ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Физико-математический факультет
Кафедра информатики и вычислительной техники
РЕФЕРАТ
Возможности системы Geogebra для проверки гипотез
и доказательства теорем
Автор работы ________________________________________A. Э. Митина
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Профиль Информатика. Математика
Руководитель работы_______________________________Т. В. Кормилицына
Оценка__________________
Саранск 2020
Введение
Информатизация современного общества оказывает влияние на все сферы общественной жизни, в том числе и на образование. Основным техническим средством передачи и переработки информации в настоящее время является компьютер, выступающий в качестве инструмента построения знания. Практически во всех странах компьютер используется не только как предмет изучения, но и как средство обучения. Как показывают современные исследования, из всех технических средств обучения он наилучшим образом соответствует структуре учебного процесса. Считается, что он наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и позволяет управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого. Компьютер является средством, распространение которого связано с перестройкой основных видов человеческой активности, изменением системы социальных условий, требований к умственным и психическим особенностям человека. Применение компьютера в обучении, по существу, представляет формирующий эксперимент, направленный на изучение и развитие новых качеств личности.
Важным для современного периода компьютеризации образования является осознание того факта, что использование компьютерных технологий позволит сделать процесс обучения более эффективным, если их применять как инструмент познания, а не передачи знаний.
Обучение математике было и остается непростым делом. Сегодня верным помощником учеников и учителей в процессе обучения не только математики, но и других предметов, стал компьютер. Он просто творит чудеса, используя свои огромные возможности.
На сегодняшний день создано множество различных обучающих программ.
Система GeoGebra
Система GeoGebra – свободно-распространяемая динамическая геометрическая среда, которая дает возможность создавать чертежи в планиметрии, в частности, для построений с помощью циркуля и линейки. Система GeoGebra поможет учителям для объяснения, а школьникам в ознакомлении с учебными материалами не только курса геометрии, но и алгебры, математического анализа, будет незаменима для формирования навыков наглядного представления геометрических ситуаций.
У программы богатые возможности работы с функциями (построение графиков, вычисление корней, экстремумов, интегралов и т. д.) за счет команд встроенного языка, который позволяет управлять и геометрическими построениями. Программа написана Маркусом Хохенвартером на языке Java (работает на большом числе операционных систем), переведена на 39 языков и полностью поддерживает русский язык.
Систему можно использовать для построения линий:
построение графиков функций y = f (x);
построение конических сечений:
коника произвольного вида — по пяти точкам.
окружность по центру и точке на ней, по центру и радиусу, по трем точкам;
эллипс – по двум фокусам и точке на кривой;
парабола – по фокусу и директрисе;
гипербола – по двум фокусам и точке на кривой.
В системе предусмотрена возможность построения геометрического места точек, зависящих от положения некоторой другой точки, принадлежащей какой-либо кривой или многоугольнику (инструмент локус).
Кроме графических действий в системе могут быть выполнены вычисления:
действия с матрицами: сложение, умножение; транспонирование, инвертирование; вычисление определителя;
вычисления с комплексными числами;
нахождение точек пересечения кривых;
статистические функции:
вычисление математического ожидания, дисперсии;
вычисление коэффициента корреляции;
аппроксимация множества точек кривой заданного вида: полином; экспонента; логарифм; синусоида.
Понятие «доказательство» раскрывается в учебной литературе по математике, логике, методологии математики с разных точек зрения: целей использования, мотивов обращения, методов и требований.
Теоремы и их доказательства составляют основу геометрии. Трудности, возникающие при их изучении, связаны с неочевидностью утверждений многих теорем и высокой долей абстракции их доказательств.
Нередко обучающиеся просто выучивают формулировки теорем и доказательства, не понимая их по существу. По прошествии времени учащиеся забывают не только доказательства, но даже и формулировки теорем.
В основу обучения геометрии положен индуктивный метод, согласно которому учащиеся сначала должны сами при помощи опыта, на отдельных конкретных случаях, подметить искомую зависимость, и только после этого даётся логическое доказательство.
Современные компьютерные средства, в частности программа GeoGebra, которую свободно можно скачать с официального сайта www.geogebra.org, позволяют по-новому взглянуть на эти подходы. Возможности использования программы GeoGebra для проведения геометрических опытов, иллюстраций формул и теорем, установления зависимостей между геометрическими величинами и т. п.
Рабочее окно этой программы имеет вид, показанный на рисунке 1.
Рис. 1
В верхней части рабочего окна имеется панель инструментов - строка с окошками с изображением инструментов.
С помощью этих инструментов можно:
изображать точки;
изображать отрезки, лучи и прямые, проходящие через данные точки;
проводить прямые, параллельные или перпендикулярные данной прямой;
строить угол заданной градусной величины;
строить середину отрезка и биссектрису угла;
изображать многоугольники, указанием их вершин;
изображать правильные многоугольники, указанием двух их соседних вершин;
изображать окружности с данным центром и данным радиусом или с тремя её точками;
проводить касательные прямые к окружности;
строить фигуру, симметричную данной относительно: а) точки; б) прямой;
поворачивать фигуру вокруг данной точки на данный угол;
находить длины отрезков, периметры многоугольников, величины углов, площади фигур;
изменять стиль, толщину, цвет линий и многое другое.
Начнём с одной из основных теорем геометрии о сумме углов треугольника.
Теорема. Сумма углов треугольника равна 180о.
Прежде чем представлять формулировку теоремы и её доказательство, учащимся можно предложить изобразить треугольник, с помощью транспортира измерить его углы и найти их сумму. При этом одним учащимся можно предложить изобразить остроугольный треугольник, другим – прямоугольный, третьим – тупоугольный треугольник. В качестве ответов у учащихся могут получаться значения, близкие к 180о, что объясняется погрешностью измерений.
Для более точных построений и измерений углов можно воспользоваться программой GeoGebra. В ней можно изобразить произвольный треугольник, указав его вершины, найти величины его углов и их сумму. На рисунке 2 показан результат таких действий.
Перемещая вершины, форму треугольника можно изменять, но сумма углов этого треугольника будет оставаться равной 180о.
Конечно, проведённая проверка не заменяет доказательства. Она лишь подкрепляет его собственными опытами и наглядными представлениями.
Рис. 2
Для проведения доказательства также можно воспользоваться программой GeoGebra. А именно, изобразим треугольник ABC и через его вершину C проведём прямую c, параллельную прямой AB (рис. 3).
Рис. 3
Внутренние накрест лежащие углы α и α1 при параллельных прямых AB, c и секущей AC равны, по ранее изученной теореме. В равенстве этих углов можно дополнительно убедиться, найдя их величину. Аналогично, внутренние накрест лежащие углы β и β1 при параллельных прямых AB, c и секущей BC равны. Перемещая вершину C, форму треугольника ABC можно менять, но указанные внутренние накрест лежащие углы будут оставаться равными.
Углы α1, γ, β1 в сумме составляют развёрнутый угол, величина которого равна 180о. Следовательно, и сумма углов треугольника ABC равна 180о.
Одними из важных теорем геометрии являются теоремы о средних линиях треугольника и трапеции.
Теорема. Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна её половине.
Прежде чем представлять формулировку теоремы и её доказательство, учащимся можно предложить изобразить треугольник, ABC; отметить середины D, E его сторон AC, BC соответственно; провести среднюю линию DE; с помощью линейки измерить её и сторону AB треугольника; убедиться в том, что средняя линия DE равна половине стороны AB.
Для того чтобы убедиться в параллельности средней линии DE стороне AB, учащимся можно предложить измерить с помощью транспортира углы, образованные прямыми AB, DE и секущей AC; убедиться, что углы CAB и CDE равны. Следовательно, средняя линия DE параллельна стороне AB.
Все эти построения и измерения можно провести в программе GeoGebra (рис. 4).
Рис. 4
Перемещая вершины, форму треугольника можно изменять, но средняя линия треугольника будет оставаться параллельной одной из его сторон и равна её половине.
Теорема. Средняя линия трапеции параллельна её основаниям и равна их полусумме.
Прежде чем представлять формулировку теоремы и её доказательство, учащимся можно предложить изобразить трапецию ABCD (AB || CD); отметить середины E, F боковых сторон AD, BC соответственно; провести среднюю линию EF; с помощью линейки измерить её и основания AB, CD; убедиться, что средняя линия EF равна их полусумме.
Для того чтобы убедиться в параллельности средней линии EF основанию AB, учащимся можно предложить измерить с помощью транспортира углы, образованные прямыми AB, EF и секущей AD; убедиться, что углы DAB и DEF равны. Следовательно, средняя линия EF параллельна основанию AB, значит, и основанию CD.
Все эти построения и измерения можно провести в программе GeoGebra (рис. 5).
Рис. 5
Перемещая вершины, форму трапеции можно изменять, но её средняя линия будет оставаться параллельной основаниям и равна их полусумме.
Теорема. Вписанный угол равен половине центрального угла, опирающегося на ту же дугу окружности.
Учащимся можно предложить изобразить окружность, вписанный в неё угол ACB и центральный угол AOB, опирающийся на ту же дугу; с помощью транспортира измерить эти углы и убедиться в справедливости теоремы.
То же самое можно сделать и в программе GeoGebra (рис. 6).
Рис. 6
Перемещая точки A, B, C, вписанный и центральный углы можно изменять, но при этом величина вписанного угла будет оставаться равной половине величины соответствующего центрального угла.
Теорема. Отрезки касательных, проведённых к окружности из одной точки, заключённые между этой точкой и точками касания, равны.
Учащимся можно предложить изобразить окружность; выбрать какую-нибудь точку вне этой окружности; провести из неё касательные к окружности и отметить точки касания; измерить отрезки касательных от выбранной точки до точек касания; убедиться в равенстве этих отрезков.
То же самое можно сделать и в программе GeoGebra (рис. 7).
Рис. 7
Положение точки C можно изменять, но отрезки касательных будут оставаться равными.
Теорема. Суммы противоположных сторон четырёхугольника, описанного около окружности, равны.
Учащимся можно предложить изобразить окружность; построить четырёхугольник, описанный около этой окружности; измерить его стороны и убедиться в том, что суммы противоположных сторон равны.
То же самое можно сделать и в программе GeoGebra (рис. 8).
Рис. 8
А именно, сначала построим окружность. Затем отметим какую- нибудь точку A вне этой окружности и проведем через неё касательные. Отметим на этих касательных точки B, D и проведём через них касательные к окружности. Найдём точку C их пересечения. Сделаем касательные невидимыми. Построим четырёхугольник ABCD и измерим его стороны.
Перемещая точки A, B, D, форму четырёхугольника ABCD можно изменять, но суммы его противоположных сторон будут оставаться равными.
Теорема. Медианы треугольника пересекаются в одной точке (центроиде) и делятся в ней в отношении 2:1, считая от его вершин.
Учащимся можно предложить изобразить треугольник, провести в нём медианы и убедится, что они пересекаются в одной точке. С помощью линейки измерить расстояние от вершины треугольника до точки пересечения медиан и от неё до основания этой медианы. Убедиться в том, что первое расстояние в два раза больше второго.
То же самое можно сделать и в программе GeoGebra (рис. 9).
Рис. 9
Перемещая вершины, форму треугольника можно изменять, но его медианы будут пересекаться в одной точке, сохраняя отношение 2:1.
Теорема. Высоты треугольника или их продолжения пересекаются в одной точке (ортоцентре).
Учащимся можно предложить изобразить: а) остроугольный; б) прямоугольный; в) тупоугольный треугольник. Затем провести в них высоты или их продолжения; выяснить, в каком случае высоты пересекаются в одной точке, а в каком – их продолжения.
То же самое можно сделать и в программе GeoGebra (рис. 10).
а) б)
Рис. 10
Аналогичным образом можно поступить и с точкой пересечения биссектрис (центр вписанной окружности), точкой пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника (центр описанной окружности).
Теорема (Пифагора). В прямоугольном треугольнике площадь квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах.
Прежде чем доказывать эту теорему, учащимся можно предложить изобразить прямоугольный треугольник; измерить его катеты и гипотенузу; убедиться в том, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
То же самое можно сделать и в программе GeoGebra (рис. 11).
Рис. 11
Для этого сначала строим отрезок AB. Затем на нём, как на диаметре, строим окружность. Выбираем на окружности какую-нибудь точку C и строим прямоугольный треугольник ABC. На сторонах этого треугольника строим квадраты и находим их площади. Убеждаемся, что сумма площадей квадратов, построенных на катетах, равна площади квадрата, построенного на гипотенузе.
Перемещая вершину C по окружности, форму треугольника можно изменять, но площадь квадрата, построенного на гипотенузе, будет оставаться равной сумме площадей квадратов, построенных на катетах.
Список использованных источников
Астряб А.М. Курс опытной геометрии. Индуктивно-лабораторный метод изложения. – 14-е изд. – М.-Л.: 1928.
Иовлев М.Н. Практическая геометрия. М.: Государственное издательство, 1922.
Компетентность Инициатива Творчество [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://aleshko.ucoz.kz
Компьютерная геометрия и графика [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.e-biblio.ru
Компьютерные программы по математике [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pcmath.ru
НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «КИБЕРЛЕНИНКА» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. cyberlenica.ru
Учительский портал [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. uchportal. ru
The Geometer's Sketchpad (русская версия «Живая геометрия») [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. keypress. Ru
5