Урок №22 Дата:
Тема: Воздух и погода. Состав воздуха. Воздушная оболочка Земли.
Цели и задачи: Закрепить знания учащихся о воздухе и погоде
Познакомить учащихся с составом и свойствами воздуха. Сформировать понятие о воздушной оболочке земли и ее роли в природе и жизни человека.
Развивать внимание, наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха.
ТСО: тесты
Ход урока:
Психологический настрой.
Актуализация знаний.
- Какой раздел изучили?
- Что узнали о воде?
- Какие реки и озера запомнили?
Тест «Вода» 4 класс
1 вариант.
Перечисли три состояния воды___________________
__________________________________________________
Проследи движение капельки воды, выпавшей из облаков. ( Какая из предложенных цепочек превращений верна?)
А) Облако-капелька воды - поверхность океанов, морей, рек и суши - испарение воды- водяной пар- облако
Б) Облако- поверхность океанов, морей, рек и суши - капелька воды- водяной пар- облако
В) Облако- водяной пар- поверхность океанов, морей, рек и суши - капелька воды - облако
Что является основным источником подземных вод?
А) реки и озёра Б) моря и океаны В) снег и дождь
Как называют подземные, целебные источники?_________
Столица Астана стоит на берегу реки:
А) Нура б) Ишим в) Иртыш
6. . Почему необходимо беречь воду, ведь в морях и океанах – неисчерпаемые запасы воды? Напиши.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
7. Реки Казахстана:
А) Волга, Днепр, Обь б) Иртыш, Урал, Сырдарья В) Иртыш, Лимпопо, Волга
8. Углубление в земле, по которому течёт река – это ______________________
9. Водоупорный слой образуют _____________________
Тест «Вода» 4 класс
2. вариант.
1. В каком состоянии находится вода в воздухе?_____________________________
2. Почему воду иногда называют «вечной путешественницей»?
А) течёт б) происходит круговорот в) испаряется
3. Основной источник подземных вод:
А) растаявший снег б) ледники в) осадки
4. Вода, содержащая растворы солей, газов, называется ____________________________
Какая река протекает по территории Северного Казахстана?
А) Иртыш Б) Или В) Ишим
6. Почему необходимо беречь воду, ведь в морях и океанах – неисчерпаемые запасы воды? Напиши._______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_______________________________________________________
7. Отметь то, что не является этапом круговорота воды в природе:
А) образование облаков б) смена времен года
В) осадки Д) испарение
8. Озера Казахстана:
А) Балхаш, Зайсан в) Балатон, Баскунчак Б) Байкал, Иссык-Куль
9. Водопроницаемый слой образуют:_____________________
Постановка темы урока.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- Назовите тему урока.
Работа по теме урока.
Вся планета окружена невидимым покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств.
- Как называется слой воздуха, окружающий нашу планету? ( атмосфера)
- Послушайте стихотворение «Воздух». Что можно узнать о воздухе из него?
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
- Что же такое воздух?
- какими свойствами обладает воздух?
Прозрачный, бесцветный, невесомый, без запаха, при нагревании расширяется, от холода сжимается.
Работа по учебнику. С. 62-64
Читаем по абзацам и конспектируем в тетрадь.
Воздух – это смесь газов, которая не имеет запаха и цвета.
Первыми стали изучать состав воздуха Пристли и Антуан Лавуазье.
- Какие еще газы присутствуют в составе воздуха?
Значение воздушного слоя.
Предохраняет Землю от перегрева и переохлаждения.
Не пропускает вредные лучи на Землю.
Предохраняет землю от метеоритов.
Итог
- какой раздел начали изучать?
- О чем вспомнили и повторили?
- Что узнали нового?
Домашнее задание.
С. 62-64 пересказ, ПГК с. 45№1-10, с. 48 №1-12