Урок на тему :
« Воздушное питание растений»
Учитель биологии : Мусиева М.М.
Тема урока : « Воздушное питание растений»
Цель урока : научить пониманию сущности процесса фотосинтеза в пределах, доступных шестикласснику.
Задачи:
Образовательные :
ученики знакомятся с понятием "фотосинтез";
ученики выявляют приспособления растений к фотосинтезу.
Развивающие:
ученики формулируют проблему и гипотезы;
- разграничивают результаты эксперимента и вывод;
- строят логическую цепь рассуждений;
- строят речевое высказывание;
-структурируют знания.
Воспитательные:
ученики утверждаются в бережном отношении к растению как к живому существу и как к источнику питания и кислорода.
Планируемые результаты:
предметные: ученики знают условия протекания фотосинтеза и его результаты, знают историю его открытия, умеют выявлять приспособления растений к фотосинтезу.
метапредметные: ученики осваивают универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), а также межпредметные понятия, такие как "гипотеза", "проблема", "результат", "вывод".
личностные:
ученики имеют представление о ходе научного познания, приобретают новые знания об уже знакомом предмете - листе растения;
Термины: Фотосинтез, органические вещества, хлорофилл, устьица и т.д.
Оборудование : Микроскоп, зеленые растения, таблица « строение листа», компьютер.
Тип урока: урок открытия новых знаний .
Ход урока
1.Орг.мамент: Здравствуйте ,ребята.
Около 300 лет многие ученые разгадывали тайну растения. Давайте и мы с вами попытаемся проникнуть в эту тайну. Мы будем работать сегодня на уроке по следующим этапам:
1. Питание растения.
2. Лист-лаборатория.
3. Значение фотосинтеза
4.Закрепление
5.Домашнее задание
6.Рефлексия.
1 .Этап Актуализация знаний.
Фронтальная беседа ( вопросы по домашнему заданию)
Учитель:
- Что такое питание?
Учащиеся:
(Поглощение питательных веществ)
Учитель: Зачем нужно питание всем живым организмам?
Ученики: Для нормальной жизнедеятельности растительного организма)
Учитель: - Какой тип питания вам известен?
Ученики:
(Почвенное питание)
Учитель:
- Какая система органов участвует в почвенном питании?
Ученики: Корневая система
Учитель:
- Какие вещества поступают в корень?
Ученики :
(Вода с растворенными минеральными веществами)
Учитель: - А теперь порассуждаем. При почвенном питании вещества поступают в виде растворов , а при воздушном? Как растения берут из воздуха вещества?
Учитель:
Как вы думаете, какое вещество поступает в листья при воздушном питании?
Ученики:
(Углекислый газ)
Учитель: Ребята, давайте проверим ваше предположение. Расскажите об опыте, доказывающем процесс фотосинтеза. (Опыт готовится заранее)
Для опыта мы взяли две банки из светлого стекла. В каждую поместили по 2-3 веточки растения, чтобы растения не завяли, в банки налили немного воды. Свечи, укрепленные на проволоке, зажгли и опустили в банки, закрыв их пробками. Свечи гаснут, что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении. Свечи вынимаем. Банки с растениями ем крышками, одну ставим в темное место, а другую – на свет. На следующий день банки открывают и опять опускают зажженные свечи. В банке, стоящей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в темноте, - гаснет). ). Вчера мы с вами подготовили банки с растениями и видели,что свеча в них потухает, а сегодня увидели что произошло после эксперимента.
Учитель :
Почему в одной банке свеча горит, а в другой нет
- Какой газ, поддерживающий горение, образовался?
Ученики : (Кислород)
- Какое условие потребовалось для течения процесса фотосинтеза?
Ученики :(Солнечный свет)
Учитель :
- Какие вещества для этого потребовались?
Ученики:
(Углекислый газ и вода)
Учитель : Вы оказались правы. Но если мы нальем в стакан воды, пропустим углекислый газ, поставим на подоконник, и будем ждать появления крахмала. Дождемся ли мы?
Ученики
(Нет, так как фотосинтез происходит в клетках с хлорофиллом).
2.Этап « Лист лаборотория»
Учитель : В чем же кроется тайна зеленого листа? Давайте попробуем разобраться
Учитель: Исходя из проделанного опыта сделайте вывод , ребята какие условия необходимы, для того ,чтобы проходил фотосинтез?
Ученики: приходят к выводу, что это углекислый газ, вода, хлорофилл, солнечный свет)
Учитель:
А в пожелтевших листьях возможен фотосинтез?
Ученики:
(Нет, потому, что в них разрушен хлорофилл).
Ученики : Рассказывают как они поняли процесс воздушного питания растений:
Фотосинтез является едва ли не самым замечательным процессом на нашей планете. Благодаря ему существует все живое на нашей планете.
Как это ни удивительно, но растительное происхождение имеют и органические вещества, из которых состоят организмы животных, в том числе и наши с вами. Животные лишь преобразуют вещества, первоначально созданные растениями.
Учитель :
Как мы видим, основной орган, принимающий участие в воздушном питании- лист.
Давайте внутреннее строение листа посмотрим на экране, а также можно посмотреть в микроскоп.
Учащиеся смотрят в микроскоп лист растения. На экране можно лучше увидеть внутреннее строение листа.( более крупное изображение)
Учитель: Вспомним ткани, которые образует этот орган
Учащиеся : вспоминают ( клетки основной ткани- столбчатые)
Учитель:
Среди этих клеток есть совершенно особый органоид- хлоропласт , вещество входящее в его состав ( хлорофилл) не только окрашивает его в зеленый цвет ,но и играет важную роль в процессе фотосинтеза.
Учитель: У вас на партах есть схема отображающая процесс – фотосинтез.
Рассмотрите эту схему внимательно. Вам станет понятно, что в результате фотосинтеза растение обеспечивает себя органическими веществами, а нас с вами кислородом.
Учитель: Ребята, а теперь попробуйте составить схему для воздушного питания растений у себя в тетради.
Схема воздушного питания растений
Тип питания - воздушное (фотосинтез)
Орган - Лист.
Ткань - основная
Клетки - Столбчатые.
Структуры- хлоропласты
Вещества - органические.
Учитель:
Хлорофилл – самое удивительное вещество на земле. Он придает листьям зеленый цвет – его называют цветом жизни. Запишем в тетрадь
“Хлорофилл -поглощает солнечную энергию и превращает ее в химическую энергию органических веществ”.
Учитель :
- Как называются организмы, способные самостоятельно образовывать органические вещества? (Автотрофы)
- Животные и человек способны получать энергию в “готовом виде”. Следовательно, они – гетеротрофы.
Запишите ,ребята эти понятия в тетрадь
3.Этап Значение фотосинтеза.
К окончанию урока ученики делают выводы:
Фотосинтез – это процесс образования органических веществ (крахмала) из неорганических (углекислого газа и воды) в зелёных листьях с использованием солнечного света и выделением кислорода. ( Записывают в тетрадь)
- работая на растение, листья через устьица выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов;
- растения, благодаря фотосинтезу, запасают питательные вещества в разных органах.
Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.
4.Закрепление.
Сегодня у нас работают группы “знатоки природы”, “ фантазеры ”, “историки”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат своей работы.
Работа в группах.
На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания.
1. Группа“Знатоки природы”
1. Представьте, что так случилось, что солнце вдруг исчезло. К чему это может привести?
2. Группа“Математики”
Решите задачу:
Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа. Какое количество кислорода нужно в сутки жителям города в 1 млн. человек? Какое количество углекислого газа при этом выделится? Сколько га леса “работает” на жителей этого города, если 1 га поглощает столько углекислого газа, сколько выделяет 200 человек?
3. Группа “Историки”
В 1630 году ученый Ван-Гельмонт посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 55 кг, а вес почвы уменьшился на 50 г. За счет чего выросла ива? Объясните результаты опыта.
Ученики по зачитывают свои ответы. Исправляют ошибки друг у друга ,если они есть.
Учитель :
- А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода?
Ученики: (Посадить дерево).
Учитель:
А в комнате?
Ученики:
(Посадить растение).
Все молодцы справились с очень непростыми задачами.
Сегодня на уроке мы с вами очень хорошо работали.
5.Домашнее задание.
Обязательный уровень:
Изучить раздел «Питание растений» до слов «Животные в процессе питания…».Ответить на вопросы в конце раздела. Выучить новые определения и понятия.
Дополнительный уровень:
Составить синквейн на тему : «Фотосинтез»
Фотосинтез
Уникальный необходимый
Поглощает , производит , выделяет
жизнь
6. Рефлексия.
Лист самооценивания
Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания
Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) _________________________________
Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) __________________________
Сегодня на уроке на научился (лась) лучше делать (что?) ______________
Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________
Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
Осталось непонятным (что?)_______________________________________
6.Сегодня на уроке я был (а) (каким учеником? какой ученицей?) Учитель : На этом наш урок подошел к концу . Всем спасибо.