочитайте текст.

1)каких богов называет автор? Как автор называет русских?

2) каких богов нужно записать? Дополните справочный материал.

3) Назовите главного бога славян. Подчеркните его имя в листе контроля.

4)запись в лист контроля.

«Верование древних славян».

Карамзин Н.М. История государства Российского.

«В России до введения Христианской Веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии... Кумир его… был деревянным, с серебряною головою и с золотыми усами. Летописец именует еще идолов Хорса, Дажебога, Стрибога, Самаргла и Мокоша, не объявляя, какие свойства и действия приписывались им в язычестве...упоминается еще о Волосе… он считался покровителем скота, главного их богатства... Бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России Ладо; ему жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его, которое слышим и ныне в старинных напевах,

Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба... 24 декабря язычники Русские славили Коляду, бога торжеств и мира.

... Доныне простые люди говорят у нас, о Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав... о благодетельных и злых Домовых, о ночных Кикиморах, и проч.»


«Управление древних славян».

Прочитайте текст.

1) как называлась община у восточных славян?

2) где решались все необходимые вопросы? Как назывался этот совет?

3) кто защищал славян?

4) закончите предложения в контрольном листе.

5) запишись в лист контроля.

Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т. е. люди объединялись на основе кровного родст­ва. Во главе стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Но по мере расселения славян на больших пространствах родо­вые связи стали распадаться. Кровнородственную об­щину сменила соседская (территориальная) община — вервь.

Члены верви совместно владели сенокосами и лес­ными угодьями, а пашенные земли были поделены меж­ду отдельными семейными хозяйствами. Перестала дей­ствовать власть родового владыки. На общий совет — вече — теперь сходились все домохозяева ок­руги. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось все мужское население — народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тыся­чи). Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племен.

Таким образом, в V—VIII веках огромные просто­ры Восточно-Европейской равнины заселили восточ­нославянские племена. Их главным занятием было земледелие. Славяне были хорошими воинами, от­личались любовью к свободе, все вопросы решали сообща.

IV. Подведение итогов.

Что мы узнали о восточных славянах на сегодняшнем уроке?

Восточные славяне являются нашими предками. Мы гордимся ими и стараемся сохранять их традиции и обычаи. Я думаю. Что слова Н.М.Карамзина очень хорошо отражают наше с вами отношение к истории нашей страны.

Просмотр видеосюжета.

Y. Рефлексия.

Составление синквейна .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!