СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности и преимущества использования ИКТ в работе педагога-психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возможности и преимущества использования ИКТ

в работе педагога-психолога

Просмотр содержимого документа
«Возможности и преимущества использования ИКТ в работе педагога-психолога»


Возможности и преимущества использования ИКТ

в работе педагога-психолога

  1. Повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;

  2. Повышение мотивации, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;

  3. Облегчает процесс развития и коррекции, обогащает занятия эмоциональной окрашенностью;

  4. Широкие мультимедийные возможности (графика, звук, трехмерное изображение);

  5. Виртуальное общение во многом повторяет реальное, здесь действует принцип переноса, т. к. взаимодействие протекает в системе «человек-человек»;

  6. Моделирование продуктивных видов деятельности детей (классификация, конструирование, экспериментирование, прогнозирование), необходимых для освоения развивающих и коррекционных задач;

  7. Выбор индивидуального темпа, объема получаемой информации и времени обучения.

Информационные технологии активно применяются во многих направлениях деятельности педагога-психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, в психокоррекционном направлении, в организационно-методической работе, а также с целью профессионального роста и саморазвития педагога как личности.

При работе в сети интернет, на персональном компьютере и т.п., необходимо всегда помнить о правилах безопасного использования ИКТ, с целью сохранения максимальной конфиденциальности вводимых данных.

Диагностическая работа

  • MicrosoftOfficeWord – позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно.

  • MicrosoftOfficeExcel – создание разные виды отчетов как графических, так и текстовых, составление аналитических справок.

Проведение диагностики на компьютере стимулирует интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию дошкольников, формированию их учебной, личностной мотивации, развитию рефлексии.

  • https://psytests.org/test.html - (совершенно бесплатно, все результаты предоставляются сразу и полностью, никаких sms и прочих подтверждений, не запрашивается никакая персональная информация, регистрация не требуется).

  • https://psylist.net/praktikum (размещаются общепризнанные тесты, реально используемые в психодиагностической практике, и методики самотестирования, предложенные компентентыми специалистами. Некоторое количество развлекательных тестов, в основном картиночных, проективных – в отдельном разделе)

  • http://www.mmpi.ru/ (максимально точно воспроизводится рекомендуемая методика тестирования; все используемые данные (нормировочные таблицы, ключи и т. д.) сверяются с надежными печатными источниками, по возможности с несколькими. Выявляются и исправляются ошибки, кочующие с сайта на сайт, с одних и тех же когда-то криво распознанных сканов).

  • http://www.vch.narod.ru/file.htm (результаты представляются в наглядной, удобочитаемой форме; даются все возможные интерпретации, краткие и подробные. Рисуются все предусмотренные методикой таблицы, графики и диаграммы. По возможности, реализуются все существующие варианты теста; когда предусмотрено методикой – раздельно мужские и женские, взрослые и детские варианты).

  • http://testoteka.narod.ru/ (отдельно показан ход сделанных расчётов, нормативные данные, формулы и таблицы, указываются источники. Таким образом, сайтом можно пользоваться в учебных целях, а с определенной осторожностью – даже в профессиональных).

  • http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy (максимально точно воспроизводится рекомендуемая методика тестирования; все используемые данные (нормировочные таблицы, ключи и т. д.) сверяются с надежными печатными источниками, так же существует возможность скачать бесплатно книги по многим разделам психологии).

А вот нижеприведенные сайты однозначно не стоит использовать в профессиональной деятельности. Методики сомнительного происхождения, тесты в большинстве носят развлекательный характер. Могут нанести вред компьютеру.

  • http://azps.ru/psychotest.html

  • https://www.sunhome.ru/tests/testy-na-psihiku

  • https://konstruktortestov.ru/cat-4

Коррекционно-развивающая работа

Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе дошкольного психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует

  • развитию познавательных процессов у воспитанников;

  • повышению эффективности обучения и учебной мотивации,

  • развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.

Развивающие игры

Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).

В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия.

Развивающие игры вы можете скачать на сайтах:

  • http://www.solnet.ee/games/g1.html

  • http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua

А вот со следующих сайтов я бы не рекомендовала скачивать игры, они могут содержать в себе шпионские программы и различные компьютерные вирусы:

  • https://www.doublegames.ru/company/gameboss.html

  • https://www.nevosoft.ru/games/all/page-2.

  • https://www.flashgames.ru/igra/babl-shuter-ot-gameboss

Развивающие психологические тренажеры

Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, мышления, восприятия. Удобнее всего использовать тренажер в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как работает с ним непосредственно сам ребенок, а психолог лишь наблюдает за процессом, контролирует правильность выполнения, помогает. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает.

В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.

Коррекционно-развивающие занятия

К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с воспитанниками в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.

Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка.

Скачать пример таких программ, а также приобрести их вы можете на сайтах:

  • http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml

  • http://www.effecton.ru/758.html

Мультстудии

Мультстудии позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия, а также создавать собственные мультфильмы. Психолог может совместно с ребенком развить сюжетную линию мультфильма, имитирующую конкретную ситуацию (например, ответ на вопрос воспитателя). При этом созданные детьми мультфильмы не только имеют коррекционное значение, но и предоставляют психологу богатый диагностический материал.

Например, при работе с тревожным дошкольником использование мультстудии может способствовать повышению самооценки ребенка, обучению его навыкам управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Даже просто «проигрывание» фрустрирующей ситуации благодаря созданию и озвучиванию мультфильма позволяет снизить уровень тревожности ребенка-мультипликатора. Главное в этом методе работы — сопровождающая роль психолога: он вводит ребенка в игровую ситуацию, обязательно обсуждает совершаемые ребенком в игре действия. Сама психологическая коррекция осуществляется в общении с психологом.

Психолог может предложить воспитанникам как созданные им самим, но незаконченные мультфильмы (для продолжения с детьми), так и просто темы для создания мультисторий. Играя в сюжетно-ролевую сказку и взаимодействуя с определенными сказочными персонажами, учащиеся вырабатывают модели общения и поведения, необходимые для успешной социальной адаптации. Мультстудии, а также различные учебные пособия можно самостоятельно создавать с помощью компьютерной программы Flash. Научиться этому можно, скачав материалы с сайта:

  • https://multator.ru/

  • https://animate.space/ru/gallery/

Используя компьютерное оборудование необходимо помнить и требованиях СанПин к организации работы, а также использовать различные физкультминутки и упражнения.

Стандартный комплекс упражнений для глаз при работе за компьютером

  1. Закройте глаза и сильно напрягите глазные мышцы. Подождите около 4 секунд. Откройте глаза и расслабьтесь. Посмотрите в окно вдаль около 6 секунд. Повторите упражнение 4-5 раз.

  2. Посмотрите на переносицу и задержите на ней глаза примерно на 4 секунды. Затем переведите взгляд на пейзаж за окном и смотрите туда около 6 секунд. Выполните упражнение 4-5 раз.

  3. Посмотрите влево, при этом не поворачивая голову. Зафиксируйте глаза в этом положении примерно на 4 секунды. Повторите это упражнение, только смотря влево, вниз и наверх. Необходимо выполнить этот круг 3-4 раза.

  4. Проделайте повороты глазами в следующих направлениях: налево, вниз, направо, вверх, затем прямо вдаль в окно. Потом направо, вниз, налево, вверх, а дальше прямо вдаль в окно. Выполните все действия еще 3-4 раза.

  5. Моргните максимально быстро, отсчитав до 10, потом закройте глаза на пару секунд. Теперь еще раз поморгайте в течение минуты. Снова закройте глаза на 2-3 секунды. Откройте их и посмотрите вдаль в окно. Повторите упражнение 2-3 раза.

  6. Рассмотрите внимательно любой хорошо видимый объект (ветку, птичку, лист и т.д.) в течение 30 секунд. Потом переведите глаза на самый удаленный предмет. Это может быть здание, автомобиль, дерево. Смотрите на него в течение 30 секунд. Потом верните взгляд на первый объект. Повторите такое упражнение 6 раз.

  7. По окончании зарядки даем глазам расслабиться. Можно просто закрыть их на пять минут и подумать о чем-то приятном. При этом не опускайте голову вперед. Выполнение подобных упражнений для глаз при работе за компьютером способствует их расслаблению и тренировке.

Организационно-методическая работа

В организационно-методическую работу психолога входят: разработка и оформление психологических программ, составление отчетов, предоставление результатов своей работы, фиксирование результатов проделанной работы в журнале учета видов деятельности и т.п.

Составление отчетов, результатов тестирования

Каждый психолог знает, что недостаточно только провести тестирование и обработать результаты. Необходимо еще грамотно и красиво составить отчет, представить свои результаты в понятной и доступной для администрации, воспитателей и родителей форме.

  • MicrosoftWord - позволит использовать таблицы, графики, диаграммы, вставлять различные рисунки, фотографии и др.

  • PowerPoint поможет при разработке и использовании презентации результатов на педагогических советах и родительских собраниях.

Фиксация и хранение результатов

Очень важной и часто проблемной для психологов является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Некоторые педагоги-психологи заводят отдельные тетради на каждый вид деятельности, но впоследствии забывают вносить туда проводимую ими работу и мероприятия.

Благодаря электронной базе психолог может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо.

  • Программы Access и Excel могут создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых.

  • http://www.psychometrica.ru/ (представлены готовые электронные базы, к сожалению, стоят они не бюджетно).

Совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета

  • Чтение и анализ электронных книг по психологической тематике, периодики, электронных рассылок и сайтов по психологической тематике. Молодому педагогу будут интересны Интернет-журналы «Современное дошкольное образование: теория и практика» http://sdo-journal.ru; научно-популярный журнал «Обруч» http://www.obruch.ru; педагогическая библиотека http://pedlib.ru ; http://psyparents.ru сайт содержит электронный каталогом книг и статей психолого-педагогического содержания о проблемах и особенностях развития, воспитания, обучения детей, http://mirknig.com – на сайте размещены художественные книги для детей (сказки, рассказы, повести), методическая литература для детского сада.

  • Составление личного каталога психологических ресурсов интернета, систематизация электронных ресурсов и методических разработок.

  • Дистанционное обучение.

  • Проектное взаимодействие с коллегами. Поискать в инете

  • Участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, проводимых в интернете (дистанционная олимпиада психологов образования). https://mir-nauki.com/, http://interclover.ru/

  • Взаимодействие между психологами разных городов и стран с целью самообразования.

  • Участие в вебинарах, форумах https://mersibo.ru/webinars, https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/type-vebinar/, http://school2100.com/kursy/webinars/

Дистанционная психологическая служба

Реализация основных направлений деятельности психолога в режиме дистанционной службы происходит через

  • создание тематической психологической электронной библиотеки для дошкольников, педагогов, родителей по актуальным проблемам;

  • представление развивающих, диагностических материалов для детей, с которыми дети могут работать в режиме online;

  • проведение дистанционных психологических акций и конкурсов;

  • организацию дистанционного консультирования целевых групп, создание форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет;

  • проведение Skype-трансляций с педагогами, детьми, родителями;

  • проведение опросов;

  • распространение рассылок дистанционной дошкольной психологической службой, которые позволяют:

  • информировать родителей о результатах диагностики их ребенка, давать рекомендации родителям относительно того, как должна выстраиваться работа родителя с ребенком по коррекции (развитию) определенных свойств, процессов, качеств; распространять информацию, единую для всех родителей, педагогов, детей определенной параллели, касающуюся возрастных психологических особенностей, рекомендаций по предотвращению трудностей, организации правильного семейного воспитания,

  • информировать родителей, педагогов, детей, коллег о предстоящих мероприятиях.