СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности музейной педагогики в формировании у дошкольников интереса к изобразительному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дошкольном возрасте невозможно ознакомление детей с историей искусства и художественным анализом памятника, а потому главным является сохранение и развитие у ребенка способности целостного впечатления от встреч с искусством.

Просмотр содержимого документа
«Возможности музейной педагогики в формировании у дошкольников интереса к изобразительному искусству»

Возможности музейной педагогики в формировании у дошкольников интереса к изобразительному искусству

Еще В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Сегодня остро ставится вопрос об истинной роли искусства в развитии общества и в жизни отдельного человека.

Дети дошкольного возраста более близки к «художественному» типу, нежели к «мыслительному». Для них характерна эмоциональная отзывчивость, целостность мировосприятия, непосредственность переживаний и открытость по отношению к миру.

Для ребёнка этого возраста в первую очередь важно не столько то, каким объёмом предметных знаний определённой образовательной области он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребёнком освоены.

На занятии по изобразительной деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребёнка.

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале 20го века в Германии. Его разработка связана с такими именами: А.Лихтварка, А.Рейхвена, Г.Фройденталя.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решения задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются различные методики работы с юными посетителями. Основное внимание, конечно, сосредоточено на детскую и подростковую аудиторию. Основной тенденцией музейной педагогики становится переход на многоступенчатое музейное образование, приобщение к музею, его традициям и культуре.

Дошкольники являются самыми маленькими посетителями художественного музея. В возрасте от 3 до 6 лет складывается личность, и во многом определяется характер ее дальнейшего формирования. Поэтому необходимо особое внимание к методическим аспектам музейно-педагогической работы с маленькими детьми.

В работе дошкольного образовательного учреждения по приобщению старших дошкольников к среде художественного музея средствами музейной педагогики необходимо учитывать, что неподготовленному зрителю «входить» в мир изобразительного искусства очень сложно. Как показывает практический опыт педагогов, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею, тем эффективнее будет результат.

Практика взаимодействия музея и дошкольных образовательных учреждений в последние годы, показала необходимость комплексных программ, которые, учитывая нужды отечественного образования, стали бы действенным инструментом в развитии визуальной, эмоциональной и общей культуры ребенка, его мышления, начиная с детского сада.

Понятно, что в дошкольном возрасте невозможно ознакомление детей с историей искусства и художественным анализом памятника, а потому главным является сохранение и развитие у ребенка способности целостного впечатления от встреч с искусством.

На первом этапе приобщения детей через музейную педагогику к изобразительному искусству могут быть поставлены следующие задачи:

1. Развитие визуальной грамотности: формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного.

2. Знакомство с некоторыми элементами языка изобразительного искусства, с видами и жанрами.

3. Приобщение к музейной среде, развитие бережного отношения к произведениям искусства.

4. Развитие творческих способностей.

5. Формирование навыков взаимного общения по поводу искусства.

Следует подходить к материалу занятий творчески, разработки занятий могут быть дополнены интересными играми и упражнениями.

Количество занятий по любой из тем педагог может варьировать в зависимости от уровня подготовки детской аудитории, способности усвоения предлагаемого материала и т. д.

Планируя работу по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством, необходимо помнить, что методика данных занятий имеет ряд отличительных особенностей:

1. Все занятия подразумевают направленность на развитие эмоциональной сферы ребенка и социальной адаптации.

2. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно, не поднимая руки, высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.

3. Размещение на занятии (вокруг экрана) свободное, по выбору детей, на стульях, скамейках или прямо на ковре, благодаря чему ребенок может менять позу и не уставать от неподвижного сидения.

4. Речь детей совершенно свободная, без специально заученных фраз.

5. На первых этапах работы использование педагогом приема «подсказок»: вопрос и несколько вариантов ответа.

6. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не давая его как единственно верное.

7. Задача каждого занятия, - не ускорять искусственным путем психическое развитие ребенка, заложив в него определенный набор знаний, а расширить его путем зрительного восприятия, развития органов чувств, обогащение эмоционального мира ребенка.

У музеев есть различные возможности, они очень разнообразны и интересны. Это эмоциональный аспект и познавательный. Эмоции получаемые ребенком при посещении музея очень разнообразны и зависят от методики проведения экскурсии или занятия. Полноценное эмоциональное развитие ребенка невозможно вне музейного пространства. Поэтому в наши дни созданы условия для посещения музеев и различных центров художественной направленности.

Саратовские музеи предоставляют множество экскурсий для дошкольников, например в копилке Радищевского музея предоставляются такие экскурсии как: «Волшебные краски России», «Здравствуй, музей», «Художник рисует сказку» и другие.

В нашем городе Саратов существует культурно-выставочный центр «Радуга», который своей целью ставит развитие художественно-творческой активности детей старшего дошкольного возраста на основе эстетического восприятия репродукций произведений мировой живописи.

Достижение цели осуществляется путем реализации таких задач как:

1. Развитие положительного эмоционально-осознанного отношения к художественным образам, воплощенным на полотнах великих художников.

2. Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.

3. Создание условий для проявления художественно-творческой активности детей.

4. Социально-культурная адаптация детей.

5. Приобщение к наследию мировой живописи педагогов и родителей, через вовлечение их в процесс формирования мини-экспозиций дома и посещения экскурсий в Культурно-выставочном центре «Радуга» г. Саратова.

КВЦ «Радуга» - замечательное место, где детей приобщают к изобразительному искусству путем проведения занятий. Занятия построены очень грамотно и корректно. Экскурсовод - педагог вовлекает детей по средством игры в увлекательное путешествие, да так, что дети не теряют интерес к происходящему на протяжении всей экскурсии.

Описать эти экскурсии (а их большое количество) не хватит времени, но некоторые яркие примеры из работы педагогов я приведу далее.

А пока хочу остановиться и более подробно рассказать о программе дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир красоту» художественной направленности, автором которой являются В.Н. Степаненко. (Рецензент- Л.В.Горина)

Отличительными особенностями программы являются: использование высококачественных репродукций шедевров мировой живописи; вариативность образовательных маршрутов для детей, путем выбора тем занятий-экскурсий вариативной части Программы; наличие регионального компонента, представленного занятием «Мой город-Саратов»; создание культурно-образовательной среды дошкольного учреждения, через организацию художественных музеев, выставок, галерей в помещениях дошкольного учреждения; проведение экскурсий по экспозициям для педагогов и родителей на базе культурно-выставочного центра «Радуга»; формирование мини-экспозиций в условиях семьи ребенка.

В реализации данной программы могут принимать участи дети от 5 до 7 лет (дети 6-7 лет – 1 год обучения или дети 5-7 лет – 2 года обучения), в связи с этим процесс дополнительного образования детей может быть спланирован:

а) Для детей 5-7 лет сроком на два года с проведением обязательных занятий-экскурсий инвариантной части программы в первый год обучения и не менее трех занятий вариативной части во второй год обучения.

б) Для детей 6-7 лет сроком на один год с проведением занятий инвариантной и вариантной частей.

В структуру программы входят 12 занятий инвариантной и вариативной частей, а также вводное и итоговое занятия («Давайте знакомиться!», «Внесем в свой мир красоту»).

Инвариантная часть состоит из обязательных занятий-экскурсий развивающего характера, количество которых зависит от срока обучения.

Вариативная часть включает в себя не менее трех развивающих занятий-экскурсий по выбору педагогов.

Каждое занятие-экскурсия носит развивающий характер, имеет три части (мотивационную, открытие нового материала,итог) и обеспечено демонстрационным материалом (репродукции картин, игровое оборудование и т.д.).

Занятие - экскурсия проводится специально подготовленным экскурсоводом культурно-выставочного центра «Радуга», с использованием приемов музейной педагогики, основанной на диалоге и индивидуальном подходе. Игровая форма проведения занятий захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость. В процессе занятия используются приемы вхождения в картину, оживления картины, составление композиций, методы развивающего обучения: поисково-исследовательский, эвристический, проблемный, а так же приемы здоровьесберегающих технологий.

В КВЦ «Радуга» проводятся выездные экскурсии и конкурсные мероприятия. Также есть возможность приобрести репродукции мировой искусства, различные холсты и, конечно, просто прогуляться по залам и просмотреть всю великолепную коллекцию репродукций выполненных в отличном качестве и красиво оформленных в рамы.

Посещая центр, зритель может не только увидеть шедевры, услышать о них рассказ, но и приобрести полюбившуюся художественную репродукцию, расширяя или создавая личную коллекцию. Встреча с центром не оставляет никого равнодушным, так как глядя на великие полотна, остается в душе то самое чувство красоты, о котором говорили и говорят великие люди.

Ну и, конечно, очень запоминаются такие моменты в ходе экскурсии, как загадочность и некая тайна при первых минутах нахождения детей в зале. Дети и экскурсовод приветствуют друг друга определенным образом: усаживаясь но ковер, педагог предлагает к вниманию детей коробку открытий, дети предполагают что в ней находится (элемент сюрпризности), затем они вместе открывают её и рассуждают по тематике экскурсии.

Например, занятие-экскурсия «Морская стихия И.К. Айвазовского»

В ходе занятия дети совершают путешествие по морским просторам, воплощенным на полотнах великого мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Рассматривается автопортрет и наиболее признанные мировым искусством шедевры. Также в ходе занятия дети узнают новые слова, педагог акцентирует на них внимание(напр Штиль).

Педагоги - экскурсоводы, обобщая опыт работы, говорят о том, что дети действительно запоминают новые слова и используют их в своем повседневном лексиконе. Об этом рассказывают родители и воспитатели, которые проводят с детьми большую часть времени.

В КВЦ «Радуга» активно используется мультимедийная система, которая позволяет детям более полно вникнуть мир изобразительного искусства и передать детям яркие краски и эмоции.

Так, на примере одного культурно-выставочного центра в нашем городе, можно понять насколько важна музейная педагогика. Что дети, посещающие выставки, становятся более социализированными, происходит фиксация новых слов в речи, осмысление своих достижений, накопления опыта игры и, конечно, задействуется познавательная деятельность. Все это способствует развитию полноценной, активной и здоровой личности ребенка.