СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Возможности технологии «ТРИЗ-педагогика» на уроках русского языка и литературы».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование методов и приемов ТРИЗ- педагогики на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
««Возможности технологии «ТРИЗ-педагогика» на уроках русского языка и литературы».»

Сафоклова Ирина Владимировна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ №129 г. Красноярска



Статья «ТРИЗ-педагогика как технология формирования предметных умений и навыков на уроках русского языка и литературы».

Современному обществу нужны люди образованные, способные мыслить нестандартно, креативно, оригинально, творчески, могущие самостоятельно принимать ответственные решения, разрешать противоречия. Но при стандартных, традиционных формах работы далеко не всегда можно решить эту проблему. Поэтому необходимо обновлять содержание и технологии образования.

Одной из таких технологий является система «ТРИЗ-педагогика», которая, как научное и педагогическое направление, сложилась в нашей стране в конце 80-х годов 20 в. В ее основе - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), создателем которой является Г. С. Альтшуллер. Он считал, что «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта». ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного («ТРИЗовского») мышления и воспитание творческой личности, умеющей решать сложные проблем в различных областях деятельности. Данная система использует мировой опыт, накопленный в области создания методов решения изобретательских задач. Она учитывает интересы ребенка, что предполагает сотрудничество. Методы и приемы ТРИЗ-педагогики дают прекрасные инструменты для развивающего и проблемного обучения. Также крайне важна мотивация учащихся. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем эффективно и грамотно их применять в жизни; дает возможность раскрыть творческие способности, создать условия для реализации этих способностей, а также позволяет самосовершенствововаться. Решение этих задачи дает очень важный результат: ребенок становится увереннее в своих интеллектуальных и творческих силах, растет его самооценка, усиливается мотивация.

В ТРИЗ-педагогике существует много универсальных методов и приемов, где под методами решения изобретательских задач подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие известные методы, как: мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, системный оператор, метод фокальных объектов и их разновидности.

Вот некоторые из них, которые я применяю на своих уроках.

1.Метод мозгового штурма (мозговая атака) – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участники обсуждения высказывают как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых абсурдных, нереальных, фантастичных. Далее из всех предложенных идей отбираются наиболее удачные, те, которые могут быть использованы .Данный метод развивает способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемной задачи, помогает осознать , что из любой проблемы, тупиковой, безвыходной ситуации можно найти выход.

2. Метод синектики ( аналогии) включает в себя следующие приемы: это

а) личностная аналогия (эмпатия), предлагающая ребенку представить себя в качестве какого-либо предмета или явления в проблемной ситуации, например, литературного героя, элемента пейзажа или интерьера в художественном произведении, художественной деталью, морфемой, и т.д.;

б) прямая аналогия, направленная на поиск сходных процессов, явлений, черт, функций в других областях знаний;

в) фантастическая аналогия, решающая проблемы фантастическими, нереальными (на первый взгляд) способами , как в волшебной сказке.

3. Метод «Системный оператор» (системный анализ) рассматривает мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов. Его цель – определить роль и место функций объектов, их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. В центре – система (объект, проблема, герой и т.д), далее рассматриваем и изучаем прошлое, настоящее и будущее системы, подсистемы, надсистемы. Затем путем анализа, различных методов находим варианты решений.

Из опыта работы. Фрагмент урока литературы в 8 классе по теме: «Как воспитать истинного гражданина?» ( Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»).

Давайте посмотрим, где кроется причина того, что Митрофанушка стал тем, кем он стал. Поработаем по СО. (Работа по группам).

1 гр. – система (Митрофанушка) и подсистема (его нравственные качества);

2 гр. – прошлое системы (семья) и прошлое подсистемы (воспитание родителей М. , воспитание Митрофанушки);

3 гр. – будущее системы (судьба героя) и будущее подсистемы (нравственное развитие);

4 гр. – прошлое надсистемы (общество, эпоха Петра I, дворцовых переворотов), надсистема (общество – эпоха Екатерины), будущее надсистемы (XIX век, пореформенная эпоха.)

(По результатам работы групп заполняется таблица “Системный оператор”.)

Прошлое надсистемы. 
Общество

Эпоха Петра I - реформы во всех областях; развитие образования, науки, просвещения. Вводятся европейские обычаи; победа в Северной войне. 
Эпоха дворцовых переворотов – о развитии государства никто не заботится.

Надсистема. 
Общество, семья

Эпоха Екатерины II. – развивается наука, культура, просвещение; прогрессивные идеи. Но в то же время правительственная реакция, борьба с передовым, прогрессивным; усиление крепостного права. Митрофана окружают невежественные, грубые, деспотичные люди, живущие для себя.

Будущее надсистемы. Общество

XIX век. Пореформенная эпоха – 1812 г. – победа, подъём патриотического духа, 1825 г. – стремление декабристов изменить общество. 1861 г. – отмена крепостного права. Реформы Александра II. Время, прогрессивное для России.

Прошлое системы. 
Семья

Отец. Робкий, безвольный, слабохарактерный, ограниченный человек.
Мать. Грубая, необразован- ная, трусливая, жестокая крепостница. Любит только сынка. 
Дядя.Невежественный, ограниченный, интересы – скот. Скотинины и воспитывались в невежестве.

Система. 
Митрофанушка

Дворянин, ему 16 лет; семья. 
Домашнее воспитание, а точнее, отсутствие всякого воспитания. Любит вкусно и много поесть, гонять голубей. Живет в своё удовольствие.

Будущее системы. 
Его будущее

Идёт служить на низкую должность. Он не может справляться со своими обязанностями. Не приносит пользы обществу, а значит, мы не можем считать его гражданином.

Прошлое подсистемы. 
Нравственные качества, воспитание

Митрофана воспитывали грубым, хитрым, невежественным, эгоистичным. Мать воспитывала сына на биологическом уровне: нет духовного и нравственного воспитани.

Подсистема. 
Нравственные качества

Никого не любит. Живет для себя, хитёр, увёртлив, жесток, сильно избалован, эгоистичен. Шантажирует мать, предаёт её. Хоче просто жить, не утруждая себя ни в чём.

Будущее подсистемы. 
Нравственные качества

Т.к. он ничего не умеет, бесполезный человек, он становится забитым, а потом выплёскивает злость на крепостных. Нет моральных устоев, не развивается духовно. Он ещё хуже матери и не хочет меняться.



4. Прием «Хорошо – плохо» направлен на развитие диалектичности мышления, учит детей находить существенные качества, свойства, признаки в предметах, классифицировать предметы и явления по общим признакам, видеть отличия, выделять противоречия в предметах.

Из опыта работы. Фрагмент урока литературы в 8 классе по теме: «Как воспитать истинного гражданина?» ( Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»).

- Материнская любовь – чувство естественное, природой заложено любить и заботиться о ребёнке. Подберите определения, эпитеты к этому понятию. Какие ассоциации вызывает у вас это выражение – “материнская любовь”? (Ответы учащихся.)

- Простакова тоже любит сына, любит неистово,слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо?

(Учащиеся представляют свои д/работы, выполненные в группах. Одна из работ:

Хорошо

Плохо

заботится, чтобы сынок был сыт, обут, одет; 
беспокоится, не загружен ли он умственно; 
заботится о будущем (выгодная женитьба), ни в чём не отказывает, исполняет все желания.

воспитала эгоизм, он вырос неблагодарным, не обременён ни умом, ни совестью; 
ограничен в развитии, нет духовного воспитания;
невежество, необразованность; 
не умеет и не хочет трудиться, приносить пользу обществу; 
научился хитрить, приспосабливаться, использует людей, никого не уважает, даже свою мать, которая его так любит.



- Да, Простакова любит своего сына, заботится о его счастье, он сыт, обеспечен.

- Но чего нет в этой любви, в этом воспитании?

(Один из ответов: в любви и воспитании г. Простаковой нет заботы о том, каким человеком вырастет сын, мать не научила его трудиться, приносить пользу. Заботясь о его биологических потребностях, не понимает, что будущего у её сына нет. Не понимает, что воспитала ненужного для общества человека. В нем нет ничего от настоящего гражданина. Это нравственный калека.

5. Загадки по признакам (составление ассоциативных загадок) направленны на системность мышления. Сначала выбирается объект. Дальше заполняется левая часть таблицы, предполагающая ответы на вопрос «На что похож объект?» Затем заполняется правая часть таблицы, предполагающая ответ на вопрос «Чем отличается?» Необходимо указать 3-4 сравнения/различия и записать с соответствующую колонку. Вставляются слова «Как», «….но не…». Получается загадка.

На что похоже? Чем отличается?

Как волшебница, но не добрая

Как принцесса живет в замке, но не в каменном

Как у человека, есть сердце, но не настоящее

(Снежная Королева)

Таким образом, можно отметить, что ТРИЗ-педагогика дает инструменты воспитания человека, способного решать творческие задачи, дети учатся высказывать и аргументировать свою точку зрения. ТРИЗ-педагогика помогает развивать системное мышление, формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, дает возможность проявить индивидуальность, самостоятельно находить нестандартные, оригинальные решения проблемных задач.