Возможности реализации метапредметных подходов на уроках физической культуры.
Корнеева Вера Николаевна,
учитель физической культуры
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №7», г. Выборг
За 11 лет обучения каждый из нас посетил = 6000 уроков физкультуры, это = 270000 минут. На этих уроках мы учились бегать, прыгать, лазить по канату, играть. А многие ли сегодня осознанно занимаются укреплением своего здоровья, делают утреннюю зарядку, ходят в бассейн, катаются на лыжах?
В последние годы отмечается ухудшение здоровья подрастающего поколения, так как дети не всегда осознают значимость здоровья как необходимость условия жизни.
Снижен интерес к урокам физкультуры и учитель сталкивается с трудностями во время проведения уроков: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе, что приводит к снижению качества образования по предмету.
Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Занятиям ФК в школе уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока во всех классах с 1 – 11. Чтобы ребенок мог радоваться жизни, он должен быть здоров.
Цель школьного образования – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности ФК для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, другими словами научить выпускника самому строить свое счастье.
Реализацией этой цели способствует ФГОС второго поколения – основной нормативный документ, на котором строятся и проектируются результаты обучения. Достижение цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). УУД – залог успешного освоения любого предмета, овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования «умения учиться». В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения по физической культуре.
Результативность оценивается по трем составляющим: предметным, метапредметным, личностным.
Через формирование УУД, таких как: регулятивных, познавательных, коммуникативных, - обеспечиваются метапредметные результаты. Перечень этих действий на уроках ФК может быть следующим (таблица 1).
Виды универсальных учебных действий, формируемые на уроках физической культуры.
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке | подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде, но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание | предлагаются задания для работы в паре, группе |
Для реализации представленных УУД необходимо выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять их формирование у обучающихся 1-11 классов.
Поделюсь собственным опытом из практики о методах и приемах, которые применяю на своих уроках для развития метапредметных подходов.
С помощью проблемного обучения через исследовательскую деятельность, можно:
активизировать учебную работу ребенка,
придать ей творческий характер,
передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
На уроках в младших классах главная задача: научить задавать вопросы: «Почему? Не знаю, что происходит? А как это случилось? А что если?» Важно научить ребенка смотреть на изучаемый объект с разных сторон.
Так ,например, в разделе «Знания о физической культуре», происходит знакомство с такими понятиями: физическая культура, утренняя зарядка, закаливание и подвижные игры. В ходе занятия знакомлю детей с основными назначениями данных понятий. Уже с первых уроков в начальной школе при изучении раздела «Гимнастика» детям дается задание – определить есть ли у них плоскостопие, а оно довольно часто встречается у школьников и обнаружить его несложно.
Дети исследуют свою стопу дома, раскрасив ступни красками или гуашью, делают отпечатки на листе бумаги. На уроке класс делится на группы, каждая группа сравнивает полученные отпечатки с образцами, определяя свою форму стопы. И затем дети делают вывод, есть ли у них плоскостопие или нет.
Вместе с ребятами разучиваем упражнения для укрепления стопы, которые нужно выполнять. Работая над этой темой, ребята получают знания – в какой обуви нужно ходить и осваивают упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия. Кроме того, каждая группа представляет полученные результаты в виде устного выступления на уроке. Таким образом, дети учатся представлять свое исследование, тем самым развивают коммуникативные навыки. Таких микроисследований в процессе обучения много. Подготовив базу исследовательской деятельности в младшем звене, на последующих этапах мы её усложняем, расширяем и совершенствуем.
Тему «Исследование осанки» можно предложить для 5 - 9классах. Например, в 10 классе, можно провести микроисследования на темы «Влияние физических упражнений на организм занимающихся», «Гармоничность телосложения». Исследования старшеклассников будут носить более глубокий познавательный и практический характер.
Так старшеклассниками подготовлена проектно – исследовательская работа на тему: «Плоскостопие. Профилактика плоскостопия у школьников» на районный конкурс «Спорт как альтернатива пагубным привычкам». Номинация «здоровьесберегающие технологии».
Развитие двигательных качеств - это одна из главных задач на уроках физической культуры. Решая данную задачу, важно использовать индивидуальное тестирование с учетом динамики показателей каждого учащегося. Учить детей сравнивать свой результат с результатом предыдущего тестирования. Умение анализировать эти результаты помогает учащимся самостоятельно определить свой уровень развития физических способностей и больше времени уделять воспитанию тех качеств, которые развиты в меньшей степени.
В 7-8 классах проведён тест «Два возраста человека», который вызвал большой интерес среди ребят. Они узнали с помощью каких тестов можно определить свой биологический возраст. Результаты исследования оказались неожиданными и заставили подростков задуматься. Оказалось, что у всех возраст биологический не соответствует паспортному, следовательно, все ребята мало уделяют внимания своему здоровью, значит и урокам физкультуры.
Используя метапредметные подходы, в 2012 году ученикам 3 «б» и 10 «а» был предложен долгосрочный проект «Игры двух поколений». Мы вместе с ребятами решили узнать, в какие игры любят играть их сверстники, а затем - в какие игры играли папы и мамы? Результатом проекта станет сборник подвижных игр «Давайте поиграем!» В результате исследования, ребята узнают много новых игр. Мы знакомимся и разучиваем их на уроках. Этот метод используется как в урочной, так и внеурочной деятельности. Такой вид работы способствует развитию регулятивных УУД.
Для развития личностных качеств учащихся использую технологию лидерства. Мои учащиеся могут самостоятельно составить и провести комплекс ОРУ со всем классом или группой. Объяснить, показать и провести подвижную игру, эстафету и т.д. Во время круговой тренировки организовать группу, отвечать за дисциплину. (!) Задача учителя – помочь школьникам научиться грамотно работать в группе, доброжелательно относиться к членам группы, развивать коммуникативные способности, уметь предупреждать и разрешать конфликты.
Вывод:
Для развития метапредметных способностей необходимо:
Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися рисунков, схем.
Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу и могли использовать в деятельности.
Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.
Работа учителя должна носить системный характер обучения и УУД должны решаться в комплексе.