СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восточные славяне

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация послужит наглядным пособием для учащихся

Просмотр содержимого документа
«Восточные славяне»

Восточные славяне Электив, 10 класс

Восточные славяне

Электив, 10 класс

План изучения Восточнославянские племена и их соседи Занятия, общественный строй, верования восточных славян

План изучения

  • Восточнославянские племена и их соседи
  • Занятия, общественный строй, верования восточных славян
Индоевропейцы: прародина, основные занятия, ареал расселения Предки многих народов нашей страны Прародина индоевропейцев (точки зрения):  -   балкано-дунайская;         -   южнорусская (междуречье Днепра и Дона, включая Крымский полуостров);         -   волжско-енисейская (включая северный Прикаспий, Арал и северный Балхаш);         -   восточно-анатолийская;         -   центрально-европейская (бассейны рек Рейна, Вислы и Днепра, включая Прибалтику )

Индоевропейцы: прародина, основные занятия, ареал расселения

  • Предки многих народов нашей страны
  • Прародина индоевропейцев (точки зрения):

-   балкано-дунайская;        -   южнорусская (междуречье Днепра и Дона, включая Крымский полуостров);        -   волжско-енисейская (включая северный Прикаспий, Арал и северный Балхаш);        -   восточно-анатолийская;        -   центрально-европейская (бассейны рек Рейна, Вислы и Днепра, включая Прибалтику )

потребность в пастбищах =начало колонизации с начала III тыс. до н.   э.   (колесный транспорт, лошадь для верховой езды) Переход от оседлого образа жизни к кочевому или полукочевому Распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы " width="640"

Хозяйство индоевропейцев

  • Пашенное земледелие (рало, соха)
  • Садоводство
  • Скотоводство =потребность в пастбищах =начало колонизации с начала III тыс. до н.   э.   (колесный транспорт, лошадь для верховой езды)
  • Переход от оседлого образа жизни к кочевому или полукочевому
  • Распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы
в Центральную и Восточную Европу. I-II в.в. н.э. упоминаются под именем венеды (Тацит, Плиний Старший, Иордан)_ " width="640"

Происхождение и расселение

Гипотеза Т.В. Гамкрелидзе —В.В.Иванова

Армянское нагорье=в Центральную и Восточную Европу.

I-II в.в. н.э. упоминаются под именем венеды (Тацит, Плиний Старший,

Иордан)_

Теории происхождения славян Миграционная Автохтонная Синтез «Дунайская» «Прибалтийская» «Скифо-сарматская»

Теории происхождения славян

Миграционная

Автохтонная

Синтез

«Дунайская»

«Прибалтийская»

«Скифо-сарматская»

«Дунайская» теория Восточнославянская ветвь выделилась в первые века нашей эры из общеславянской племенной группы, восходившей к индоевропейской общности  Мигрировала на восток в связи с Великим переселением народов Общеславянская прародина  — бассейн реки Вислы или Дуная. Впервые упоминается в « Повести временных лет » Получила широкое распространение во второй половине XIX   в. Сторонники  — С.   М.   Соловьев, В.   О.   Ключевский и др.

«Дунайская» теория

  • Восточнославянская ветвь выделилась в первые века нашей эры из общеславянской племенной группы, восходившей к индоевропейской общности
  • Мигрировала на восток в связи с Великим переселением народов
  • Общеславянская прародина  — бассейн реки Вислы или Дуная.
  • Впервые упоминается в « Повести временных лет »
  • Получила широкое распространение во второй половине XIX   в.
  • Сторонники  — С.   М.   Соловьев, В.   О.   Ключевский и др.
«Прибалтийская» теория Первая прародина славян  — бассейн Западной Двины и низовьев р. Неман, вторая  — нижнее течение р. Вислы  После ухода готов из Причерноморья восточные и южные славяне двинулись туда и образовали племена южных и восточных славян Авторы  — М.В. Ломоносов, А.   А.   Шахматов

«Прибалтийская» теория

  • Первая прародина славян  — бассейн Западной Двины и низовьев р. Неман, вторая  — нижнее течение р. Вислы
  • После ухода готов из Причерноморья восточные и южные славяне двинулись туда и образовали племена южных и восточных славян
  • Авторы  — М.В. Ломоносов, А.   А.   Шахматов
«Скифо-сарматская» теория Предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами « скифы », « сарматы », « аланы » и « роксоланы »  Постепенно славяне из Северного Причерноморья мигрировали на запад и юго-запад Впервые зафиксирована в Баварской хронике XIII   в., позднее воспринята многими западноевропейскими авторами

«Скифо-сарматская» теория

  • Предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами « скифы », « сарматы », « аланы » и « роксоланы »
  • Постепенно славяне из Северного Причерноморья мигрировали на запад и юго-запад
  • Впервые зафиксирована в Баварской хронике XIII   в., позднее воспринята многими западноевропейскими авторами
Автохтонная теория Славяне- автохтоны (гр. autos – «сам»+ chthon – «земля», «аборигены»,  коренное население) на территории Восточной Европы Прародина  — бассейн р.   Припять, Среднее Поднепровье Авторы и сторонники  — Б.   Д.   Греков, Б.   А.   Рыбаков, В.   В.   Мавродин

Автохтонная теория

  • Славяне- автохтоны (гр. autos – «сам»+ chthon – «земля», «аборигены», коренное население) на территории Восточной Европы
  • Прародина  — бассейн р.   Припять, Среднее Поднепровье
  • Авторы и сторонники  — Б.   Д.   Греков, Б.   А.   Рыбаков, В.   В.   Мавродин
Теория синтеза Славянские племена образовались в результате ассимиляции с племенами иранского и славяно-балтийского происхождения на берегах Балтийского моря и мигрировали оттуда на территорию Восточной Европы Автор  — А.   И.   Соболевский

Теория синтеза

  • Славянские племена образовались в результате ассимиляции с племенами иранского и славяно-балтийского происхождения на берегах Балтийского моря и мигрировали оттуда на территорию Восточной Европы
  • Автор  — А.   И.   Соболевский
Славяне – группа родственных народов, численностью (в настоящее время) до 300 млн. чел., относящаяся к индоевропейской группе V – VII в.в.  западные южные восточные (анты)
  • Славяне – группа родственных народов, численностью (в настоящее время) до 300 млн. чел., относящаяся к индоевропейской группе
  • V – VII в.в.

западные

южные

восточные

(анты)

Три ветви славян ЗАПАДНЫЕ ЮЖНЫЕ Центральная и частично Восточная Европа ВОСТОЧНЫЕ Юго-Восток Европы Поляки, чехи, словаки Болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы Восточная Европа Русские, украинцы, белорусы Источник «Повесть временных лет» 1113 год ( XII в.) Монах Киево-Печерского монастыря, агиограф Нестор

Три ветви славян

ЗАПАДНЫЕ

ЮЖНЫЕ

Центральная и частично Восточная Европа

ВОСТОЧНЫЕ

Юго-Восток Европы

Поляки, чехи, словаки

Болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы

Восточная Европа

Русские, украинцы, белорусы

Источник

  • «Повесть временных лет»
  • 1113 год ( XII в.)
  • Монах Киево-Печерского монастыря, агиограф Нестор
Славяне переселялись  в Восточную Европу двумя путями – северным и южным. Северный путь : Поморье –  Ильмень-озеро  и Волхов,  верховья Днепра, Ока Южный путь: Дунай – Карпаты – Днестр, Южный Буг, средний Днепр, Припять

Славяне переселялись в Восточную Европу двумя путями – северным и южным.

Северный путь : Поморье – Ильмень-озеро и Волхов, верховья Днепра, Ока

Южный путь: Дунай – Карпаты – Днестр, Южный Буг, средний Днепр, Припять

Племя Ильменские словене Расселение Побережье оз. Ильмень, бассейн р. Волхов, Ловать. Города - Ладога, Новгород Кривичи Реки Днепр, Волга, Западная Двина. Центры – Полоцк, Изборск, Смоленск Дреговичи Река Припять. Город Туров Радимичи Верхнее Приднепровье. Города Гомель, Ропейск Вятичи Междуречье Оки, Клязьмы, Волги. Города Москва, Дедослав, Неринск Древляне Полесье, Правобережная Украина. Город Искоростень на р. Уж Северяне Реки Десна, Сейм, Сула. Главный город Чернигов Поляне Река Днепр и ее притоки. Центр - Киев Племя Дулебы Расселение Уличи Западная Волынь. Позднее название – волыняне и бужане Нижнее Поднепровье, Побужье и берега Черного моря Тиверцы Днестр, устье Дуная

Племя

Ильменские словене

Расселение

Побережье оз. Ильмень, бассейн р. Волхов, Ловать. Города - Ладога, Новгород

Кривичи

Реки Днепр, Волга, Западная Двина. Центры – Полоцк, Изборск, Смоленск

Дреговичи

Река Припять. Город Туров

Радимичи

Верхнее Приднепровье. Города Гомель, Ропейск

Вятичи

Междуречье Оки, Клязьмы, Волги. Города Москва, Дедослав, Неринск

Древляне

Полесье, Правобережная Украина. Город Искоростень на р. Уж

Северяне

Реки Десна, Сейм, Сула. Главный город Чернигов

Поляне

Река Днепр и ее притоки. Центр - Киев

Племя

Дулебы

Расселение

Уличи

Западная Волынь. Позднее название – волыняне и бужане

Нижнее Поднепровье, Побужье и берега Черного моря

Тиверцы

Днестр, устье Дуная

Особенности расселения Географическое положение, природные условия (нет естественных преград) Разноэтнический состав населения Социокультурная толерантность и соседство с народами, которые, с одной стороны, представляли угрозу, а с другой – передавали элементы своей культуры Высокая коммуникабельность

Особенности расселения

  • Географическое положение, природные условия (нет естественных преград)
  • Разноэтнический состав населения
  • Социокультурная толерантность и соседство с народами, которые, с одной стороны, представляли угрозу, а с другой – передавали элементы своей культуры
  • Высокая коммуникабельность
Соседи восточных славян С севера и северо-востока - финские племена (чудь, весь, меря, мурома, черемиса, мордва и др.) С запада - Литва С юга и юго-востока - тюрки (хазары, печенеги, половцы)

Соседи восточных славян

  • С севера и северо-востока - финские племена (чудь, весь, меря, мурома, черемиса, мордва и др.)
  • С запада - Литва
  • С юга и юго-востока - тюрки (хазары, печенеги, половцы)
Взаимодействие славян с коренным  населением Восточной Европы Славянские  племена Земледельческие  навыки Земледельческие  навыки Опыт  существования  в таежных условиях Балтские  племена Финно-угорские  племена ? Почему пришельцы-славяне не встретили  ожесточенного сопротивления коренных жителей?  Расселение славян происходило мирно, т.к. плотность населения  была низкой, свободной земли было много и хватало всем.

Взаимодействие славян с коренным населением Восточной Европы

Славянские племена

Земледельческие навыки

Земледельческие навыки

Опыт существования в таежных условиях

Балтские племена

Финно-угорские племена

?

Почему пришельцы-славяне не встретили ожесточенного сопротивления коренных жителей?

Расселение славян происходило мирно, т.к. плотность населения была низкой, свободной земли было много и хватало всем.

Общественное устройство славян

Общественное устройство славян

Основные занятия славян Рассмотрите внимательно схему и назовите основные занятия древних славян. Какие занятия не указаны в схеме? Какие занятия существуют и сейчас и почему?

Основные занятия славян

Рассмотрите внимательно схему и назовите основные занятия древних славян. Какие занятия не указаны в схеме? Какие занятия существуют и сейчас и почему?

Основные занятия славян. Земледелие Главное занятие. Было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным Подсечно-огневое земледелие ( подсека ) распространилось в лесной полосе Переложное земледелие ( перелог ) практиковалось в лесостепной полосе   При каком способе образовывалось больше золы? При каком способе участок приходилось менять чаще и переселяться на новые территории?  ?

Основные занятия славян. Земледелие

  • Главное занятие. Было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным
  • Подсечно-огневое земледелие ( подсека ) распространилось в лесной полосе
  • Переложное земледелие ( перелог ) практиковалось в лесостепной полосе
  • При каком способе образовывалось больше золы?
  • При каком способе участок приходилось менять чаще и переселяться на новые территории?

?

Жилища восточных славян  Землянка. Крыша опирается на грунт. Площадь 10–20 м 2 . Обогревается очагом. Характерна для VI–VII вв.   Полуземлянка. Изнутри обшита бревнами. Площадь 10–20 м 2 . Пол земляной. Полностью засыпана землей. Обогревалась печью-каменкой. Характерна для VIII–X вв.

Жилища восточных славян

Землянка.

  • Крыша опирается на грунт.
  • Площадь 10–20 м 2 .
  • Обогревается очагом.
  • Характерна для VI–VII вв.

Полуземлянка.

  • Изнутри обшита бревнами.
  • Площадь 10–20 м 2 .
  • Пол земляной.
  • Полностью засыпана землей.
  • Обогревалась печью-каменкой.
  • Характерна для VIII–X вв.
Жилища восточных славян Полуземлянка Изнутри обшита тесаными бревнами Сверху полностью засыпана землей Обогревается глиняной печью Характерна для X–XI вв., для южных районов Руси Наземное бревенчатое жилище Пол деревянный, приподнят над уровнем земли Обогревается комбинированной печью (каменно-глиняной) Имеет волоковые оконца для выхода дыма Характерно для X–XI вв. для северных районов Руси

Жилища восточных славян

Полуземлянка

  • Изнутри обшита тесаными бревнами
  • Сверху полностью засыпана землей
  • Обогревается глиняной печью
  • Характерна для X–XI вв., для южных районов Руси

Наземное бревенчатое жилище

  • Пол деревянный, приподнят над уровнем земли
  • Обогревается комбинированной печью (каменно-глиняной)
  • Имеет волоковые оконца для выхода дыма
  • Характерно для X–XI вв. для северных районов Руси
Земледельческие инструменты  восточных славян 1–2.  Цельнодеревянная лопата 3. Лопата с железной лопастью 4. Цельнодеревянная мотыга 5. Железная мотыга 6. Железная оковка для деревянных лопат 7. Вилы деревянные двузубые

Земледельческие инструменты восточных славян

1–2. Цельнодеревянная лопата

3. Лопата с железной лопастью

4. Цельнодеревянная мотыга

5. Железная мотыга

6. Железная оковка для деревянных лопат

7. Вилы деревянные двузубые

Земледельческие инструменты восточных славян Борона-суковатка Новгородские грабли XII–XV вв. Древнерусские серпы X–XIII вв. Коса с рукоятью XIII век Косы X–XIII вв.

Земледельческие инструменты восточных славян

Борона-суковатка

Новгородские грабли XII–XV вв.

Древнерусские серпы X–XIII вв.

Коса с рукоятью XIII век

Косы X–XIII вв.

Начало перехода к двуполью В VIII в. в лесостепной зоне начинается переход к двуполью  Земля вспахивается сохой , боронится деревянной бороной После 1 года посева поле 1 год отдыхает под паром для восстановления плодородия почвы Участок используется постоянно  Чем вызван переход к двуполью? Сохи ? Рало

Начало перехода к двуполью

В VIII в. в лесостепной зоне начинается переход к двуполью

Земля вспахивается сохой , боронится деревянной бороной

После 1 года посева поле 1 год отдыхает под паром для восстановления плодородия почвы

Участок используется постоянно

Чем вызван переход к двуполью?

Сохи

?

Рало

Земледелие – главное занятие Репа Просо Свекла Рожь Пшеница Редька

Земледелие – главное занятие

Репа

Просо

Свекла

Рожь

Пшеница

Редька

Земледельческая община

Земледельческая община

Скотоводство

Скотоводство

Промыслы Бортничество

Промыслы

Бортничество

Текст с ошибками  «У Ильмень-озера»

Текст с ошибками «У Ильмень-озера»

Внешняя торговля В конце VIII века путь «из варяг в арабы» соединил Балтийское и Каспийское моря Чуть позже, в IX веке был освоен новый путь — «из варяг в греки»  Он связал северные страны с Причерноморьем, Скандинавию и Прибалтику с Византией

Внешняя торговля

  • В конце VIII века путь «из варяг в арабы» соединил Балтийское и Каспийское моря
  • Чуть позже, в IX веке был освоен новый путь — «из варяг в греки»
  • Он связал северные страны с Причерноморьем, Скандинавию и Прибалтику с Византией
Внешняя торговля Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь

Внешняя торговля

Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из варяг в греки":

Нева - Ладожское озеро - Волхов - Ильмень-озеро - река Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море

Основным торговым партнером Руси в этот период была Византия

«Гардарика» – страна городов. Город – центр торговли, ремесла и торговли

Внешняя торговля Вывоз Ввоз

Внешняя торговля

Вывоз

Ввоз

Религия восточных славян     Религиозные верования славян  — политеизм (от греческих слов « поли » — много и « теос » — бог), или многобожие    Все в природе было священным для славян    Ритуалы, обряды, церемонии славян олицетворяли вечную борьбу сил Космоса с силами Хаоса   Пантеон богов к моменту образования государства у славян не был окончательно сформирован

Религия восточных славян

  •     Религиозные верования славян  — политеизм (от греческих слов « поли » — много и « теос » — бог), или многобожие
  •    Все в природе было священным для славян
  •    Ритуалы, обряды, церемонии славян олицетворяли вечную борьбу сил Космоса с силами Хаоса
  •   Пантеон богов к моменту образования государства у славян не был окончательно сформирован
Глоссарий Идолы и истуканы - языческие боги Требы – жертвы Кудесники, волхвы – славянские жрецы Чара – сосуд, с помощью которого волхвы совершали магические действия (чародейство)

Глоссарий

  • Идолы и истуканы - языческие боги
  • Требы – жертвы
  • Кудесники, волхвы – славянские жрецы
  • Чара – сосуд, с помощью которого волхвы совершали магические действия (чародейство)
Пантеон славянских богов Самым главным богом был Перун -громовержец У Перуна было грозное оружие — громовые стрелы, камни и топор, которыми он без промаха разил своих врагов. Об его стрелах говорили: «Летит медная стрела, никто ее не поймает, ни царь, ни царица, ни красная девица»

Пантеон славянских богов

Самым главным богом был Перун -громовержец

У Перуна было грозное оружие — громовые стрелы, камни и топор, которыми он без промаха разил своих врагов. Об его стрелах говорили: «Летит медная стрела, никто ее не поймает, ни царь, ни царица, ни красная девица»

Богом богатства, покровителем скота был Велес , или Волос. Каждый год, собирая урожай, оставляли ему в дар несколько несжатых хлебных колосков. Их называли Велесовой бородой. Славянский скотий бог, второй по значению после громовержца Перуна, олицетворение хозяйской мудрости.  В раннем своем воплощении, еще в палеолитической древности, Велес считался звериным богом и принимал облик медведя.  Он был покровителем охотничьей добычи,

Богом богатства, покровителем скота был Велес , или Волос. Каждый год, собирая урожай, оставляли ему в дар несколько несжатых хлебных колосков. Их называли Велесовой бородой.

Славянский скотий бог, второй по значению после громовержца Перуна, олицетворение хозяйской мудрости. В раннем своем воплощении, еще в палеолитической древности, Велес считался звериным богом и принимал облик медведя. Он был покровителем охотничьей добычи, "богом мертвого зверя"

Верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Сварога почитали как отца солнца. А солнцу наши предки поклонялись, как и все другие народы. Славяне считали, что Сварог первым начал ковать Железо и научил этому важному делу людей; он же смастерил первый плуг и научил пахать землю, словом, принес людям много пользы

Верховный владыка Вселенной, родоначальник богов.

Сварога почитали как отца солнца. А солнцу наши предки поклонялись, как и все другие народы. Славяне считали, что Сварог первым начал ковать Железо и научил этому важному делу людей; он же смастерил первый плуг и научил пахать землю, словом, принес людям много пользы

Дажьбог -  сын Сварога, бог солнца и его олицетворение. Идол его стоял на холме в Киеве. Предполагается, что имя это образовано сочетанием слов

Дажьбог - сын Сварога, бог солнца и его олицетворение. Идол его стоял на холме в Киеве. Предполагается, что имя это образовано сочетанием слов "дать" и "бог"

Стрибог — божество ясного неба, который повелевал ветрами, насылал бури и ураганы и вообще «заведовал погодой»

Был у Сварога еще один сын, Сварожич — бог огня. Происходил он от неба, от солнца. Ему приписывали силы и благодетельные (ведь он давал тепло и свет), и губительные (из-за него случались пожары и засухи) Семаргл — бог семян и посевов.

Был у Сварога еще один сын, Сварожич — бог огня. Происходил он от неба, от солнца. Ему приписывали силы и благодетельные (ведь он давал тепло и свет), и губительные (из-за него случались пожары и засухи)

Семаргл — бог семян и посевов.

Ярило связан с весенним солнцем и его плодородной силой Женщины поклонялись Мокоши , которую считали своей покровительницей и матерью урожа. Как она выглядела, никто не знал, но говорили, что у нее большая голова и длинные руки. Ей посвящали пятый день недели — пятницу. По поверью, в этот день нельзя было начинать никакое дело: «Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться».

Ярило связан с весенним солнцем и его плодородной силой

Женщины поклонялись Мокоши , которую считали своей покровительницей и матерью урожа. Как она выглядела, никто не знал, но говорили, что у нее большая голова и длинные руки. Ей посвящали пятый день недели — пятницу. По поверью, в этот день нельзя было начинать никакое дело: «Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться».

Славянские духи В домах обитали домовые , кикимора, в банях - банники , в полях - полевые , в воде - водяные , в лесах - лешие .

Славянские духи

В домах обитали домовые , кикимора, в банях - банники , в полях - полевые , в воде - водяные , в лесах - лешие .

Общественный строй славян  в VIII–IX вв. Основное занятие славян Расчистка земли из-под  леса: отдельными семьями или всей общиной? Участки расчищенной земли обрабатываются совместно или отдельными семьями? Кому принадлежит урожай? Жилища рассчитаны на весь род или на отдельные семьи? Земледелие Всей общиной Отдельными семьями Отдельным семьям На отдельные семьи

Общественный строй славян в VIII–IX вв.

Основное занятие славян

Расчистка земли из-под леса: отдельными семьями или всей общиной?

Участки расчищенной земли обрабатываются совместно или отдельными семьями?

Кому принадлежит урожай?

Жилища рассчитаны на весь род или на отдельные семьи?

Земледелие

Всей общиной

Отдельными семьями

Отдельным семьям

На отдельные семьи

Общественный строй славян в VIII – IX вв. Есть ли разница в богатстве между жилищами? Кому принадлежат охотничьи и рыболовные угодья? Существует ли у славян  в VIII–IX вв. частная собственность? Какая община существует  у славян в VIII–IX вв.: родовая или соседская? Существует ли неравенство внутри общины? Все жилища примерно одинаковы Всей общине Частная собственность существует Происходит переход от родовой общины к соседской Внутри общины неравенства еще нет

Общественный строй славян в VIII – IX вв.

Есть ли разница в богатстве между жилищами?

Кому принадлежат охотничьи и рыболовные угодья?

Существует ли у славян в VIII–IX вв. частная собственность?

Какая община существует у славян в VIII–IX вв.: родовая или соседская?

Существует ли неравенство внутри общины?

Все жилища примерно одинаковы

Всей общине

Частная собственность существует

Происходит переход от родовой общины к соседской

Внутри общины неравенства еще нет

Кий, Щек, Хорив  и сестра их Лыбедь Кий — легендарный лидер восточных славян, первый князь и основатель Киева как города-государства. Согласно «Повести временных лет», братья построили город на правом берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом. От Кия и его братьев летописцы выводили полянское племя. Летописец приводит и вторую легенду (хотя и отвергает её как неправдоподобную) о том, что Кий был перевозчиком на Днепре. Согласно наиболее авторитетной точке зрения, легенды об основании города являются этимологическими мифами, призванными объяснить названия киевских местностей: «кий» (высокий берег) Щековица, Хоривица – название гор Лыбедь – название реки

Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь

Кий — легендарный лидер восточных славян, первый князь и основатель Киева как города-государства.

Согласно «Повести временных лет», братья построили город на правом берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом. От Кия и его братьев летописцы выводили полянское племя.

Летописец приводит и вторую легенду (хотя и отвергает её как неправдоподобную) о том, что Кий был перевозчиком на Днепре.

Согласно наиболее авторитетной точке зрения, легенды об основании города являются этимологическими мифами, призванными объяснить названия киевских местностей:

  • «кий» (высокий берег)
  • Щековица, Хоривица – название гор
  • Лыбедь – название реки


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!