СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Возможности использования метода анализа конкретной ситуации в педагогической практике»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка помогает актуализации знаний педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«кейсы»

Выступление на семинаре от 15.12.2016 года по теме

«Возможности использования метода анализа конкретной ситуации

в педагогической практике»


Педагог-психолог

I квалификационной категории

Ленинг М.Л.


Цель: актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

- расширить знания о методе кейсов и их применении в учебно - воспитательном процессе.

- способствовать формированию навыков практической работы над кейсом.

Участники:

Педагоги, две группы по 3 человека.

Дидактический материал: кейсы (4 ситуации), презентация по теме.

Ожидаемые результаты:

Участники получат знания о кейс-технологиях и особенностях применения данного метода в учебно-воспитательном процессе.

Выработают умения:

- анализировать конкретные ситуации (кейсы);

- применять метод анализа конкретной ситуации в учебно-воспитательном процессе;

- подбирать варианты кейсов к конкретному учебному курсу.


Ход работы:


(Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги. На сегодняшнее обсуждение мы вынесли довольно «животрепещущую» тему многих преподавателей – звучит она следующим образом: «Вовлечение всех воспитанников в учебный процесс».

Данную проблему мы предлагаем разобрать через призму кейс-технологий. Вашему вниманию кейс (Слайд 2): «В обычном общеобразовательном классе 20 человек, с разной степенью успеваемости. На уроке преимущественно работают 5-7 человек. Учитель работает с ними. Форма работы преимущественно фронтальная».

- (Слайд 3) Составьте прогноз развития данной педагогической ситуации (участники семинара работают в течение 1-2 минут)

На слайде (4) представлено вашему вниманию наше видение развития данной проблемы:

- Низкие результаты контрольных работ по итогам пройденных тем;

- У ученика, как снежный ком, накапливаются проблемы в изучении предмета;

- Если ситуация будет продолжаться из урока в урок, из четверти в четверть, то на «финишной прямой» основная масса учеников окажутся неготовыми к сдаче выпускных экзаменов;

- У ученика появляется неуверенность в собственных силах;

- Родителей ожидает постоянный вызов школу для решения возникшей ситуации и как следствие либо отстранение от трудностей ребенка, либо агрессивная реакция в адрес ребенка.


- (Слайд 5) Давайте обозначим педагогическую проблему.

(Слайд 6) Мы выявили следующие проблемы

- Не использование различных приемов работы на уроке;

- Перекладывание на «потом» главный вопрос – подготовка к итоговой аттестации;

- Натаскивание учеников на пороговые баллы – главная задача перейти порог и получить аттестат.

- (Слайд 7) Продумайте способы решения педагогической ситуации.

На слайде 8 представлено наше видение, но сообща, методом мозгового штурма, мы нашли больше способов решения данной ситуации.


- Административный ресурс (как можно реже менять педагогов. которые ведут предмет).

- Индивидуальный подход к ребенку (возможно личное выяснение причин подобного поведения и если выясниться, что у ребенка проблемы с пониманием материала уже давно, то необходимо «наверстывание») качественный анализ входных срезовых работ с целью изучения сложностей в усвоении материала. Не откладывать на «завтра» откровенный разговор с ребенком.

- Использование различных приемов работы на уроке.


(Слайд 9) Считается, что «матерью» метода кейсов является американская система профессиональной подготовки – его активно стали применять в Школе бизнеса Гарвардского университета. В отечественном образовании применение кейс-метода началось лишь в 80-х годах прошлого века.

Кейс – это описание реально произошедшего события, побуждающее воспитанников к выработке в ходе дискуссии способов разрешения ситуации на основе ее анализа (Слайд 10).

(Слайд 11) Выделяют следующие виды кейсов:

- Печатный кейс;

- Мультимедиа кейс;

- Видео кейс.

Типы кейсов (Слайд 12)

- Практические кейсы;

- Научно-исследовательские кейсы;

- Обучающие кейсы.


Основные требования к кейсу (Слайд 13):

- исследовательская проблема должна быть актуальна и не иметь однозначного или очевидного решения;

- соответствие тематике курса;

- достаточное количество информации для проведения анализа и нахождения решения, отсутствие несущественных деталей;

- отсутствие авторской оценки проблемы;

- представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между школьниками.

Источники формирования кейса (Слайд 14):

- Реальные события из жизни;

- Художественная или публицистическая литература;

- Произведения искусства;

- Научные статьи, монографии;

- Интернет.


Дидактические принципы и условия организации метода (Слайд 15):

- Индивидуальный подход к каждому воспитаннику, учёт его потребностей и стиля обучения, что предполагает сбор максимума информации о воспитанниках еще до занятий;

- Ориентир на формирование умений и навыков;

- Сотворчество педагога и обучающегося;

- Получение знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос;

- Формирование у воспитанников навыков самоменеджмента, умения работать с информацией;

- На занятиях с использованием кейс метода зрителей нет, участвуют все.


Преимущества и недостатки метода (Слайд 16)

- Деятельность индивидуально и в группах;

- Высокая активность обучающихся;

- Самостоятельная познавательная работа;

- Педагог только руководит процессом;

- Эффективная обратная связь;

- Диалоговые и полилоговые формы общения;

- Формирование коммуникативных компетенций;

- Гибкость, вариативность метода.

- Трудоёмкая подготовительная деятельность педагога

Значение кейс-метода для учителя и передачи необходимой информации для усвоения ребенком:

- это мощный информационный комплекс, вырабатывающий умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать решения;

- это способ, обучающий применять академическую теорию в реальных событиях будущей деятельности, способствующий активному усвоению знаний и навыков анализа значимой информации;

- он способствует формированию (я боюсь слова формирует) такие навыки как: аналитические (классифицировать, выделять, анализировать), творческие (креативно мыслить), коммуникативные и социальные (слушать и слышать, взаимодействовать и общаться, убеждать)

При внешней простоте кейс-метод – это сложная система, в которую интегрированы более простые методы познания: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, игровые методы.

Особое значение кейса состоит в том, что он способствует формированию культуры предварительного анализа ситуации, из которой собственно и «вырастает» проблема, что очень важно для обдумывания и принятия эффективных решений.


- Какой кейс у нас был применен?

- Какие технологии работы вы увидели, побывав на уроках наших коллег?

























КЕЙС


В обычном общеобразовательном классе 20 человек, с разной степенью успеваемости. На уроке преимущественно работают 5-7 человек. Учитель работает с ними. Форма работы преимущественно фронтальная.


Задания к работе с кейсами



Задания



Ответы


1. Составьте прогноз развития педагогической ситуации.











2. В чем заключается педагогическая проблема?











3. Продумайте способы решения педагогической ситуации.











Просмотр содержимого презентации
«мастер-класс кейс-ситуации»

Возможности использования метода анализа конкретной ситуации (CASE – STUDY)  в педагогической практике

Возможности использования метода анализа конкретной ситуации (CASE – STUDY)

в педагогической практике

КЕЙС: В обычном общеобразовательном классе 20 человек с разной степенью успеваемости. На уроке преимущественно работают 5-7 человек. Учитель работает с ними. Форма работы преимущественно фронтальная.

КЕЙС:

В обычном общеобразовательном классе 20 человек с разной степенью успеваемости. На уроке преимущественно работают 5-7 человек. Учитель работает с ними. Форма работы преимущественно фронтальная.

Какой прогноз развития данной педагогической ситуации?

Какой прогноз развития данной педагогической ситуации?

Прогноз развития данной педагогической ситуации

Прогноз развития данной педагогической ситуации

  • Низкие результаты контрольных работ по итогам пройденных тем;
  • У ученика, как снежный ком, накапливаются проблемы в изучении предмета;
  • Если ситуация будет продолжаться из урока в урок, из четверти в четверть, то на «финишной прямой» основная масса учеников окажутся неготовыми к сдаче выпускных экзаменов;
  • Неуверенность в собственных силах;
  • Родителей ожидает постоянный вызов школу для решения возникшей ситуации и как следствие либо отстранение от трудностей ребенка, либо агрессивная реакция в адрес ребенка.
В чем заключается педагогическая проблема?

В чем заключается педагогическая проблема?

В чем заключается педагогическая проблема?

В чем заключается педагогическая проблема?

  • Не использование различных приемов работы на уроке;
  • Перекладывание на «потом» главный вопрос – подготовка к итоговой аттестации;
  • Натаскивание учеников на пороговые баллы – главная задача перейти порог и получить аттестат.
Способы решения педагогической ситуации

Способы решения педагогической ситуации

Способы решения педагогической ситуации

Способы решения педагогической ситуации

  • Административный ресурс (как можно реже менять педагогов. которые ведут предмет).
  • Индивидуальный подход к ребенку (возможно личное выяснение причин подобного поведения и если выясниться, что у ребенка проблемы с пониманием материала уже давно, то необходимо «наверстывание») качественный анализ входных срезовых работ с целью изучения сложностей в усвоении материала. Не откладывать на «завтра» откровенный разговор с ребенком.
  • Использование различных приемов работы на уроке.
CASE - STUDY (МЕТОД КЕЙСОВ) Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории,

CASE - STUDY (МЕТОД КЕЙСОВ)

Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" обучающихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

Виды кейсов:

Виды кейсов:

  • Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным)
  • Мультимедиа кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы)
  • Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы). Его минусом является ограниченная возможность многократного просмотра, а значит, искажение информации и ошибки
Типы кейсов:

Типы кейсов:

  • Практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
  • Научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
  • Обучающие кейсы. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному».
Основные требования к кейсу:    - исследовательская проблема должна быть актуальна и не иметь однозначного или очевидного решения;  - соответствие тематике курса;  - достаточное количество информации для проведения анализа и нахождения решения, отсутствие несущественных деталей;  - отсутствие авторской оценки проблемы;  - представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между школьниками.

Основные требования к кейсу:

- исследовательская проблема должна быть актуальна и не иметь однозначного или очевидного решения; - соответствие тематике курса; - достаточное количество информации для проведения анализа и нахождения решения, отсутствие несущественных деталей; - отсутствие авторской оценки проблемы; - представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между школьниками.

Источники формирования кейса

Источники формирования кейса

  • Реальные события из жизни
  • Художественная или публицистическая литература
  • Произведения искусства
  • Научные статьи, монографии
  • Интернет
Дидактические принципы и условия организации метода

Дидактические принципы и условия организации метода

  • Индивидуальный подход к каждому воспитаннику, учёт его потребностей и стиля обучения, что предполагает сбор максимума информации о воспитанниках еще до занятий;
  • Ориентир на формирование умений и навыков;
  • Сотворчество педагога и обучающегося;
  • Получение знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос;
  • Формирование у воспитанников навыков самоменеджмента, умения работать с информацией;
  • На занятиях с использованием кейс метода зрителей нет, участвуют все
Преимущества и недостатки метода

Преимущества и недостатки метода

  • Деятельность индивидуально и в группах;
  • Высокая активность обучающихся;
  • Самостоятельная познавательная работа;
  • Педагог только руководит процессом;
  • Эффективная обратная связь;
  • Диалоговые и полилоговые формы общения;
  • Формирование коммуникативных компетенций;
  • Гибкость, вариативность метода.
  • Трудоёмкая подготовительная деятельность педагога