СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восточные славяне. Киевская Русь в IX-XII вв.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теретический и практический материал

В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен  согласно «Повести временных лет»

После распада гуннской державы отдельные народы, входившие в её состав, начинают выступать в качестве самостоятельных величин. В числе этих народов были и славяне. С 6 века византийские историки начинают упоминать о славянах и их соплеменниках – антах.

На протяжении двух веков (6-9 века) восточные славяне заняли, таким образом, обширную территорию от северо-западного угла Чёрного моря до Ладожского озера, а по северному побережью чёрного моря – с перерывами – до Дона и Кубани. Славяне не сумели, однако, при этом добиться образования своего собственного государства. Они вошли в состав государств, образованных кочевыми народами (аварами и хазарами).

Просмотр содержимого документа
«Восточные славяне. Киевская Русь в IX-XII вв.»

Восточные славяне. Киевская Русь в IX-XII веках



  1. Сколько было племенных союзов образовано к VIII в. на территории, населённой славянскими племенами?

1) 9

2) 12

3) 14

  1. Подчеркните среди названых дат год крещения Руси:

1) 911 г. 3) 945 г.

2) 988 г. 4) 1068 г.

  1. Города у восточных славян выполняли функции:

1) организаторские 3) политические

2) торговые 4) религиозные

  1. По мнению автора «Повести временных лет», изначально славяне жили:

1) между Эльбой и Днепром

2) между Рейном и Вислой

  1. Основными занятиями славян были:

1) рыболовство 4) скотоводство

2) земледелие 5) охота

3) бортничество

6. Процесс распада первобытного строя у славян начался в:

1) IV-V вв.

2) V-VI вв.

3) VII-VIII вв.

7. Князь Олег подписал в 908 г. договор с:

1) императором Львом VI

2) князем Витовтом

3) королём Сигизмундом

8. Древнерусское государство образовалось в:

1) 182 г.

2) 882 г.

3) 828 г.

9. Какой город был центром славянских племён территориального союза «Русская земля» в IX в.?

1) Киев

2) Новгород

3) Рязань

10. Реформы, проводимые Ольгой в X в., князем Владимиром в XI в., князем Владимиром Мономахом в XI в., носили характер:

1) правовой

2) административный

3) административный и правовой





11. Церковь получила право на приобретение земель, населённых деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции после того, как:

1) два крупнейших политических центра древних славян – Киевский и Новгородский – объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство

2) было принято христианство в качестве государственной религии на Руси

3) духовенство стало делится на «чёрное» и «белое»

12. Самыми первыми источниками права были:

1) обычаи

2) церковные уставы

3) тексты договоров

13. Ранним памятником письменного русского права были тексты договоров между:

1) Византией и половцами

2) Русью и Византией

3) Русью и половцами

14. Договор с Византией был подписан в:

1) 900 г.

2) 908 г.

3) 911 г.

15. Древнейшими источниками права являлись церковные уставы князей:

1) Владимира и Ярослава

2) Кирилла и Владимира

3) Ярослава и Андрея

16. Первый сборник юридических норм:

1) Русская Газета

2) Русская Правда

3) Русский Закон

17. Экономика Руси носила характер:

1) одноукладный

2) многоукладный

18. Основой феодальной частной собственности являлось:

1) крестьянское хозяйство

2) вотчина

3) имение



В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен согласно «Повести временных лет»

После распада гуннской державы отдельные народы, входившие в её состав, начинают выступать в качестве самостоятельных величин. В числе этих народов были и славяне. С 6 века византийские историки начинают упоминать о славянах и их соплеменниках – антах.

На протяжении двух веков (6-9 века) восточные славяне заняли, таким образом, обширную территорию от северо-западного угла Чёрного моря до Ладожского озера, а по северному побережью чёрного моря – с перерывами – до Дона и Кубани. Славяне не сумели, однако, при этом добиться образования своего собственного государства. Они вошли в состав государств, образованных кочевыми народами (аварами и хазарами). Но если не имели единства государства, то было у них единство племенное. Сознание этого племенного единства разных восточнославянских племён было живо отражено в русских летописях 9-го века.

Разложению первобытно-общинного строя и возникновению классового общества способствовали многочисленные войны, ставшие средством обогащения путём захвата добычи и пленных, которых превращали в рабов. В связи с войнами росла зависимость рядовых крестьян-общинников от князей-военачальников, их дружин, которые обеспечивали охрану общин от внешних врагов.

Форму общественных отношений славян в 7-8 веках можно определить как военную демократию. Её существенными признаками являются:

1) участие всех членов-мужчин племенного союза в решении важнейших общественных проблем

2) особая роль народного собрания как высшего органа власти

3) всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседкой общины («верви») и патриархального рабства.

Образование государственности у восточных славян совпало и было обусловлено разложением кровнородственных отношений. К 8 веку на территории, населенной славянскими племенами, было организовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих преобразований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группой становились князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в ещё более крупные формирования. Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племён с центром в Киеве), Славия (северная группа – Новгород), Артания (юго-восточная группа – Рязань). В 9 веке большая часть славянских племён сливаются в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила легендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

Смысл реформ княгини Ольги заключался в нормировании повинностей, централизации власти, ослаблении племенной власти.

Реформы Владимира охватили широкий круг проблем. Наибольшее значение имела, вероятно, административная реформа, сущность которой заключалась в ликвидации ”племенных” княжений. До конца Х в. Киевская Русь состояла из ряда ”племен”, сохранявших автономию. Всего было семь или восемь главных ”племенных” образований: поляне, северяне, древляне, дреговичи, кривичи, ильменские словены, вятичи и, возможно, радимичи. Каждое из них, в свою очередь, состояло из нескольких меньших. Владимир ликвидировал саму систему ”племенных” княжений. Территорию Руси он разделил на восемь административных округов (по количеству главных ”племен”, но в иных географических границах). Кроме великокняжеского домена, куда входили Киев, Чернигов и Переяслав, были созданы Новгородская, Полоцкая, Туровская, Ростовская, Муромская, Деревская (Пинская), Владимирская (на Волыни) и Тмутараканская волости. В каждую из них назначалось доверенное лицо из числа ближайших сподвижников великого князя, а впоследствии — его сыновей.

Становление, княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. В Х в. княгиней Ольгой была проведена "налоговая" реформа: были установлены пункты ("погосты") и сроки для сбора дани, ее размеры (уроки) были также регламентированы. В начале XI в. князем Владимиром установлена "десятина", т.е. налог в пользу церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения.

Церковные организации и юрисдикция складываются на Руси после принятия христианства в качестве государственной религии. Духовенство делилось на "черное" (монашеское) и "белое" (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении "церковных людей", дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!