Просмотр содержимого документа
«Возникновение греческого полиса»
Тема урока: Возникновение греческого полиса Дата: Класс:
Цели урока: 1. Создать условия для выявления учащимися причин возрождения
Греции и возникновения городов-государств. Помочь учащимся разобраться в сущности понятий полис, акрополь, агора, гражданин, демос, аристократия, демократия, олигархия, тирания.
2. Развивать навыки и умения сравнения исторических явлений, работы с дополнительными источниками, картографические навыки и умения.
3. Прививать учащимся элементы правовой культуры, воспитывать интерес к истории.
Учебно-методическое обеспечение:
1. История древнего мира: учеб. пособ. для 5 кл. учрежд. общ. сред. образ. с рус. яз.
обучения: в 2 ч. / под ред. В. С. Кошелева. – Мн., 2014.
2. Рабочие тетради учащихся.
3. Настенные историческая карты «Древняя Месопотамия» и «Древняя Греция».
4. Иллюстративный материал: акрополь, агора, древнегреческие воины (гоплиты,
фаланга).
5. Карточки с понятиями по теме урока (акрополь, агора, гражданин и т. д.).
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | Приветствует уч-ся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. |
I. Проверка д/з | 1. Организует проверку составления и расширения содержания таблицы «Религия древних греков». 2. Предлагает обсудить общее и различное в религиозных верованиях древних египтян и греков, сделать вывод. | 1. Озвучивают содержание своих таблиц, составленных с использованием дополнительных источников. 2. Обсуждают общее и различное в религиях, делают вывод. |
II. Изучение нового: 1. Целемоти- вация и актуализация З и У уч-ся 2. Возрожде-ние Греции 3. Греческий полис 4. Формы власти в греческих полисах Физкульт- минутка 5. Подведе- ние итогов | 1.1. Просит уч-ся: вспомнить определения понятий «дворцовое государство» и «город-государство», когда уч-ся встречались с этими понятиями; показать эти объекты на исторических картах на доске. 1.2. Предлагает уч-ся, используя прежние знания, показать на карте территорию, заселенную греками, сопровождая показ географическим комментарием. 1.3. Выводит уч-ся на тему, которую записывает на доске, и цели урока. | 1.1. Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают о городах-государствах Месопотамии и Финикии, называют и показывают их на карте. 1.2. Показывают территорию, называя острова, полуострова, моря. Приходят к выводу, что Грецию в этот период времени называют страной, но не государством. 1.3. Записывают в тетради тему урока. |
2.1. Организует чтение вслух по абзацам п. 1 § 5, используя прием «Инсерт» (чтение с пометками). 2.2. После обсуждения сделанных пометок, просит уч-ся определить причины возрождения Греции после дорийского завоевания. 3.1. Знакомит уч-ся с понятием «полис». Предлагает по описанию структуры и жизни полиса прикрепить карточки с соответствующими понятиями на иллюстрацию «Афины» на доске. 3.2. Далее расширяется и уточняется понятие «гражданин», соотносится с его современным значением. 3.3. Дает краткую характеристику греческому войску по иллюстрациям. 4.1. Организует самостоятельное чтение второй части п. 2 § 5. 4.2. Организует проверку прочитанного текста: дать определения понятиям. 4.3. Дополняет полученную уч-ся информа-цию, раскрывая понятие «олигархия». Подводит итоги урока, дает оценку работе уч-ся, выставляет отметки за урок. | 2.1. Читая текст, на полях делают пометки: «+» - знакомая информация, «!» - новая или важная информация, «?» - непонятная информация. 2.2. Выявляют и с помощью учителя формулируют причины возрождения Греции и создания условий для формирования городов-государств. 3.1. Из рассказа учителя уясняют, что такое «акрополь», «агора», «гражданин». После рассказа карточки с понятиями располагают на иллюстрации, объясняя свои действия. 3.2. Выясняют, какое значение имеет понятие «гражданин» сегодня. 3.3. Выясняют главную обязанность гражданина, помимо прав. 4.1. Самостоятельно читая текст п. 2, знакомятся с понятиями «демос», «аристократия», «тирания». 4.2. Характеризуют понятия. 4.3. Уясняют, что такое «олигархия». При наличии времени учащиеся могут дать оценку работы друг друга. |
III.Рефлексия | Предлагает уч-ся из карточек собрать «мозаику» (см. приложение). | Из карточек, которые магнитами крепят на доске, собирают «мозаику». |
Д/з | На доске записывает и комментирует д/з: для всех – § 5, для любознательных – ответить на вопрос № 6 после §: Чем объяснить упорную борьбу за власть между аристократами и демосом? | Записывают д/з в дневники. |
Приложение:
«Мозаика»
1. АРИСТОКРАТЫ, АРИСТОКРАТИЯ, «власть лучших, знатных».
2. ДЕМОС, ДЕМОКРАТИЯ, «власть народа».
3. ОЛИГОЙ, ОЛИГАРХИЯ, «власть немногих, богатых».
4. ПОЛИС, АКРОПОЛЬ, АГОРА.
5. ГРАЖДАНИН, владеть собственностью, выступать от своего имени в суде,
защита Отечества.
6. ТИРАН, ТИРАНИЯ, единоличная власть.