СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок" Воздушное питание растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок " Воздушное питание растений"

Просмотр содержимого документа
«Урок" Воздушное питание растений"»

Урок на тему :

« Воздушное питание растений»







Учитель биологии : Мусиева М.М.





Тема урока : « Воздушное питание растений»

Цель урока :  научить пониманию сущности процесса фотосинтеза в пределах, доступных шестикласснику.

Задачи:

Образовательные :

ученики знакомятся с понятием "фотосинтез";

ученики выявляют приспособления растений к фотосинтезу.

Развивающие:

ученики формулируют проблему и гипотезы;

- разграничивают результаты эксперимента и вывод;

- строят логическую цепь рассуждений;

- строят речевое высказывание;

-структурируют знания.

Воспитательные:

ученики утверждаются в бережном отношении к растению как к живому существу и как к источнику питания и кислорода.

Планируемые результаты:

предметныеученики знают условия протекания фотосинтеза и его результаты, знают историю его открытия, умеют выявлять приспособления растений к фотосинтезу.

метапредметные: ученики осваивают универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), а также межпредметные понятия, такие как "гипотеза", "проблема", "результат", "вывод".

личностные:

ученики имеют представление о ходе научного познания, приобретают новые знания об уже знакомом предмете - листе растения;

Термины: Фотосинтез, органические вещества, хлорофилл, устьица и т.д.

Оборудование : Микроскоп, зеленые растения, таблица « строение листа», компьютер.

Тип урока: урок открытия новых знаний .

Ход урока

1.Орг.мамент: Здравствуйте ,ребята.

Около 300 лет многие ученые разгадывали тайну растения. Давайте и мы с вами попытаемся проникнуть в эту тайну. Мы будем работать сегодня на уроке по следующим этапам:

1. Питание растения.

2. Лист-лаборатория.

3. Значение фотосинтеза

4.Закрепление

5.Домашнее задание

6.Рефлексия.

1 .Этап Актуализация знаний.

Фронтальная беседа ( вопросы по домашнему заданию)

Учитель:

- Что такое питание?

Учащиеся:

(Поглощение питательных веществ)

Учитель: Зачем нужно питание всем живым организмам?

Ученики: Для нормальной жизнедеятельности растительного организма)

Учитель: - Какой тип питания вам известен?

Ученики:

(Почвенное питание)

Учитель:

- Какая система органов участвует в почвенном питании?

Ученики: Корневая система

Учитель:

- Какие вещества поступают в корень?

Ученики :

(Вода с растворенными минеральными веществами)

Учитель: - А теперь порассуждаем. При почвенном питании вещества поступают в виде растворов , а при воздушном? Как растения берут из воздуха вещества?

Учитель:

Как вы думаете, какое вещество поступает в листья при воздушном питании?

Ученики:

(Углекислый газ)

Учитель: Ребята, давайте проверим ваше предположение. Расскажите об опыте, доказывающем процесс фотосинтеза. (Опыт готовится заранее)

Для опыта мы взяли две банки из светлого стекла. В каждую поместили по 2-3 веточки растения, чтобы растения не завяли, в банки налили немного воды. Свечи, укрепленные на проволоке, зажгли и опустили в банки, закрыв их пробками. Свечи гаснут, что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении. Свечи вынимаем. Банки с растениями ем крышками, одну ставим в темное место, а другую – на свет. На следующий день банки открывают и опять опускают зажженные свечи. В банке, стоящей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в темноте, - гаснет). ). Вчера мы с вами подготовили банки с растениями и видели,что свеча в них потухает, а сегодня увидели что произошло после эксперимента.

Учитель :

Почему в одной банке свеча горит, а в другой нет

- Какой газ, поддерживающий горение, образовался?

Ученики : (Кислород)

- Какое условие потребовалось для течения процесса фотосинтеза?

Ученики :(Солнечный свет)

Учитель :

- Какие вещества для этого потребовались?

Ученики:

(Углекислый газ и вода)

Учитель : Вы оказались правы. Но если мы нальем в стакан воды, пропустим углекислый газ, поставим на подоконник, и будем ждать появления крахмала. Дождемся ли мы?

Ученики

(Нет, так как фотосинтез происходит в клетках с хлорофиллом).

2.Этап « Лист лаборотория»

Учитель : В чем же кроется тайна зеленого листа? Давайте попробуем разобраться

Учитель: Исходя из проделанного опыта сделайте вывод , ребята какие условия необходимы, для того ,чтобы проходил фотосинтез?

Ученики: приходят к выводу, что это углекислый газ, вода, хлорофилл, солнечный свет)

Учитель:

А в пожелтевших листьях возможен фотосинтез?

Ученики:

(Нет, потому, что в них разрушен хлорофилл).

Ученики : Рассказывают как они поняли процесс воздушного питания растений:

Фотосинтез является едва ли не самым замечательным процессом на нашей планете. Благодаря ему существует все живое на нашей планете.

Как это ни удивительно, но растительное происхождение имеют и органические вещества, из которых состоят организмы животных, в том числе и наши с вами. Животные лишь преобразуют вещества, первоначально созданные растениями.

Учитель :

Как мы видим, основной орган, принимающий участие в воздушном питании- лист.

Давайте внутреннее строение листа посмотрим на экране, а также можно посмотреть в микроскоп.



Учащиеся смотрят в микроскоп лист растения. На экране можно лучше увидеть внутреннее строение листа.( более крупное изображение)

Учитель: Вспомним ткани, которые образует этот орган

Учащиеся : вспоминают ( клетки основной ткани- столбчатые)

Учитель:

Среди этих клеток есть совершенно особый органоид- хлоропласт , вещество входящее в его состав ( хлорофилл) не только окрашивает его в зеленый цвет ,но и играет важную роль в процессе фотосинтеза.

Учитель: У вас на партах есть схема отображающая процесс – фотосинтез.

Рассмотрите эту схему внимательно. Вам станет понятно, что в результате фотосинтеза растение обеспечивает себя органическими веществами, а нас с вами кислородом.

Учитель: Ребята, а теперь попробуйте составить схему для воздушного питания растений у себя в тетради.

Схема воздушного питания растений

Тип питания - воздушное (фотосинтез)

Орган - Лист.

Ткань - основная

Клетки - Столбчатые.

Структуры- хлоропласты

Вещества - органические.

Учитель:

Хлорофилл – самое удивительное вещество на земле. Он придает листьям зеленый цвет – его называют цветом жизни. Запишем в тетрадь



“Хлорофилл -поглощает солнечную энергию и превращает ее в химическую энергию органических веществ”.

Учитель :

- Как называются организмы, способные самостоятельно образовывать органические вещества? (Автотрофы)

- Животные и человек способны получать энергию в “готовом виде”. Следовательно, они – гетеротрофы.

Запишите ,ребята эти понятия в тетрадь

3.Этап Значение фотосинтеза.

К окончанию урока ученики делают выводы:

Фотосинтез – это процесс образования органических веществ (крахмала) из неорганических (углекислого газа и воды) в зелёных листьях с использованием солнечного света и выделением кислорода. ( Записывают в тетрадь)

- работая на растение, листья через устьица выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов;

- растения, благодаря фотосинтезу, запасают питательные вещества в разных органах.

Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.

4.Закрепление.

Сегодня у нас работают группы “знатоки природы”, “ фантазеры ”, “историки”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат своей работы.

Работа в группах.

На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания.

1. Группа“Знатоки природы”

1. Представьте, что так случилось, что солнце вдруг исчезло. К чему это может привести?

2. Группа“Математики”

Решите задачу:

Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа. Какое количество кислорода нужно в сутки жителям города в 1 млн. человек? Какое количество углекислого газа при этом выделится? Сколько га леса “работает” на жителей этого города, если 1 га поглощает столько углекислого газа, сколько выделяет 200 человек?

3. Группа “Историки”

В 1630 году ученый Ван-Гельмонт посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 55 кг, а вес почвы уменьшился на 50 г. За счет чего выросла ива? Объясните результаты опыта.

Ученики по зачитывают свои ответы. Исправляют ошибки друг у друга ,если они есть.

Учитель :

- А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода?

Ученики: (Посадить дерево).

Учитель:

А в комнате?

Ученики:

(Посадить растение).

Все молодцы справились с очень непростыми задачами.

Сегодня на уроке мы с вами очень хорошо работали.

5.Домашнее задание.

Обязательный уровень:

Изучить раздел «Питание растений» до слов «Животные в процессе питания…».Ответить на вопросы в конце раздела. Выучить новые определения и понятия.

Дополнительный уровень:

Составить синквейн на тему : «Фотосинтез»

Фотосинтез

Уникальный необходимый

Поглощает , производит , выделяет

жизнь

6. Рефлексия.

Лист самооценивания

Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания

Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) _________________________________

  1. Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) __________________________

  2. Сегодня на уроке на научился (лась) лучше делать (что?) ______________

  3. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________

  4. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________

  5. Осталось непонятным (что?)_______________________________________

6.Сегодня на уроке я был (а) (каким учеником? какой ученицей?) Учитель : На этом наш урок подошел к концу . Всем спасибо.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!