Возможности использования УМК «Байкальский сундучок» для организации внеурочной деятельности по ФГОС ООО
Основной целью УМК является
повышение осведомлённости и обогащение знаний о Байкале у детей, а также детальное изучение Байкальского региона .
В комплект «Байкальского сундучка» включены:
1. Учебное пособие для учащихся 2. Карточки «Живой мир Байкала» 3. Плакат «Над водой, под водой и на побережье Байкала» 4. Карта «По заповедным тропам Байкала» 5. Компакт-диск
Содержание
Часть 1. Байкал – чудо природы
Часть 2. Чудеса байкальской воды
Часть 3. Над водой и под водой
Часть 4. По заповедным тропам Байкала
Часть 5. Интересно и занимательно
«Думаем, играем, экспериментируем, творим!»
Плакат «Над водой, под водой и на побережье Байкала»
Карточки
«Живой мир Байкала»
Карта «По заповедным тропам Байкала »
Сайт www.everydropmatters.ru
Метапредметный характер УМК
«Байкальский сундучок»
Внеурочная деятельность
- кружок - детский клуб - элективный курс - факультатив
Тема урока:
«Байкал – бесценный дар природы»
Тип урока:
урок изучения нового материала с использованием ИКТ
Цель:
Сформировать образное представление об уникальном природном объекте России и всей планеты - о. Байкал
Задачи:
Образовательные:
- дать знания о Байкале
- рассмотреть особенности географического положения озера, происхождения котловины и названия о. Байкал
- познакомить учащихся с историей открытия и изучения озера, с климатическими особенностями озера, свойствами воды и с органическим миром Байкала
- выявить причины внесения озера в Список всемирного природного наследия
Развивающие: - способствовать развитию умений работать с различными источниками информации и умения анализировать изучаемый материал - развивать умение учащихся выступать с докладами на школьных и районных мероприятиях по географии и байкаловедению - способствовать развитию навыков исследовательской деятельности - способствовать развитию творческого мышления и познавательного интереса
Воспитательные:
- формировать чувства любви к родной природе и интереса к истории родного края
- формирование экологической культуры школьников
- способствовать развитию чувства сопричастности и ответственности за сохранение озера
Валеологические:
- соблюдение норм СанПина
- способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка
- соблюдение физиологических основ учебно- воспитательного режима
Средства обучения
- компьютер
- мультимедийный проектор
- презентации
- раздаточный материал
- физическая карта России
- физическая карта Бурятии
- УМК «Байкальский сундучок»
- видеофильм «У края чарующей бездны»
- DVD- диск «Интерактивный Байкал»
Планируемые результаты
Личностные результаты: - формирование умения определять и высказывать общие для всех людей правила (правила поведения на природе); - овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (взаимоотношение человека и природы, я и Байкал); - принятие и освоение социальной роли обучающегося: человека, живущего на берегу Байкала;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков работы со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (работа в группах, парах);
- развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения (осознание ребенком его сопричастности и ответственности за судьбу Байкала).
Предметные результаты:
- осознание понятий «эндемизм», «уникальность», «Список объектов Всемирного природного наследия»;
- умение различать обычные виды животных от эндемиков;
- умение работать с логическими опорными конспектами;
- умение работать с картами атласа;
- умение определять ГП озера;
- Рассматривать и сравнивать теоретический материал учебника и учебного пособия «Байкальский сундучок » и др. источников, извлекать из них необходимую информацию о свойствах воды, истории происхождения названия озера, истории происхождения котловины, история открытия Байкала, особенностях его климата и растительного и животного мира;
Метапредметные результаты :
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять и формулировать тему урока, цель урока, ставить учебно - познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно – познавательными и учебно – практическими задачами;
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения (выдвижение и доказательства гипотез уникальности озера)
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации из материалов учебника, текстов и иллюстраций;
- понимать учебную информацию и классифицировать ее как основную и второстепенную;
Коммуникативные УУД :
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах и парах;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.
Формы работы учащихся на уроке
- фронтальная
- индивидуальная
- работа в группах
- работа в парах
Проблема
Почему Байкал включен в Список объектов Всемирного природного наследия?
Доклад «Происхождение названия о.Байкал»
Определение географического положения озера
Доклад
«История открытия и изучения о. Байкала»
Доклад
«История происхождения котловины озера»
Доклад «Особенности климата на Байкале»
Среди всех водоемов планеты байкальская вода самая прозрачная и пресная. Прозрачность воды составляет __________ метров и измеряется специальным прибором ________________________. Он назван по имени итальянского астронома ______________________.
Самое прозрачное море на Земле - ________________ море. Его прозрачность составляет __________ метров.
В байкальской воде содержится много ______________, который является основой жизни для живых организмов. Также байкальская вода удивительна по своему химическому составу. В ней содержится около _____________ элементов.
Итак, уникальными свойствами байкальской воды являются__________________,насыщенность кислородом и ________________элементами, чистота, отсутствие запаха, мягкость и _________________вкуса.
Работа с карточками «Живой мир Байкала»
Проблема «Почему Байкал включен в Список объектов Всемирного природного наследия?»
Домашнее задание: составить памятку для туриста
Педагогические технологии
- информационная
- проблемная
- технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов)
- технология формирования учебной деятельности школьников
- технология учебно-игровой деятельности, компьютерные технологии
- технология развития критического мышления
- технология личностно - ориентированного обучения