СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности использования конструктора LEGO для ФЭМП детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье изложены итоги деятельности над курсовой работой по теме "Возможности использования конструктора LEGO для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста" 

Просмотр содержимого документа
«Возможности использования конструктора LEGO для ФЭМП детей дошкольного возраста»

Возможности использования конструктора LEGO для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Мурашко Алеся Викторовна,

учащаяся учебной группы ДО-173б

Руководитель Шляхова Т.Г., преподаватель методики формирования элементарных математических представлений

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций. Данное направление является одним из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.

Эффективным средством развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. [1]

ЛЕГО-конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.


В начале работы над темой были определены:


Цель исследования: выявить, теоретически обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию элементарных математических преставлений детей дошкольного возраста средствами ЛЕГО – конструирования.

Объект исследования: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста во время занятий, игр и упражнений с ЛЕГО – конструктором.

Задачи исследования:

  1. Назвать и охарактеризовать виды конструирования для детей дошкольного возраста

  2. Обосновать понятие и сущность ЛЕГО-конструирования и его роль в формировании личности ребенка дошкольного возраста

  3. Создать подборку игр и упражнений для детей дошкольного возраста, направленных на формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в процессе использования конструкторов ЛЕГО.

  4. Описать элементы предметно-развивающей среды для организации работы с ЛЕГО-конструктором с целью формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме, обобщение, систематизация, сравнение, умозаключение.


В процессе работы над задачами исследования, было выявлено:


Техническое конструирование подразумевает отображение детьми реально существующих объектов. Его результатом становится создание моделей предметов окружающего мира с сохранением их основных структурных и функциональных признаков, например, автомобиль с колесами, рулем, пассажирскими креслами и т. д.

К техническому конструированию относятся:

  • конструирование из строительного материала (детали различных геометрических форм из дерева и других материалов);

  • конструирование из деталей конструкторов с разнообразными креплениями (например, Лего или металлический конструктор с гайками и винтами);

  • конструирование из крупногабаритных модулей, как правило, из мягких материалов.

В работе с детьми дошкольного возраста на современном этапе используются современные виды конструкторов:

  • Магнитные конструкторы состоят из намагниченных пластин, палочек и шариков, «прилипающих» друг к другу

  • Электронные (различные запчасти на основе электрических схем)

  • Конструкторы–лабиринты.  Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город

  • Конструктор – трансформер, когда одна модель может превращаться в другую

  • Конструкторы типа «LEGO»

  • Конструкторы системы «Квадро» состоят из удобно и прочно соединяющихся между собой трубчатых деталей (модулей), имеющих разнообразную простую конфигурацию

  • Конструктор «Тектон» позволяет детям собирать объемную фигуру в форме пирамиды или куба

Конструктор LEGO является очень подходящим материалом для реализации целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.

LEGO был создан в 1932-м году Оле Кирком Кристиансеном, столяром из небольшого городка Билунд в Дании. В 50-х годах прошлого столетия производитель игрушек Кирк Кристиансен стал развивать систему игровых материалов, направленных на развитие воображения и творческих способностей мальчиков и девочек дошкольного возраста. Постепенно деревянные элементы конструктора уступили место элементам, изготовленным из пластика, и стали называться LEGO. [2]

Основная деталь – кирпичик LEGO, представляет собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на шипах. В наборы также входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колёса и другие.

Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе. Для детей дошкольного возраста существует несколько видов Лего-конструкторов:

  • LEGO Duplo. Эта серия разработана для детей от двух до шести лет, в каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности.

  • LEGO Dasta или LEGO Sistem. Данные конструкторы предназначены для детей с четырех лет и содержат стандартные блоки для строительства, так как дети среднего дошкольного возраста уже могут оперировать с подобными деталями. Для старшего дошкольного возраста конструктор выпускается в усложненной версии. Например, уменьшается размер деталей, что способствует развитию мелкой моторики рук, а это положительно влияет на общее мыслительное развитие ребенка.

  • LEGO -конструктор с элементами программирования WeDo. Конструктор предназначен для детей с четырех лет, он знакомит детей дошкольного возраста с элементарными креплениями деталей, которые приводятся в движение при помощи программы, составленной на ПК.

  • LEGO -конструктор с элементами программирования RCX. Эта серия предназначена для детей с шести-семи лет. В ней можно не только собирать движущиеся модели, но и производить элементарные измерения: освещенности, температуры воды, температуры воздуха.

Исследователь Н. Ю. Лавкина выделяет следующие преимущества Лего-конструкторов:

  • широкие технические характеристики;

  • многофункциональность;

  • эстетический внешний вид;

  • возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность» [3].

Все вышеперечисленные возможности говорят об универсальности Лего-конструкторов. Кроме того, они позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность.

LEGO -конструирование успешно реализуется в различных видах детской деятельности: в образовательной деятельности в виде дополнительного наглядного и практического материала; в самостоятельной деятельности в виде LEGO -игры, сюжетно-ролевой или театрализованной игры, в которой используется вспомогательный материал; в совместной деятельности детей со взрослыми и сверстниками. [4]

Применение LEGO способствует развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. В играх «Найди пару», «На что похож?», «Угадай фигуру» «Светофор», «Что изменилось?» дети определяют форму деталей, группируют по заданному признаку.

В играх «Построй длинную (короткую) дорожку!», «Широкая и узкая тропинка», «У кого выше» и др., формируются представления о параметрах величины предметов, первоначальных измерительных умений (измерять длину, ширину, высоту предметов). В играх детей средней и старшей групп даются задания, предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумя способами: путем замены мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей.

Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Игра должна быть направлена на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по форме, размеру, цвету.

Широко используется LEGO -конструктор для формирования умения считать, закрепления представлений о цифрах, о составе числа из единиц и двух меньших чисел, о связях и отношениях между смежными числами.

Например, играя с набором «Математический поезд» (конструктор из блоков лего-Duplo) дети конструируют поезд (число вагончиков от 1 до 5) и выполняют задания «Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон»; «Везем груз»; «Назови номер», «Соседи», «Где больше (меньше)» и т.д).

В игре «Веселые цифры» цифры конструируются из ЛЕГО-конструктора и детям предлагаются следующие задания «Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т.д.

Конструктор помогает детям научиться ориентироваться в пространстве. С помощью LEGO можно составлять схемы, планы, маршруты, карты. Также можно научить "читать" простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Пластины LEGO можно использовать как лист бумаги или как фланелеграф. Например, дать задание расположить солнышко в верхнем левом углу, дерево внизу справа, дом внизу слева, под деревом гриб, над домом птица. Так дети учатся, и конструировать, и ориентироваться на платформе. [5]

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу что, Большие возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста представляет LEGO-конструктор. Он яркий, красочный, полифункциональный материал. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми научаться оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны – цвет, форму, величину, расположение в пространстве. LEGO – детали с цифрами можно использовать вместо традиционной кассы цифр. LEGO-конструктор помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить элементарные математические представления.

Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания.



Список использованных источников

  1. Комарова Л.Г. «Строим из лего» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001г

  2. Сафонова И.Р. «Lego-конструирование как средство формирования прединженерного мышления у старших дошкольников» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-dlja-lego-konferenci-na-temu-lego-konstruirovanie-kak-sredstvo-formirovanija-predinzhenernogo-myshlenija.html . Дата доступа: 02.03.2021

  3. Комарова Л.Г. «Строим из Лего», / М.: Мозаика-Синтез, 2006г

  4. Войтович С.П., «Конструирование – инструмент развития личности ребенка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ddu302.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=1861 . Дата доступа: 26.02.2021

  5. Познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования/ сост.: Н.Г. Болбот, Е.В.Лемеш, В.С.Сабурова; Мин. обл. ин-т развития образования. – Минск: Мин. обл. ин-т развития образования, 2017. – 27с.

  6. Глушкова О.В. «С конструктором ЛЕГО в увлекательный мир математики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/46603492-S-konstruktorom-lego-v-uvlekatelnyy-mir-matematiki.html . Дата доступа: 04.03.2021

  7. Фешина, Е. В. LEGO конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е. В. Фешина. — М.: Сфера,
    2011.

3