СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности индивидуальной образовательной программы (ИОП) для формирования УУД в процессе изучения физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказано о формировании УУД в процессе изучения физики средствами индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Просмотр содержимого документа
«Возможности индивидуальной образовательной программы (ИОП) для формирования УУД в процессе изучения физики»

Стафеева Лариса Николаевна,

учитель физики и информатики

высшей квалификационной категории

МАОУ «СОШ№7» г. Краснокаменска

Забайкальского края.


Возможности индивидуальной образовательной программы (ИОП)

для формирования УУД в процессе изучения физики

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард


Современное общество нуждается в «новом формате людей». Мобильность, обучаемость, способность самостоятельно учиться и многократно переучиваться, неординарнось решения проблем – вот его основные черты.

Удовлетворение потребностей государства эффективно только через удовлетворение запросов самой личности, поэтому качественно меняется подход к взаимодействию учеников и педагогов в процессе обучения. Работа с одаренными детьми, вызывает острую необходимость поиска новых способов и путей развития учеников, с учетом их индивидуальных особенностей.

Одним из путей решения данной проблемы является создание и реализация индивидуальных образовательных программ (ИОП). ИОП является начальной стадией индивидуализации обучения в системе подготовки учащихся. Это создает максимально благоприятные условия для интеллектуального развития детей, разработки и внедрения нового содержания образования, создания условий для реализации творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности, формирования ключевых компетентностей и УУД.

Формирование совокупности УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивает компетенцию «научиться учиться» и наиболее полно проявляется через реализацию ИОП.

Формирование личностных УУД осуществляется при рассмотрении вопросов, связанных с открытием явлений или законов. Ученик не только изучает явление или закон, он также знакомится с причинами открытия и происхождения изучаемого явления, предвидит различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом у ученика формируется целостная картина окружающего мира.

Регулятивные универсальные учебные действия формируются при выполнении лабораторных работ, при решении различного вида задач (качественных, экспериментальных, количественных). Данные формы работы не предполагают отделение ученика от класса, они помогают ребенку реализовать себя в несколько иных условиях (лаборант, консультант в группе, помощник учителя), что приводит к развитию ребенка как личности.

Очень важен фронтальный физический эксперимент с элементами исследования, он включает в себя целый комплекс задач, начиная от планирования и заканчивая обобщением результатов и их представлением.

Формирование познавательных УУД тесно связано с уровнем сформированности навыков исследовательской деятельности. Овладение данными навыками является показателем развития личности и уровня сформированности ключевых компетентностей. С целью реализации познавательных УУД использую опорные конспекты (ОК), кластеры, структурно – логические схемы, логические цепочки, разнообразные формы работы, связанные с решением задач. Такая организация деятельности приводит к формированию способности самостоятельно усваивать новые знания и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Развивается логическое мышление, навыки самостоятельной работы с источниками информации, растет интерес к предмету, повышается активность.

Развитие личности ученика достигается через: самостоятельную деятельность (задания повышенного уровня сложности, опережение в изучении материала и его углубленное изучение, решение творческих заданий и заданий исследовательского характера); работу с учебной и справочной литературой; диалог (консультант в группах сменного состава, «учитель» на разных предметах, «учитель» в разных классах или «коллега» на педсовете); дискуссию (активный участник обсуждения проблемных ситуаций) и проблематизацию.

Основными методами развития коммуникативных УУД являются: эмпатия и рефлексия. В этом плане очень эффективны: уроки – конференции, уроки защиты проектов, дальтон уроки. Данные формы занятий предполагают сочетание индивидуальной (подбор материала, работа с источниками информации, использование ИКТ, подготовка выступления, само выступление) и коллективной (участие в обсуждении, дискуссия, оценивание выступлений, коллективная подготовка к презентации работы, рецензирование ответов товарищей) видов работ.

Школа – это отправная точка пути не только в области освоения учебного содержания, но и в области познания себя и других людей. Одна из задач учителя состоит в том, чтобы подвести ученика к "кладовым", где находятся накопленные человечеством знания, предварительно дав "ключик" от них – индивидуальные и коллективные способы овладения этими сокровищами.

Литература

  1. Акимова, М. К., Козлов, В. Г. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. -М.: Знание, 2002.-215с.

2.Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности.- М.: Дом педагогики, 2006.- 208с.

3. Жидкова, Р.А. Развитие потенциальных способностей учащихся на уроке// Завуч.- 2004.- №7-С. 118.

4. Крылова, Н., Александрова, Е. Как обеспечить индивидуальное образование //Народное образование.-2002.-№9.-С.73-82.

5. Поляков, С.Д. и др. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе/ С.Д.Поляков, А.Н. Резник, Г.В. Морозова, И.Г. Егорова; ред. М.А. Ушакова.- М.: Сентябрь, 1999.- 144с.

4