«Возможности дополнительного образования детей в
организации детского досуга»
в режиме курсов «Университет для родителей»
подготовила:
педагог-психолог
МБУДО «Детско-юношеский центр»
Вяткина Елена Викторовна
Дополнительное образование... Весь смысл скрывается в слове «дополнительное». Это образование дает ребенку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки. Отдавая своего ребёнка в какой-либо кружок, спортивную секцию или школу искусств, родители предоставляют ему возможность дополнительного развития. Однако выбрать направление и специфику не так просто.
Наверно, каждый любящий родитель задавал себе вопрос, нужно ли отдавать ребенка в дополнительное образование? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой вдобавок к занятиям в школе? Или, наоборот, следует исходить из того, что смена деятельности – это лучший отдых? Тогда в какой именно кружок записать сына или дочку? Как выбрать тот, который ребенок будет посещать с удовольствием и с пользой для себя? папе и маме в каждом конкретном случае придется взвешивать все «за» и «против».
Итак «за»:
Занятия в кружке и секции – это:
- смена вида деятельности. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это школа искусств или детская художественная школа – творческой, в кружках прикладного творчества – двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваш сын и дочь предпочли шахматы, математический или литературный кружок – все равно они будут заниматься только тем, что их интересует.
- смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине.
- смена круга общения. Занятия в кружках проводятся в малочисленных группах. Для занятий имеется отдельное помещение.
- смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми оборудованы с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами. В обязанности ребенка не входит сидеть 40 минут за партой. Для ребенка имеются различные зоны для занятий, игры и отдыха: хочешь – занимайся за столом, хочешь удобно устройся на детском диванчике или пуфе. Переключение поможет ребенку отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашний заданий.
2. Дополнительное образование - это способ организации досуга ребенка. Это один из наиболее частых аргументов «за», приводимых родителями. И действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома после уроков с ребенком. У первоклассника, посещающего занятия в учреждении дополнительного образования меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки. Согласитесь, в кружке под присмотром педагога ребенок в большей безопасности.
3. Занятие в кружке или секции – это общение. Родителям застенчивого ребенка психологи часто рекомендуют записать в какой-нибудь кружок или студию. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает установление дружеских отношений.
Кроме того, для всех детей детское объединение – модель социума в миниатюре. У детей есть возможность опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.
4. Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например, запомнить расписание занятий и вовремя приходить на них.
- запомнить собрать и принести все необходимое для занятий (юной танцовщице, например, каждый раз нужно принести купальник, юбочку, носочки, специальную обувь, сделать прическу);
- запомнить и самостоятельно выполнить данные педагогом домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т.д.);
- организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться.
5. Занятия в кружке и секции способствуют развитию способностей. Здесь возможно несколько вариантов:
- первый вариант – вы точно знаете, к чему у ребенка способности. Тогда вы отдаете в учреждение дополнительного образования на занятия, которые направлены на их развитие.
- второй вариант – ни вы , ни ребенок пока точно не определились чем он хочет и может заниматься, или. Возможно. Ребенок не проявляет ярко выраженной одаренности в какой-либо конкретной области.
6. Занятия в кружке или секции способствуют повышению самооценки. Посещая тот или иной кружок, заниматься в котором действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого. Но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке но и в жизни вообще.
Есть, конечно, и аргументы «против»:
Занятия в учреждении дополнительного образования требуют дополнительного времени. Нельзя не согласиться с родителями, которые утверждают, что кружки отнимают время. Однако вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых. Занятие в кружке – один из возможных вариантов.
Занятия в кружке, секции – это дополнительные нагрузки. Действительно они у ребенка и так немалые. Требования к школьникам, количество изучаемых предметов , уровень сложности учебного материала постоянно растут. И это нужно учитывать. Выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его без особой необходимости в секции, где предлагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю. Не пытайтесь объять необъятное и записать сына или дочь сразу в несколько кружков. Ограничьтесь, для начала одним, максимум двумя. Если останется свободное время, ребенок всегда может пойти еще куда-нибудь.
Занятия в кружке или секции – это дополнительные нагрузки для родителей. «Заниматься будет ребенок. А следить за всем (одеждой, расписанием) и делать домашние задания будем мы», - опасаются родители. Скорее всего ребенок сделает попытку переложить на вас все неприятные обязанности. Но тут все будет зависеть от ваших организаторских способностей, от твердости духа и настойчивости.
Занятия в кружке, секции – это дополнительные расходы на материалы, например, если ребенок станет посещать художественную школу или танцевальную студию. Выезд ребенка, например с ансамблем в другой город для участия в конкурсе или фестивале потребует финансовых вложений на билеты и дорогу.
Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после окончания их встречать. Не у всех под окнами находится такое учреждение дополнительного образования. Иногда приходиться не только ходить, но и добираться на общественном транспорте в любое время года. Приходится мама и папам отпрашиваться с работы или просить помощи у бабушек и дедушек.
Итак, взвесив все «за» и «против» вы решили отдать своего ребенка в какое-нибудь учреждение дополнительного образования. Что же нужно учесть?
Чтобы не ошибиться с выбором детских кружков и секций и не жалеть в дальнейшем о потерянном времени и деньгах, обратите внимание на темперамент ребенка. Что действительно принесёт ребенку пользу и радость, а что вызовет только стресс и огорчение?
Ребенок-холерик
Этот ребенок активный и решительный. Он храбро идёт в тёмную комнату, не замечая опасности, несётся к улице с оживленным движением, смело лезет на высокое дерево. Когда другие дети отступают, холерик упорно стремится к неизвестному.
Он очень энергичен и любознателен, но довольно агрессивен. Часто холерики неспособны понять чужую боль и обиду. Толкнуть малыша на детской площадке, отобрать игрушку, затеять драку — для холерика это обычное дело.
Холерики намного активнее всех остальных темпераментов. Они вспыльчивы, плохо контролируют свои эмоции, настроение у них меняется со скоростью света.
Для таких детей выбирайте кружки, которые направят неуемную энергию ребенка в правильное русло. Для холериков можно порекомендовать спортивные секции: атлетику, гимнастику, командные виды спорта (футбол, хоккей, волейбол) — это поможет им научиться работать в команде и «чувствовать» другого человека. Отличный вариант для них — плаванье. Чередование вдохов и выдохов научит холерика расслабляться и лучше управлять своими чувствами. А вот от бокса и других единоборств лучше отказаться.
«Неутомимый» холерик нуждается в более щадящем режиме, поэтому желательно ограничивать все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня и перед сном».
Ребенок-сангвиник
Ребенок-сангвиник — это заводила, выдумщик, фантазер. Он подвижный и общительный. Его любят взрослые и обожают дети. На детской площадке он всегда в центре внимания. Если кто-то придумал новую игру, от которой все в восторге, то это, скорее всего, был сангвиник.
По мнению детского психолога Кирилловой Ж.В. «Сангвинику невыносима «рутина» и он быстро теряет интерес в такой обстановке, поэтому ребенку нужна частая «смена декораций». Распыленность интересов — одна из черт сангвиника, поэтому будьте терпеливы и готовы к тому, что ребенок поменяет несколько кружков, прежде чем остановится на одном.
Для дополнительных занятий предложите сангвинику театральную студию, драмкружок, танцы или пение. Если речь идет о спорте, то лучше попробовать командные виды: футбол, баскетбол, хоккей, — так как активный ребенок не может жить без постоянного общения».
Ребенок-флегматик
Он уравновешенный, медлительный, терпеливый, рассудительный, малоподвижный, часто пассивный. «Черепашки» — так ласково называют своих флегматичных малышей мамы. Флегматики живут в своем собственном ритме, по своему собственному распорядку дня, любой сбой может серьезно расстроить ребенка.
Флегматикам понравятся кружки по моделированию, конструированию, проектированию. Девочки с удовольствием займутся вышиванием, шитьем, бисероплетением, лепкой из глины или пластики. Мальчикам наверняка захочется ходить на выжигание, резьбу по дереву или рисование.
Что касается спорта, то наиболее удачными для них станут восточные единоборства, шашки, шахматы, детская йога — все те секции, где не нужно быстро принимать решение и есть время на обдумывание следующего хода.
Не торопите и не подгоняйте ребенка-флегматика, не сравнивайте его с другими, поощряйте активность, помогите найти друзей.
Ребенок-меланхолик
Меланхолики очень нежные, тревожные, застенчивые. Это добрые и чувствительные дети, которые никогда не дадут «сдачи», не полезут в драку, не обидят товарища. Они переживают, когда у кого-то произошла неприятность. Когда же у самого ребенка-меланхолика случается что-то плохое, для них это настоящая трагедия — они любят «раздувать из мухи слона». Событие, которое холерику покажется пустяком, меланхолика может довести до истерики.
Неуверенных в себе и мягких меланхоликов лучше всего записать в художественную или музыкальную школу, на иностранные языки или в любые творческие кружки, где не нужно быть в центре внимания.
Ребенок-меланхолик тяжело воспринимает перемены и очень болезненно реагирует на критику, поэтому как можно чаще хвалите его за активность и самостоятельность. Его практически невозможно «перехвалить.
Такие дети неуютно чувствуют себя в командных видах спорта. Они слишком ранимы и робки для боевых искусств, а монотонные занятия вроде гребли, тенниса или бадминтона часто кажутся им утомительными и бессмысленными.
Однако лишать ребёнка физической нагрузки не стоит.
Так как меланхолики в большинстве своём — нежные дети с хорошо развитым эстетическим вкусом, им подойдут такие спортивные занятия, как йога, коньки, лыжные прогулки или плаванье. Кроме того, ребенок-меланхолик хорошо ладит с животными, поэтому его могут увлечь биологические кружки типа «Юный натуралист» или конный спорт».
Как определить темперамент у ребенка?
Родителям и педагогам важно понимать темперамент у ребенка, чтобы правильно выстроить линию общения с ним. У каждого ребенка – индивидуальные особенности, поэтому невозможно обучать и воспитывать всех детей одинаково, не обращая внимания на их темперамент. Меланхолик и холерик одно и то же открытие воспринимают по-разному, сангвиник и флегматик одно и то же задание выполняют с разной скоростью и раной степенью увлеченности процессом. Эти нюансы следует учитывать.
Знание темперамента ребенка позволяет взрослым контролировать ситуацию: в игре, на занятии, дома, на прогулке. Анализ поведения ребенка помогает создать необходимые условия для развития лучших качеств характера, подавления слабых черт, коррекции поведения.
Тест на определение темперамента для родителей
Как определить темперамент у ребенка? Родителям следует честно ответить на вопросы.
1. Если необходима быстрая реакция, ребенок:
А. Быстро реагирует.
Б. Достаточно активен.
В. Спокоен, но выполняет задание.
Г. Доминирует неуверенность.
2. Выслушав замечание в свой адрес:
А. Легко дает обещание исправиться, но снова поступает как прежде.
Б. Возмущен, что его «воспитывают».
В. Промолчит.
Г. Очень переживает.
3. В общении со сверстниками ребенок:
А. Готов к контакту.
Б. Всегда настаивает на своем.
В. Уверен и спокоен.
Г. Общается «с оглядкой», в себе не уверен.
4. При смене обстановки ребенок:
А. Активен, как всегда, психологически не теряется.
Б. Возбужден, чересчур активен.
В. Уверен, спокоен, в меру любопытен.
Г. Очень обеспокоен.
Описание действий под А характерны для сангвиников, Б – для холериков, В – для флегматиков, Г – для меланхоликов. Каких ответов больше, тот тип темперамента и является главным у ребенка.
Родителям на заметку
Чтобы ребенок был успешен, необходимо учитывать его особенности темперамента:
Ребенку-сангвинику нужен четкий режим дня, которому он должен следовать. Поскольку интерес у таких детей «скачущий», важно добиться поддержания интереса на каком-то конкретном деле, увлечении и развивать его. Контроль сангвиникам нужен, поэтому взрослый обязан всегда держать руку на пульсе, но ненавязчиво, не подавляя ребенка.
С холериком быть уверенным, свои требования предъявлять без лишних эмоций, обходиться без критики и хвалить, когда ребенок старается добиться результата.
С флегматиком можно позволить эмоции, он не обидится. Однако больше выражать любовь, это ребенку приятно. Флегматику можно и нужно что-либо поручать сделать, но обязательно показывать пример. Учить ребенка отстаивать свое мнение.
Меланхолика надо много и часто хвалить. Можно создать для него «доску почета», где будут демонстрироваться награды, которые получил ребенок, и работы, над которыми он трудился: рисунки, поделки, грамота из детского сада. Так самооценка ребенка повысится. Таких детей критиковать и наказывать опасно, они просто утонут в своей неуверенности и грусти.
Источник: https://psypedprofi.ru/kak-opredelit-temperament-u-rebenka.html