Выступление на семинаре от 15.12.2016 года по теме
«Возможности использования метода анализа конкретной ситуации
в педагогической практике»
Педагог-психолог
I квалификационной категории
Ленинг М.Л.
Цель: актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- расширить знания о методе кейсов и их применении в учебно - воспитательном процессе.
- способствовать формированию навыков практической работы над кейсом.
Участники:
Педагоги, две группы по 3 человека.
Дидактический материал: кейсы (4 ситуации), презентация по теме.
Ожидаемые результаты:
Участники получат знания о кейс-технологиях и особенностях применения данного метода в учебно-воспитательном процессе.
Выработают умения:
- анализировать конкретные ситуации (кейсы);
- применять метод анализа конкретной ситуации в учебно-воспитательном процессе;
- подбирать варианты кейсов к конкретному учебному курсу.
Ход работы:
(Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги. На сегодняшнее обсуждение мы вынесли довольно «животрепещущую» тему многих преподавателей – звучит она следующим образом: «Вовлечение всех воспитанников в учебный процесс».
Данную проблему мы предлагаем разобрать через призму кейс-технологий. Вашему вниманию кейс (Слайд 2): «В обычном общеобразовательном классе 20 человек, с разной степенью успеваемости. На уроке преимущественно работают 5-7 человек. Учитель работает с ними. Форма работы преимущественно фронтальная».
- (Слайд 3) Составьте прогноз развития данной педагогической ситуации (участники семинара работают в течение 1-2 минут)
На слайде (4) представлено вашему вниманию наше видение развития данной проблемы:
- Низкие результаты контрольных работ по итогам пройденных тем;
- У ученика, как снежный ком, накапливаются проблемы в изучении предмета;
- Если ситуация будет продолжаться из урока в урок, из четверти в четверть, то на «финишной прямой» основная масса учеников окажутся неготовыми к сдаче выпускных экзаменов;
- У ученика появляется неуверенность в собственных силах;
- Родителей ожидает постоянный вызов школу для решения возникшей ситуации и как следствие либо отстранение от трудностей ребенка, либо агрессивная реакция в адрес ребенка.
- (Слайд 5) Давайте обозначим педагогическую проблему.
(Слайд 6) Мы выявили следующие проблемы
- Не использование различных приемов работы на уроке;
- Перекладывание на «потом» главный вопрос – подготовка к итоговой аттестации;
- Натаскивание учеников на пороговые баллы – главная задача перейти порог и получить аттестат.
- (Слайд 7) Продумайте способы решения педагогической ситуации.
На слайде 8 представлено наше видение, но сообща, методом мозгового штурма, мы нашли больше способов решения данной ситуации.
- Административный ресурс (как можно реже менять педагогов. которые ведут предмет).
- Индивидуальный подход к ребенку (возможно личное выяснение причин подобного поведения и если выясниться, что у ребенка проблемы с пониманием материала уже давно, то необходимо «наверстывание») качественный анализ входных срезовых работ с целью изучения сложностей в усвоении материала. Не откладывать на «завтра» откровенный разговор с ребенком.
- Использование различных приемов работы на уроке.
(Слайд 9) Считается, что «матерью» метода кейсов является американская система профессиональной подготовки – его активно стали применять в Школе бизнеса Гарвардского университета. В отечественном образовании применение кейс-метода началось лишь в 80-х годах прошлого века.
Кейс – это описание реально произошедшего события, побуждающее воспитанников к выработке в ходе дискуссии способов разрешения ситуации на основе ее анализа (Слайд 10).
(Слайд 11) Выделяют следующие виды кейсов:
- Печатный кейс;
- Мультимедиа кейс;
- Видео кейс.
Типы кейсов (Слайд 12)
- Практические кейсы;
- Научно-исследовательские кейсы;
- Обучающие кейсы.
Основные требования к кейсу (Слайд 13):
- исследовательская проблема должна быть актуальна и не иметь однозначного или очевидного решения;
- соответствие тематике курса;
- достаточное количество информации для проведения анализа и нахождения решения, отсутствие несущественных деталей;
- отсутствие авторской оценки проблемы;
- представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между школьниками.
Источники формирования кейса (Слайд 14):
- Реальные события из жизни;
- Художественная или публицистическая литература;
- Произведения искусства;
- Научные статьи, монографии;
- Интернет.
Дидактические принципы и условия организации метода (Слайд 15):
- Индивидуальный подход к каждому воспитаннику, учёт его потребностей и стиля обучения, что предполагает сбор максимума информации о воспитанниках еще до занятий;
- Ориентир на формирование умений и навыков;
- Сотворчество педагога и обучающегося;
- Получение знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос;
- Формирование у воспитанников навыков самоменеджмента, умения работать с информацией;
- На занятиях с использованием кейс метода зрителей нет, участвуют все.
Преимущества и недостатки метода (Слайд 16)
- Деятельность индивидуально и в группах;
- Высокая активность обучающихся;
- Самостоятельная познавательная работа;
- Педагог только руководит процессом;
- Эффективная обратная связь;
- Диалоговые и полилоговые формы общения;
- Формирование коммуникативных компетенций;
- Гибкость, вариативность метода.
- Трудоёмкая подготовительная деятельность педагога
Значение кейс-метода для учителя и передачи необходимой информации для усвоения ребенком:
- это мощный информационный комплекс, вырабатывающий умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать решения;
- это способ, обучающий применять академическую теорию в реальных событиях будущей деятельности, способствующий активному усвоению знаний и навыков анализа значимой информации;
- он способствует формированию (я боюсь слова формирует) такие навыки как: аналитические (классифицировать, выделять, анализировать), творческие (креативно мыслить), коммуникативные и социальные (слушать и слышать, взаимодействовать и общаться, убеждать)
При внешней простоте кейс-метод – это сложная система, в которую интегрированы более простые методы познания: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, игровые методы.
Особое значение кейса состоит в том, что он способствует формированию культуры предварительного анализа ситуации, из которой собственно и «вырастает» проблема, что очень важно для обдумывания и принятия эффективных решений.
- Какой кейс у нас был применен?
- Какие технологии работы вы увидели, побывав на уроках наших коллег?
КЕЙС
В обычном общеобразовательном классе 20 человек, с разной степенью успеваемости. На уроке преимущественно работают 5-7 человек. Учитель работает с ними. Форма работы преимущественно фронтальная.
Задания к работе с кейсами
Задания | Ответы |
1. Составьте прогноз развития педагогической ситуации. | |
2. В чем заключается педагогическая проблема?
| |
3. Продумайте способы решения педагогической ситуации. | |