ГККП Детский сад №6 «Нурай»
Открытое занятия по экологии в
старшей логопедической группы
№2 «Камажай»
«Воздух невидимка»
Воспитатель II категории
Саркисьян Н.В.
г. Кокшетау
Цели: 1. Познакомить детей с некоторыми свойствам воздуха. Показать, что воздух есть вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способность устанавливать простейшие причинно – следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.
2. Научить детей выполнять элементарные опыты. Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Формировать начальные экологические представления. Воспитывать интерес к окружающему,
любознательность
Оборудование и материалы: у воспитателя – две коробочки, апельсин, лук, полиэтиленовый пакет, ёмкость с водой, стакан, бумажная салфетка, воздушный шарик, эмоциональный герой «Летунчик», веер
У детей – стакан с водой , трубочки для коктейля, салфетки, полиэтиленовый пакет.
Ход занятия
Организационный момент
Ребята , сегодня мы с вами будем исследователями. – А чтобы узнать, что мы будем исследовать, нужно отгадать загадку.
Загадка:
Он нам нужен, чтоб дышать.
Что бы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
- Узнаем, «Зачем нам нужен воздух?» , «Каким он бывает?»
Основная часть занятия
Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение:
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет:
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Ребята, закройте глаза и прислушайтесь.
-Что вы слышите? (ответы детей)
- А я слышу шелест и представляю как по нашей лаборатории летает легкий свежий ветерок, слышите?
- Посмотрите, ветерок побывал у нас в кабинете и что- то принес. (Воспитатель показывает воздушный шарик)
- Кто это к нам прилетел?
- А почему он называется воздушным? (ответы детей)
Воспитатель. Ребята, давайте знакомиться. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. А каких летающих героев знаете вы?
Воспитатель: А я, кажется знаю, это Винни – Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Винни мне тоже подарил шарик, но он почему-то не летает. Почему?
Дети: Один шарик заполнен воздухом, а другой нет.
Воспитатель: Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы станем учеными и проведем опыт.
Практическая часть занятия
1 опыт. «Обнаружение воздуха»
- Скажите пожалуйста, мы воздух видим?
- Как вы думаете, поймать мы его можем?
- Я вам сейчас покажу.
- Что в пакете?
- Теперь сложим пакет в несколько раз. Посмотрите , какой он ? (тоненький)
- Давайте вместе с вами мы наберём в пакет воздух и скрутим открытый конец.
Посмотрите, пакет стал упругим и плотным.
- А теперь, что вы видите? (в пакете воздух)
- А если мы с вами отпустим его, что произойдёт с пакетом? (плоский и тоненький)
- Вокруг нас находится воздух, только мы его не видим. Чтобы его увидеть, нам нужно его поймать.
ВЫВОД: воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте немного отдохнём.
Физ. минутка.
Мы по воздуху летим
На воздушном шаре.
Все увидеть мы хотим,
Головою повертим.
А потом присядем
На носочки встанем.
2 опыт. «Как увидеть воздух?»
Воспитатель: Дети, но воздух мы всё – таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в ротик и осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков.
Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается в верх. Если в воде появились пузырьки , значит в ней появился воздух.
ВЫВОД: Значит воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку и он выходит. Но что бы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки.
- Ребята, а ведь воздух нужен не только для дыхания.
- Для чего нужен нос?
3. Игра «Угадай по запаху»
Закройте глаза, зажмите руками нос. Я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запоху определите. Что это? Ну. Что удалось? Почему?
Дети: Нос закрыт.
Воспитатель: А теперь, уберите руки, чувствуйте? (Воспитатель, подносит кусочки апельсина,
лука и т.д)
ВЫВОД: Значит по воздуху распрстранился запах и мы его чувствуем. А какие овощи и фрукты вы знаете? Где они растут? (Ответы детей) В них много витаминв и сейчас в холодную погоду укрепляйте свой организм.
4 опыт «Как почувствовать воздух»
Воспитатель: Ребята, вы видите воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: значит воздух невидимый, прозрачный. Он не имеет формы. Но мы можем обнаружить, почувствовать. Если создадим движение.
- Возьмите веер и помашите в сторону лица.
- Что вы почувствовали ?
- Какой воздух? При ветерке, было тепло или холодно? (Ответы детей)
А теперь подуйте на ладошку. Какой воздух?
ВЫВОД: Значит воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение.
Заключительная часть занятия
- Что узнали?
- Какой воздух бывает?
-Что понравилось?
Занятие закончилось. Спасибо за внимание.




