СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда в условиях логопедического пункта

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика работы логопеда на логопедическом пункте такова, что необходимо оказать логопедическую помощь наиболее большему количеству детей, различными путями ускорив процесс коррекции. Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, однако  современного ребенка не всегда возможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности. Следовательно, логопеду в работе с детьми необходимо использовать и подбирать такие методы и приёмы, которые способствуют не только исправлению нарушенных компонентов речи, но и делают занятия интересными и привлекательными. Одним из таких приёмов является использование компьютерных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Возможности информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда в условиях логопедического пункта»

Е.Г. Шабалихина,

учитель-логопед

МАДОУ № 20, г. Северодвинск

О.А. Афутина,

учитель-логопед

МБДОУ № 90, г. Северодвинск


Возможности информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда в условиях логопедического пункта


Компьютер уже давно стал обычным явлением в нашей жизни. А для ребенка он становится не только развлечением, но и инструментом познания окружающего мира. Ещё совсем недавно казалось, что компьютер это сложный и загадочный прибор отдаленного будущего. А сегодня, благодаря своей многофункциональности он полезен человеку любой профессии.

Специфика работы логопеда на логопедическом пункте такова, что необходимо оказать логопедическую помощь наиболее большему количеству детей, различными путями ускорив процесс коррекции. Педагогическая практика показывает, что современный учитель-логопед должен быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, быть профессионально и психологически готовым к постоянному обновлению форм организации собственной деятельности и средств коррекционно-педагогической работы. Поэтому поиск новых технологий обучения, позволяющих повысить эффективность коррекционной работы, является актуальной задачей для учителей-логопедов [3,4].

Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, однако современного ребенка не всегда возможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности. Следовательно, логопеду в работе с детьми необходимо использовать и подбирать такие методы и приёмы, которые способствуют не только исправлению нарушенных компонентов речи, но и делают занятия интересными и привлекательными. Одним из таких приёмов является использование компьютерных технологий.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, всё чаще применяемых и в специальной педагогике. В последние годы ведётся открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки новых путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов ребёнка с особыми образовательными потребностями [1;2;5].

Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

1.  Во время логопедических занятий с использованием компьютерных программ у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов, слов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.

2.  Дети дольше сохраняют работоспособность. Анимационные эффекты позволяют удерживать их внимание, что способствует повышению интереса к изучаемому материалу.

3.  Глядя на экран монитора, выполняя различные задания, дети видят результат своей работы, учатся оценивать свои достижения в речи.

4. Компьютерные игры способствуют усвоению речевого материала на высоком уровне, не только за счет игровой ситуации, на которой базируются упражнения, но и за счет того, что ребенок получает одобрение, похвалу и со стороны взрослых, и со стороны компьютера [1;5].

Таким образом, компьютерные технологии являются мощным толчком в интеллектуальном и речевом развитии ребёнка. Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это удобный способ подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, создание презентаций по автоматизации звуков, лексическим и грамматическим темам. 

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья. Вопрос о "засиживании" за компьютером актуален. Для того чтобы применение компьютерных программ не наносило вреда зрению и нервной системе ребёнка, нужно строго соблюдать правила безопасной работы с компьютером.

  • Дети с нарушениями речи, как правило, имеют ослабленную нервную систему, чтобы не перегружать дошкольника, работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5 - 10 минут (2 – 3 раза в неделю), в зависимости от возраста и речевой патологии ребенка.

  • Интерактивные технологии используются как часть занятия.

  • Если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, то применение компьютера возможно только после консультации с врачом.

  • До и после занятия на компьютере обязательно проводится гимнастика для глаз [1].

В коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста выделяют следующие направления: развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа, коррекция просодической стороны речи, активизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения, уточнение, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя и развитие связной речи.

Приоритетным направлением коррекционной работы учителя-логопеда на логопедическом пункте является активизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения.

Вводить компьютерные игры по данному направлению можно практически на любых этапах работы: на подготовительном этапе (узнавание неречевых и речевых звуков); на этапе формирования фонематического восприятия и развития фонематического слуха; на этапе формирования и коррекции произносительной стороны речи (постановка, автоматизация и дифференциация сформированных звуков).

В настоящее время в сети Интернет и на рынке можно найти большое количество игровых тренажеров, презентаций и специализированных логопедических программ по профилактике и коррекции речевых нарушений:

- электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.)

- DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);

- специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», «Логомер» и др.).

При подборе и самостоятельном создании компьютерных игр необходимо учитывать требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам и играм, применяемым на логопедических занятиях:

  • материал должен создаваться с учётом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей ребёнка;

  • материал должен быть ярким, красочным, возможно звуковое оформление;

  • объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными для детей;

  • материал должен быть на родном языке ребёнка;

  • игровые упражнения должны быть интересными, понятными и простыми для выполнения;

  • упражнения должны содержать игровую ситуацию, поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте [1].

Самой доступной для создания авторских презентаций, анимационных игр, интерактивных пособий является программа Microsoft PowerPoint. В данной программе учитель-логопед имеет возможность разработать программный продукт с учетом задач, поставленных на данном этапе работы.

Авторские пособия несут не только информационную емкость, но и могут быть многофункциональными, компактными, эмоционально-привлекательными, мобильными. Все это зависит от творчества, знаний и умений работы на компьютере.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии дают возможность индивидуализировать коррекционный процесс, построить его с особенностями и интересами того или иного ребенка, разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качеству коррекционной работы, значительно облегчать деятельность учителя-логопеда.


Список информационных источников


  1. Вренёва Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи.//Логопед. -2010. — № 5.

  2. Леонова Л.А. Дошкольник и компьютер / Л.А.Леонова. – М.: «ГНОМ и Д», 2004.

  3. Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки, внедрения.// Логопед. – 2005. — № 7.

  4. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе.//Логопед. — 2006. — № 4.

  5. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр.//Дошкольное воспитание.- 2000. - №11.