СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Возможности УМК "Школа России" в формировании смыслового чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста.  Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает». 

Просмотр содержимого документа
«"Возможности УМК "Школа России" в формировании смыслового чтения"»

 Возможности УМК «Школа России» в формировании смыслового чтения Асташина Галина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Исилькульский лицей»

Возможности УМК «Школа России» в формировании смыслового чтения

Асташина Галина Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Исилькульский лицей»

Когда учителю следует начинать работать над формированием навыка смыслового чтения? Период обучения грамоте Техническая сторона чтения Смысловая сторона чтения Проверка понятийной стороны через алгоритм: вопрос учителя – ответ ученика

Когда учителю следует начинать работать над формированием навыка смыслового чтения?

Период обучения грамоте

Техническая сторона чтения

Смысловая сторона чтения

Проверка понятийной стороны через алгоритм:

вопрос учителя – ответ ученика

Смысловая сторона:  понимание содержания и смысла читаемого.     Техническая сторона:  способ чтения,  темп чтения,  правильность чтения,  выразительность.

Смысловая сторона: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая сторона: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

из опыта работы  Урок обучения грамоте Работа по решению проблемы: аэроплан аэросани аэростат аэропорт аэродром  Летательный аппарат с корпусом,  наполненным газом, который  легче воздуха. (аэростат) Проблема:  ребенок правильно читает все слова в предложении, но не понимает его смысла.

из опыта работы Урок обучения грамоте

Работа по решению проблемы:

аэроплан

аэросани

аэростат

аэропорт

аэродром

Летательный аппарат с корпусом,

наполненным газом, который

легче воздуха. (аэростат)

Проблема: ребенок правильно читает все слова в предложении, но не понимает его смысла.

из опыта работы  Урок литературного чтения многократное обращение к тексту Вторичное прочтение Виды работ: Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку; Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос; Восстановить деформированный текст, части текста; Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (на доске); Кроссворд (погружение в текст) и т.д. Первичное прочтение Виды работ: Чтение с остановками ( прием «дерево предсказаний); Определение главной мысли текста, его жанра; Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел; Соотнесение рисунков порядку цепочки событий в произведении; Чтение с пометками непонятных слов; «Чтение - спринт» и т.д.

из опыта работы Урок литературного чтения

многократное обращение к тексту

Вторичное прочтение

Виды работ:

  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку;
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос;
  • Восстановить деформированный текст, части текста;
  • Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (на доске);
  • Кроссворд (погружение в текст) и т.д.

Первичное прочтение

Виды работ:

  • Чтение с остановками ( прием «дерево предсказаний);
  • Определение главной мысли текста, его жанра;
  • Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел;
  • Соотнесение рисунков порядку цепочки событий в произведении;
  • Чтение с пометками непонятных слов;
  • «Чтение - спринт» и т.д.
Задания «множественного выбора»:

Задания «множественного выбора»:

Задания «на перенос информации»:

Задания «на перенос информации»:

Задания «на дополнение информации»:

Задания «на дополнение информации»:

Задания «на быстрое многократное повторение предложений»:

Задания «на быстрое многократное повторение предложений»:

из опыта работы  Урок русского языка ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЁНКА ВОРОБЕЙИНАКОШКУЧИРИКАЕТ

из опыта работы Урок русского языка

ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЁНКА

ВОРОБЕЙИНАКОШКУЧИРИКАЕТ

Задания «на дополнение информации»:

Задания «на дополнение информации»:

Задания «на восстановление деформированного текста»:

Задания «на восстановление деформированного текста»:

Задания «на восполнение пропусков слов в предложении с подскаазкой некоторых их букв»:

Задания «на восполнение пропусков слов в предложении с подскаазкой некоторых их букв»:

из опыта работы  Урок математики Проблема: ученик не понимает текстовую задачу, неверно ведет рассуждение в процессе решения. Работа над задачей: Работаем по алгоритму Переводим прочитанное на «свой» язык; Образно представляем содержание текста задачи - «Я участник событий»

из опыта работы Урок математики

Проблема: ученик не понимает текстовую задачу, неверно ведет рассуждение в процессе решения.

Работа над задачей:

  • Работаем по алгоритму
  • Переводим прочитанное на «свой» язык;
  • Образно представляем содержание текста задачи - «Я участник событий»
ОРИНТИРОВОЧНОЕ ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ Тема: «Решение задач на увеличение числа на несколько единиц», 1 класс. Предтекстовый этап: Объясните, как вы понимаете тему «Увеличение числа на несколько единиц»; Подумайте, на какие ключевые слова следует обратить внимание при выборе задачи по теме. Текстовый этап:  Выберите задачу, соответствующую теме. У Олиной кошки родились 3 рыжих котенка и 2 пестрых. Сколько всего котят родилось у Олиной кошки? На пришкольном участке посадили 10 саженцев березы, а елочек на 4 меньше. Сколько елочек посадили? В нашем доме 5 этажей, а в соседнем на 3 этаже больше. Узнай, сколько этажей в соседнем доме. Прочитайте выбранную вами задачу. Объясните свой выбор. Послетекстовый этап: Определите, нужно ли вам более детально рассмотреть текст задачи, прежде, чем вы решите ее; Если все понятно, запишите решение задачи.

ОРИНТИРОВОЧНОЕ ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: «Решение задач на увеличение числа на несколько единиц», 1 класс.

Предтекстовый этап:

  • Объясните, как вы понимаете тему «Увеличение числа на несколько единиц»;
  • Подумайте, на какие ключевые слова следует обратить внимание при выборе задачи по теме.

Текстовый этап:

  • Выберите задачу, соответствующую теме.

У Олиной кошки родились 3 рыжих котенка и 2 пестрых. Сколько всего котят родилось у Олиной кошки?

На пришкольном участке посадили 10 саженцев березы, а елочек на 4 меньше. Сколько елочек посадили?

В нашем доме 5 этажей, а в соседнем на 3 этаже больше. Узнай, сколько этажей в соседнем доме.

  • Прочитайте выбранную вами задачу. Объясните свой выбор.

Послетекстовый этап:

  • Определите, нужно ли вам более детально рассмотреть текст задачи, прежде, чем вы решите ее;
  • Если все понятно, запишите решение задачи.
Задания «на соотнесение»:

Задания «на соотнесение»:

- Соотнесение картинок, схем, диаграмм, геометрического материала:

- Соотнесение картинок, схем, диаграмм, геометрического материала:

из опыта работы  Урок окружающего мира Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.  А. Дистервег

из опыта работы Урок окружающего мира

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

А. Дистервег

Задания «на перенос информации»:

Задания «на перенос информации»:

Задания «на соотнесение»:

Задания «на соотнесение»:

      КОТОРАЯ предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой диагностической работы, позволяет увидеть, какие УУД хорошо сформированы, а какие требуют особого внимания и дальнейшей работы позволяет своевременно устранить проблемы в смысловом понимании текстов

КОТОРАЯ

предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой диагностической работы,

позволяет увидеть, какие УУД хорошо сформированы, а какие требуют особого внимания и дальнейшей работы

позволяет своевременно устранить проблемы в смысловом понимании текстов

Го Каких результатов достигнут обучающиеся при сформированности навыков смыслового чтения? Сформированность навыков смыслового чтения просматривается в результатах предметных конкурсов разных уровней : «Русский междежонок» «Всезнайки» «Росток» «ЧиП» «Жар-птица» «Золотое руно»

Го

Каких результатов достигнут обучающиеся при сформированности навыков смыслового чтения?

Сформированность навыков смыслового чтения просматривается в результатах предметных конкурсов разных уровней :

«Русский междежонок»

«Всезнайки»

«Росток»

«ЧиП»

«Жар-птица»

«Золотое руно»

Смысловое чтение – фундамент  всех обозначенных в стандарте результатов

Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов

     Люди перестают мыслить,  когда перестают читать.   (Дени Дидро)

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дени Дидро)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!