СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воздухоплавание

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В базисном учебном плане отведено 68 часов на изучение курса «Физика 7 класс». Урок  по теме «Воздухоплавание» - это 48 урок по плану, и 18 урок в теме «Давление твердых тел, жидкостей и газа». Данный урок – завершающий урок темы. К этому уроку у обучающихся имеется довольно большой багаж знаний, позволяющий вывести самостоятельно (при помощи координации действий учителем) условия воздухоплавания, опираясь на аналогию с предыдущими темами «Плавание тел» и «Плавание судов». На уроке используются разнообразные технологии проведения учебного занятия. Для каждого этапа урока выбран наиболее эффективный (с точки зрения получения запланированного результата) метод или прием ведения урока.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Воздухоплавание»

УРОК ПО ТЕМЕ: Воздухоплавание

Учитель:

Свеженцева Елена Николаевна, учитель физики, МКОУ «Волжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда В.М. Репринцева»


Пояснительная записка.

Предмет: Физика

Тема урока: «Воздухоплавание»

Тип урока: комбинированный. Формирование УУД.

Программа по физике автора А.В. Пёрышкина «Физика» 7 класс.

Учебник: Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение

В базисном учебном плане отведено 68 часов на изучение курса «Физика 7 класс». Урок по теме «Воздухоплавание» - это 48 урок по плану, и 18 урок в теме «Давление твердых тел, жидкостей и газа». Данный урок – завершающий урок темы. К этому уроку у обучающихся имеется довольно большой багаж знаний, позволяющий вывести самостоятельно (при помощи координации действий учителем) условия воздухоплавания, опираясь на аналогию с предыдущими темами «Плавание тел» и «Плавание судов». На уроке используются разнообразные технологии проведения учебного занятия. Для каждого этапа урока выбран наиболее эффективный (с точки зрения получения запланированного результата) метод или прием ведения урока.

Цель урока: рассмотреть условия воздухоплавания, познакомить учащихся с историей развития воздухоплавания, узнать строение воздушного шара, применить полученные знания для решения физических задач.

В структуре урока выделены следующие этапы:

  1. Мотивационный этап (Дидактическая цель: подготовка учащихся к работе на уроке. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение детей в деловой ритм)

Во время этого этапа выбран прием нестандартный вход в урок (вход детей в класс под песню), направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока (почему выбрана именно эта песня, как она может быть связана с уроком). Дан положительный настрой на восприятие учебного процесса (прием: улыбка миру), создана ситуация успеха (сразу объявлена работа в группе, обучающийся понимает, если он испытает затруднения в понимании информации или при решении задания, участники группы протянут ему «руку помощи»).

Таким образом, выбранные методы начала урока способствуют развитию личностных УУД (способствуют формированию эмоционального благополучия).

  1. Актуализация знаний ( Дидактическая цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов)

На данном этапе происходит контроль усвоения предыдущего материала, выявляются пробелы в знаниях, проводится их коррекция. Метод контроля и самоконтроля, выбранный для данного этапа урока способствует формированию регулятивных УУД (самоконтроль: дать оценку ситуации (выучил/не выучил домашнее задание), сформулировать план изменения ситуации, если это необходимо)

  1. Основной этап (Дидактическая цель: 1) создать проблемную ситуацию так, чтобы учащиеся сами назвали цель урока, а так же саму тему; 2) Обеспечить восприятие осмысление и первичное запоминание знаний)

Данный этап включает в себя несколько видов деятельности обучающихся. В начале этапа обучающимся предлагается отгадать загадку, ответ на которую ставит пред учениками пред проблемой. Это способствует формированию личностных УУД (эстетического воспитания: осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира), познавательных УУД (базовых исследовательских действий: проводить небольшое исследование физического явления; прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов). Кроме того, постановка проблемной ситуации и поиск ответа, почему так происходит, создает условия для развития креативного мышления обучающихся.

После этого обучающимся предлагается сформулировать тему урока, поставить цели урока, спрогнозировать пути достижения целей. Данная деятельность способствует формированию коммуникативных УУД (общению: в ходе обсуждения учебного материала, ученики задают вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывают идеи, нацеленные на решение задачи и поддержанию благожелательности общения; выражают свою точку зрения).

Затем, обучающиеся при помощи наводящих вопросов учителя (метод эвристической беседы), выявляют закономерности между пройденным материалом, и новой темой, что позволяет им самостоятельно вывести условия воздухоплавания. Данный вид деятельности способствует развитию познавательных УУД (базовых логических действий: выявление закономерности в рассматриваемых фактах, относящихся к физическим явлениям), личностным УУД (эстетическое воспитание: восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности). Выявляют закономерности между пройденным материалом, и новой темой создает условия для развития естественнонаучной грамотности обучающихся.

Следующий вид деятельности – работа с текстом в группах. Данный вид деятельности способствует развитию познавательных УУД (работа с информацией: применять различные методы при поиске и отборе информации; анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию), коммуникативных УУД (совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы), регулятивных УУД (объяснять причины достижения результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту). Кроме того, на данном этапе урока создаются условия для формирования читательской грамотности обучающихся.

  1. Физкультминутка (Дидактическая цель: избежать переутомления обучающихся, улучшить кровообращение, снять утомление мышц, нервной системы, активизировать мышление, создать положительные эмоции и повысить интерес к уроку)

На данном этапе урока дети испытывают физическую разгрузку напряженных мышц, снимают эмоциональное напряжение. Этому способствует веселая мелодия и активные упражнения.

  1. Контроль и оценка (Дидактическая цель: выявить границы применимости нового знания и использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включить новый способ действий в систему знаний)

На этапе контроля и самоконтроля обучающиеся решают различные задания, с применение полученных на уроке знаний. Данные задания направлены на развитие естественнонаучной грамотности детей. Обучающиеся работают в группах, поэтому любое затруднение, возникшее у любого участника, есть возможность обсудить всей группой. Данный вид деятельности способствует развитию регулятивных УУД (самоорганизации: выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; делать выбор и брать ответственность за решение); коммуникативных УУД (общение: принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей); познавательных УУД (базовых логических действий: выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин; самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев)); личностные УУД (гражданское воспитание: готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики); регулятивных УУД (принятие себя и других: признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого).

  1. Рефлексия (Дидактическая цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия)

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке, учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия, намечаются цели дальнейшей деятельности и определяется задание для самоподготовки. Данный этап способствует формированию регулятивных УУД (самоконтроль: оценивать соответствие результата цели и условиям).


Межпредметные связи: музыка, биология, литература, география, математика, химия.

Используемые образовательные ресурсы:

https://multiurok.ru/index.php/files/dlia-svidetelstva-17.html

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/eg-7-2022/02_ЕГ_7_Воздушные%20шары%20-%202_текст.pdf

https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=3340

Оборудование урока: 1) мультимедийное оборудование (презентация (Приложение 3));

2) демонстрационное оборудование: шар наполненный гелием и воздухом.

Дидактический материал: раздаточный материал: рабочий лист (Приложение 1), текст «Из истории воздухоплавания» (Приложение 2).



Конспект урока


Этапы урока, время

Методы, приёмы, формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Создание условий для формирования:

Мотивационный этап


(3 мин)

Психологический настрой на позитивное восприятие учителя, сверстников и новой темы урока.




Создание ситуации успеха.

(Дети заходят под музыкальную композицию «На большом воздушном шаре»)

Здравствуйте ребята. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Давайте улыбнемся друг другу, соседям по столу, нашим гостям. (Слайд 1) Сделаем глубокий вдох, выдох. Настроимся на работу. Присаживайтесь.


Ребята, поднимете одну руку вверх. Попробуйте поаплодировать одной рукой. А как сделать аплодисменты более громкими? Попробуйте сегодня вы сели не так, как сидите всегда.


Согласитесь, аплодисменты двумя руками звучат гораздогромче. Но для таких аплодисментов вам потребовалась помощь товарищей. Я надеюсь, что эту помощь вы будете оказывать друг другу в течение всего урока.

Ребята, у вас на столах лежат рабочие листы. (Приложение 1) Подпишите их. Заполнять эти листы вы будете в течение всего урока.

Имеют положительный психологический настрой на урок и предполагаемую новую тему





(Попросить помощи у товарища, сидящего за этим же столом)

Личностные:

формирование эмоционального

благополучия



Актуализация знаний


(4 мин)



Метод контроля и самоконтроля (самоконтроль по эталону)







Ребята, начнем наш урок с проверки прошлого материала. Выполните задание №1 в рабочих листах, (выполняется индивидуально, без обсуждения в группе) для этого вам необходимо вспомнить и записать в рабочий лист условия плавания тел.








Проверьте, правильно ли вы записали эти условия. Проведите самооценку.

Самооценка: один правильный ответ – 3

два правильных ответа–4

три правильных ответа–5

Поставьте оценку в рабочие листы.

(Слайд 2)

Условие 1.Для того, чтобы тело всплывало, необходимо, чтобы

F архF тяж (жидrтела)

Условие 2. Для того, чтобы тело плавало, необходимо, чтобы

F арх =F тяж (жид= rтела)

Условие 3.Для того, чтобы тонуло, необходимо, чтобы

F архжидrтела)

Регулятивные: давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения


Основной этап


(13 - 15 мин)


Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (прием беседа)


Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (экспериментальная задача)


Метод стимулирования познавательной активности

(создание проблемной ситуации)




















Вы обратили внимание на ящик, который находится в классе. Отгадайте загадку, и узнаете, что внутри.

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.


Правильно, в ящике воздушный шарик, но не один, а целых два!!!

Давайте их достанем.


Ребята, а почему один шар сразу улетел под потолок, а другой приземлился на пол?





Молодцы, ребята, вы все правильно ответили. Осталось сформулировать тему сегодняшнего урока.

Как вы считаете, какая тема урока у нас сегодня?

(Тема урока выводится на слайде)

(Слайд 3)

Исходя из темы урока, давайте попробуем сформулировать цели урока, и построить план по их реализации: что нам нужно узнать, понять, попробовать.

  1. Узнать условия, ________________.


  1. Узнать историю _____________________.

  2. Понять устройство _______________________.

  3. Попробовать применить ____________________.

(Слайд 4)

Ну, что ж, открываем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока в тетрадь.


В задании №1 в рабочих листах вы уже написали условия плавание тел. В чем плавают тела?

Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость?




Как вы думаете, какие силы действуют на воздушный шар?



Можем ли мы вывести условия, необходимые для воздухоплавания по аналогии с условиями плавания тел? Давайте попробуем. (Условия воздухоплавания дети записывают в рабочие тетради)

(Слайд 5)











Ребята, давайте поработаем группами. Для того чтобы работать в группе, необходимо вспомнить правила работы в группе.

(Слайд 6)

У вас на партах лежит текст «Из истории развития воздухоплавания» (Приложение 2)

Ваша задача прочитать текст и выполнить задание 2 и 3 в рабочих листах. (На это вам дается 10 минут)

Давайте узнаем, верно ли вы выполнили задания, или нет.

Задание 2. Самооценка: 1 правильный ответ –2

2 правильных ответа–3

3 правильных ответа–4

4 правильных ответа–5

(Слайд 7)

Задание 3. Самооценка: 1 правильный ответ –2

2 правильных ответа–3

3 правильных ответа–4

4 правильных ответа–5

(Слайд 8)





В ящике находится воздушный шарик



Один ученик, открывает ящик и достает шары


Ответы – предположения детей (Возможные ответы: один шар легче воздуха, поэтому он поднялся вверх, а другой тяжелее – он опустился на пол)


Формулируют тему урока

Тема урока: «Воздухоплавание»



-при которых возможно воздухоплавание

- воздухоплавания

- воздушных шаров

- полученные знания на практике

Записывают тему урока в тетрадь.


Тела плавают в жидкости

На тело действует сила тяжести и сила Архимеда.


На воздушный шар действуют сала тяжести и сила Архимеда.


(Условия воздухоплавания:

Условие 1. Для того, чтобы тело поднялось вверх, необходимо, чтобы F архF тяж

Условие 2. Для того, чтобы тело оставалось на определенной высоте, необходимо, чтобы F арх =F тяж

Условие 3. Для того, чтобы тело опускалось вниз, необходимо, чтобы

F арх


Выполняют задание учителя





Ученики соединяют описание воздушного шара и его название.



(Ученику предлагается соотнести составные части воздушного шара с названиями этих частей)


Познавательные: базовые исследовательские действия





Личностные: ценности научного познания










Коммуникативные: общение



















Познавательные:

базовые логические действия












Личностные: эстетическое воспитание




















Познавательные: работа с информацией.


Коммуникативные: совместная деятельность



















- креативного мышления































- естественнонаучной грамотности





























- читательской грамотности








Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации

(прием: беседа)


































Метод контроля и самоконтроля (самоконтроль по эталону)


Физкультминутка

(2 мин)

Здоровьесберегающие технологии

Ребята, мы уже достаточно долго с вами работаем. Наступило время нам немного размяться.

(Гимнастика проводится в сопровождении музыкальной композиции «Я улетаю на большом воздушном шаре», гр. Mr.Credo)


Очень физику мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух - это атмосфера,

если правда – топай смело.

В атмосфере есть азот – делай влево поворот.

Также есть и кислород, делай вправо поворот,

воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу.

К учителю повернемся, и дружно все улыбнемся.

(Слайд 9)

Продолжим нашу работу.

Выполняют упражнения



Приобретают навыки устойчивого отношения к ЗОЖ



Контроль, оценка

(15 мин)

Прием исчезающей доски












Создание ситуации успеха





Метод контроля и самоконтроля (самоконтроль по эталону)


Уважаемые ребята, давайте вернемся к целям сегодняшнего урока, и посмотрим, все ли цели выполнены на данный момент?

(Слайд 10)

Совершенно верно. Скажите, а что значит применить знания на практике?





Правильно. Значит, наступило время для решения физических задач. Выполните задание 4 рабочего листа. Это задание состоит из 5 задач. Каждая верно решенная задача оценивается в 1 балл. Количество набранных баллов соответствует вашей оценке за задание 4.Не забываем, что мы работаем в группах и имеем право помогать своему товарищу в группе.

Самопроверка

(Слайд 11)

(При необходимости, провести коррекцию знаний, используя слайды 12 - 16)

Нет, мы еще не применили полученные знания на практике.


Применить знания на практике, значит воспользоваться полученными знаниями при решении различных заданий.



(Выполняют задания в группах)




(Проводят контроль и самоконтроль)

















Регулятивные:

выявлять проблемы в учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;

вносить коррективы в деятельность на основе установленных ошибок













- естественнонаучной грамотности


- читательской грамотности



Рефлексия

(4 мин)

Метод контроля и самоконтроля (самоконтроль, парный контроль)


Ребята, давайте оценим вашу работу в группах. Сейчас каждая группа составляет рейтинг активности каждого члена группы и оглашает человека, занявшего 1 место.

Эти ребята получают отметку «5» за сегодняшний урок. Остальные отметки я поставлю, опираясь на ваш рейтинг активности и рабочие листы. Сдайте их мне.

А теперь пришло время записать домашнее задание.

(Слайд 17)

Физика: п.54 прочитать, ответить на вопросы с.160, выполнить упражнение 29 с. 160-161

У вас на партах лежат по 3 смайлика. Посмотрите внимательно на слайд, вспомните, какие цели урока мы сегодня ставили.

(Слайд 4)

Выберите из предложенных смайликов тот, который соответствует вашему пониманию сегодняшней темы, вашему личному достижению целей урока.

Зеленый – я все понял

Желтый – я понял тему, но некоторые моменты вызвали затруднения

Красный – я не понял, о чем шла речь на уроке

Если у кого-то смайлик оказался красным, необходимо подойти ко мне после уроков, я помогу вам индивидуально разобраться в теме.

Заполняют рейтинг активности в группе


Сдают рабочие листы учителю




Записывают домашнее задание в дневник

Оценивает свою деятельность на уроке, степень понимания изученного материала

Регулятивные:

Признавать свое право на ошибку при решении физических задач и такое же право другого.






Регулятивные:

самоконтроль (оценивать соответствие результата цели и условиям).










Приложение 1


Рабочий лист урока.

Ф.И.______________________________________________________________


Задание №1 (Записать условия плавания тел)

Условие 1. Для того, чтобы тело всплывало, необходимо, чтобы ______________________________

Условие 2. Для того, чтобы тело плавало, необходимо, чтобы _________________________________

Условие 3. Для того, чтобы тонуло, необходимо, чтобы ______________________________________


ОЦЕНКА



Задание №2(Поставить в соответствие описание шара о и его название)

Шар наполненный теплым воздухом – _________________________________

Шар, наполненный водородом – _____________________________________

Шар, наполненный водородом, имеющий герметичную гондолу, предназначенный для исследования верхних слоев атмосферы – ______________________

Управляемый воздухоплавательный аппарат – _____________________________


ОЦЕНКА


Задание №3 (Написать составные части воздушного шара)

ОЦЕНКА


З адание №4 (Прочитайте текст и выполните задания)

  1. Древние китайцы изобрели фонари для передачи сигналов во время военных операций. Эти фонари имели отверстие в нижней части, где был зажжён небольшой огонь. Горячий дым помогал поднять фонарь и давал ему возможность парить в воздухе. Это были первые древние воздушные шары.

Какое утверждение объясняет с научной точки зрения подъём воздушного шара, заполненного нагретым воздухом?


Отметьте один верный вариант ответа.

  1. Атмосферное давление при подъёме уменьшается.

  2. Плотность горячего воздуха меньше, чем плотность холодного воздуха.

  3. Все газы, из которых состоит дым, легче воздуха

  4. Газы при нагревании уменьшаются в объёме.

Балл


  1. В истории воздухоплавания много разнообразных интересных страниц: от первого шара братьев Монгольфье до огромных дирижаблей. Но одной из самых главных задач для конструкторов, создающих подобные летательные аппараты, была возможность поднимать какой-то груз (людей, оборудование и т.п.).

Грузоподъёмность – это максимальная масса поднимаемого груза.

На уроке ребятам было предложено измерить грузоподъёмность гелиевого шарика с помощью электронных весов.

Для этого они использовали предмет, массу которого определили в граммах по показанию весов (рисунок 1б).

Затем ребята привязали к предмету шарик и измерили получившуюся массу в граммах (рисунки а, б).

Чему равна грузоподъёмность гелиевого шарика в этом эксперименте?

Запишите свой ответ в граммах, округлив до целого числа.

Ответ: ________________________

Балл



  1. Как известно, если проткнуть оболочку воздушного шарика, то раздаётся громкий хлопок. Происходит небольшой «взрыв». Выходящий воздух разрывает оболочку шарика на куски.

Почему шар лопается с громким хлопком?

Запишите свой ответ.

Ответ: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Балл



  1. Чтобы не использовать горючее и не зажигать открытое пламя, воздушные шары стали наполнять самым лёгким газом – водородом. Благодаря этому газу воздушные шары смогли улетать высоко в небо. Но позже стали использовать в качестве наполнителя другой легкий газ – гелий. Гелий относится к инертным газам, которые в обычных условиях не взаимодействуют с другими веществами.

Э та замена связана с тем, что водород с кислородом может образовывать взрывоопасные смеси. Так, однажды человек, который хотел подшутить, случайно взорвал всё шоу воздушных шаров, заполненных водородом.

Почему для заполнения воздушных шаров водород заменили гелием?


Отметьте два верных варианта ответа.


  1. Гелий, как и водород, не имеет цвета и запаха.

  2. Гелий, в отличие от водорода, не взрывается.

  3. Гелий, как и водород, встречается в космосе.

  4. Гелий, как и водород, лёгкий газ.

  5. Гелий, как и водород, мало растворяется в воде.

Балл



  1. Воздушные шарики для праздников наполняют различными газами,которые бывают тяжёлыми и лёгкими. Продавцы шаров, надувая их газами легчеили тяжелее воздуха, добиваются разных эффектов.

Воздушные шары, заполненные различными газами, ведут себя по-разному.

В магазин поступил заказ на украшение зала в школе. Одни шарики должны лежать на поверхностях, другие – парить в воздухе, а третьи – подниматься высоко вверх.

Работники магазина при выполнении заказа заполнили шары разными газами с учётом их плотности:

Каким газом надо заполнить воздушные шарики в каждом из указанных положений?

Выберите нужные варианты ответа в каждом случае.

Положение воздушных шариков Газ для наполнения шариков

  1. Лежат на полу _______________

  2. Свободно парят в воздухе, но не улетают _______________

  3. Поднимаются высоко в небо _______________

Балл



ОЦЕНКА





Приложение 2

Из истории воздухоплавания

Тысячи лет прошли с тех пор, как человек начал мечтать о полете. Об этом говорят сказки о ковре-самолете, о крылатом коне, о смельчиках, поднявшихся к небу на крыльях. Но сила тяжести прочно привязывала человека к земле. Впервые ее удалось преодолеть с помощью теплого воздуха. Человек издавна наблюдал, как поднимается вверх дым. Вероятно, это наблюдение подтолкнуло его на мысль о полете вверх с помощью дыма. Первый воздушный шар был изготовлен во Франции в 1873 г. братьями Монгольфье. Шар наполнили теплым воздухом и назвали монгольфьером по имени его изобретателей. Оболочка была выполнена из прорезиненного шелка, гондолу заменяла плетеная корзина. Первыми воздухоплавателями были баран, петух и утка. Все животные в ходе эксперимента остались живы. Этого было достаточно, чтобы между учеными разгорелся спор о возможности жизни на больших высотах.

Монгольфьеры имели один недостаток: они быстро опускались, т.к. воздух в них остывал. Их использовали, главным образом, для развлекательных полетов. Для военных и научных целей использовали воздушные шары, наполненные водородом и гелием. Эксперимент с воздушным шаром, наполненным водородом впервые произвел французский профессор физики Шарль. Он же изобрел веревочную сеть (стропила), охватывающую шар и передающую на него весовые нагрузки, изобрел клапан, воздушный якорь и первый применил песок в качестве балласта, сконструировал барометр. Поэтому создателем современного аэростата следует признать Шарля. Аэростатами сейчас называют аппараты легче воздуха.

В 30-е годы прошлого столетия было построено несколько аэростатов для исследования верхних слоев атмосферы – их назвали стратостатами. Гондола стратостата делалась герметичной, чтобы люди на большой высоте не страдали от недостатка кислорода. Стратостатами достигали высоты свыше 20 км. Первый в мире стратостат был создан швейцарским ученым Августом Пикаром. Недостаток стратостата – он летит туда, куда его гонит поток воздуха.

На смену неуправляемым аэростатам пришли управляемые аппараты-дирижабли. Во время первой и второй мировых войн в армиях многих стран использовались аэростаты, связанные с земной поверхностью прочным стальным тросом. Они играли роль подвижных наблюдательных пунктов, подвесок радиоантенн, воздушных заграждений, мешающих полету авиации противника.








Приложение 3


Слайд 1 Слайд Слайд 3


Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6







Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9


Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12








Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15


Слайд 16 Слайд 17


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя