СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Предпосылки эволюционизма. Эволюционная теория Ламарка.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возникновение и развитие эволюционных представлений. Предпосылки эволюционизма. Эволюционная теория Ламарка.»

Тема

Урок 35

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Предпосылки эволюционизма. Эволюционная теория Ламарка.

Цель

сформировать представления о процессах эволюции, ее причинах и результатах; сформировать знания о вкладе ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период, о заслугах К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина в развитии биологической науки и становлении современной эволюционной теории; дать понятие об основных положениях теории Ч. Дарвина; уметь оценивать достижения в области естественных наук в становлении учения об эволюции; развивать умение обобщать и сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом, воспроизводить материал, используя графические опорные конспекты; способствовать формированию уважительного отношения к личности ученых, участвовавших в формировании эволюционных представлений.

Ожидаемый результат

по окончании урока ученики знают понятие эволюция, понимают ее причины и результаты; знают ученых-эволюционистов, формулируют их основные научные заслуги, умеют оценить вклад этих ученых в развитие биологической науки; определяют недостатки их эволюционных идей с точки зрения современной науки; умеют взаимодействовать между собой, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять опорные конспекты.


Этапы урока


Содержание деятельности


Методы, формы, приемы работы

I Оргмомент, вводный

Приветствие, определение целей урока. Организация учащихся на совместное принятие целей урока.

Беседа, листы самооценки

II Мотивационный этап

Обращение к учащимся.

а) Мы преступаем к изучению большой темы, состоящей из нескольких уроков «Эволюция органического мира».

На столах находятся таблички с понятиями по данной теме

(см. приложение №1)

Выберите те, которые вам знакомы и те, которые вы забыли. Прикрепите таблички на доске:


знаю

забыл


б) Важно вспомнить значение термина «эволюция». Для этого необходимо на карточках выполнить задания №1 и №2 (см. приложение № 2)


Запись темы в тетрадь.

Работа в группах:

- отбор табличек со

знакомыми понятиями

III Усвоение новых знаний

1.Учащийся Чережетдинов Адиль провел мини исследования на тему «Развитие эволюционных представлений и представил ее в виде презентации ( 5 минут)

2. Определение понятия «эволюция» как необратимый процесс исторического развития органического мира.

Эволюционное учение - учение о направлениях и закономерностях исторического развития жизни на Земле

Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.

1677 г. – М. Хейл вводит термин «эволюция»

18 век – Ш. Бонне широко применяет термин в науке

  • На разных этапах развития человеческого общества в силу мировоззрения того времени, господствовали разные взгляды на процессы происходящие в природе

Ученые Греции, Индии, Китая, Египта считали, что все в мире изменяется, из простых форм развиваются сложные

В эпоху средневековья, господствовало мнение, что все в мире сотворил БОГ (креационизм), ученые чье мнение не совпадало с мнением церкви, подвергались гонениям

В эпоху Возрождения накопилось достаточно знаний, указывающих на то, что в природе происходят различные процессы, приводящие к изменению живых организмов, т.е. к эволюции

Автором первого эволюционного учения был известный ученый Ж.Б. Ламарк, в его теории было много ошибок, но тем немее она дала возможность развиваться науке дальше

Чарльз Роберт Дарвин первый ученый, который правильно определил движущие силы эволюции.

2. Направления эволюции:

биологический прогресс процветание


биологический регресс вымирание, исчезновение


3. Работа в группах ):

Задания:

  1. группа Эволюционное учение К. Линнея (+ и -)

  2. группа Эволюционное учение Ж. Ламарка (+ и -)

  3. группа Эволюционное учения Ч. Дарвина. Основные положения теории.

  4. группа Предпосылки эволюционного учения.


представление презентации


Термины: эволюция, зволюционное учение, биологический прогресс, регресс





















III Закрепление знаний

Учащийся разгадывают кроссворд. Приложение № 3

Задания на английском языке. Приложение № 4

Выполнение проверочной работы по уровням. Приложение № 5


Фронтальная беседа. Контроль учителя, выполнение заданий на выбор

взаимоконтроль, выставление оценок

V Заключительный

1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Заполнение листов самооценки.

2. Д/з: п. 35 - 36

Реферат, проект «История развития эволюционного учения»























Приложение № 1.

Понятия по теме «Эволюционное учение»


Эволюция

Микроэволюция

Дегенерация

Адаптация

Изменчивость

Видообразование

Гомология

Ароморфоз

Наследственность

Макроэволюция

Аналогия

Популяция

Естественный отбор

Искусственный отбор

Изоляция

Вид




Приложение № 2.


Задание № 1.

Из данных слов, составьте определение эволюции.

1. Живых, процесс, организмов, необратимый, исторического, развития.

2. Живых, совершенствование, в, длительного, объектов, времени, течение

Задание №2.

На карточках даны животные и растения в произвольном порядке. Необходимо установить их в порядке усложнения особей.

  1. мхи, покрытосеменные, папоротники, водоросли, голосеменные

  2. рыбы, простейшие, членистоногие, пресмыкающиеся, кишечнополостные, птицы, земноводные, млекопитающие
























Табл. «Развитие эволюционных идей в биологии».

Ученый

Эволюционные идеи

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.







Подсказка

1.

Создал искусственную классификацию, не учитывая родство организмов, а только сходство

2.

Разделил животных на беспозвоночных и позвоночных

3.

За основу сравнения брал нервную и кровеносную системы

4.

Для распределения по группам использовал только внешнее сходство

5.

Разделил земноводных и пресмыкающихся по разным классам

6.

Положил начало науке систематике

7.

Верил в изменяемость существ

8.

Движущей силой эволюции считал стремление к совершенству

9.

За основу классификации берет сходство и родство

10.

Предложил таксоны – вид, род, отряд, класс

11

Ввел бинарную номенклатуру

12.

Единицей эволюции считает особь

13.

Автор работы «Система живой природы»

14.

Учитывал воздействие окружающей среды на живые организмы

15.

Верил в то, что виды создал Бог и они неизменны

16.

Движущей силой эволюции считал стремление к совершенству




















Приложение №4


Match these words with their definitions:


1

generation

A.

an illness or unhealthy condition in your body

2

evolution

B.

the air, water and land in which people, animals

and plants live

3

evidence

C.

a member of your family who lived a long time ago

4

reproduce

D.

the careful choice of a particular person or thing

from among a group of similar people or things

5

species

E.

to continue to live or exist

6

survive

F.

to change into a larger, stronger, or more advanced

state

7.

ancestor

G.

to produce young animals from parents of different

breeds or groups

8.

develop

H.

all the members of a group of things which have

been developed from a previous group

9.

naturalist

I.

an animal’s baby or babies

10

environment

J.

the state of existing

11

selection

K.

the gradual change and development

12.

disease

L.

to produce young animals or plants

13.

interbreed

M.

someone who studies plants or animals, especially

outdoors

14.

offspring

N.

facts that make you believe that something exist or

is true

15.

existence

O.

a group of closely related organisms
























Приложение № 4


Кроссворд «Развитие биологии в додарвиновский период»


1.Французский естествоиспытатель создавший первую эволюционную теорию и предложивший термин «биология». Заложил основы естественной системы

классификации.

2.Теория, положившая конец спорам приверженцев неизменности видов и стихийных эволюционистов.

3.В современной науке высшим таксоном стало… 4.Самый крупный таксон в системе Линнея.

5.Принцип «соподчиненности».

6.Прибор созданный в 17 веке и применяющийся в биологических исследованиях. 7.От греческого «расположение в порядке».

8.Теория отвечающая на возникновение сложных организмов, их приспособительные признаки, разнообразие органического мира и его сохранение в природе и другие вопросы. 9.Шведский естествоиспытатель описавший более 8000 видов растений, установивший

единообразную терминологию и порядок описания видов. 10.«Двойная» номенклатура.

11.Древнегреческий философ, описавший более 500 видов различных растений и животных.

12.Совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, проживающих на определённой территории.

13.Английский естествоиспытатель – создатель современной теории эволюции


Приложение № 5

Проверочная работа.

Задание №1. Оценка «3»

Задание №2. На оценку «4»

Задание №3. На оценку «5».

Карточки с текстом, в котором пропущены слова. Необходимо вставить их в текст. Ниже даны подсказки – все пропущенные слова. Их только надо подставить..

1. К.Линней явился основоположником науки - ….

2. К.Линней ввел бинарную номенклатуру, иначе ….

3. Линней верил в то, что виды в течение жизни не ….

4. Автором первой эволюционной теории стал …

5. За единицу эволюции брал …

6. Причиной эволюции у живых организмов считал ….

Ответы: стремление к совершенству, особь, Ламарк, изменяются, двойное название, систематика.




Тест с вариантами ответов. Необходимо выбрать верный ответ.

1.Основатель научной систематики
а) К.Линней б) Ламарк в) Дарвин г) Аристотель

2.Ввел бинарные названия:
а) Ламарк б) Гиппократ в) Линней г) Дарвин

3.Искусственная система классификации Линнея отражала только:
а) внешнее сходство б) внутреннее сходство
в) внешнее и внутреннее сходство г) сходство и родство

4.Естественная система классификации Ламарка отражала:
а) внутреннее сходство б) внешнее сходство в) сходство и родство г) внешнее и внутреннее сходство

5.Согласно взглядам Линнея, виды организмов, существующие в природе, возникли в результате: а) усложнения в ходе эволюции б) акта Божественного творения
в) скрещивания между собой г) прямого приспособления к окружающей среде

6. Автор первого эволюционного учения:
а) Линней б) Дарвин в) Гиппократ г) Ламарк

7. Движущими силами эволюции по Ламарку были: а) постепенное усложнение организмов б) наследование приобретенных признаков в) стремление особей к совершенству г) прямое приспособление к окружающей среде

8. Единицей эволюции Ламарк считал:
а) вид б) род в) особь г) царство

Биологический диктант. Даны утверждения, в которых нет окончания. Необходимо закончить предложение, причем ответов и подсказок в карточке нет. Этот вариант на 5.

1. Автором первой эволюционной теории стал ….

2. Основоположником систематики считается ….

3. К.Линней ввел родовые и видовые названия, иначе ……

4 .Классификация Линнея была …, так как не учитывала … живых организмов, а Ламарка - …

5. Движущей силой эволюции Ламарк считал … … …

6. Линней верил в Бога, поэтому был сторонником …, а Ламарк хоть и верил в Бога, но считал, что особи изменяются, поэтому был явным сторонником …

7. К.Линней ввел систематические группы - …

8. Единицей эволюции Ламарк ошибочно считал …

9. Автором эволюционного учения, основанного на теории естественного отбора, является …



Задания для групп




Задания:


1. группа Эволюционное учение К. Линнея (+ и -)


2. группа Эволюционное учение Ж. Ламарка (+ и -)



  1. группа Эволюционное учения Ч. Дарвина. Основные положения теории.




4. группа Предпосылки эволюционного учения.







































ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ФИ ученика ____________________________________ Класс ________________


Критерии оценки: 3 балла – высокий уровень, 2 балла - хорошо, но можно лучше,

1 балл - средний уровень, надо постараться, 0 баллов – низкий уровень


Тема: Возникновение и развитие эволюционных представлений. Основные положения эволюционных теорий К. Линнея, Ж. Б. Ламарка. Основные положения теории Ч. Дарвина


Вид работы

Знание терминов

Составление постера

Заполнение кроссворда и проверочной работы

Активность в группе

Итоговая оценка

Самооценка







Сегодня я узнал…

Было трудно….

Теперь я могу….


ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ФИ ученика ____________________________________ Класс ________________


Критерии оценки: 3 балла – высокий уровень, 2 балла - хорошо, но можно лучше,

1 балл - средний уровень, надо постараться, 0 баллов – низкий уровень


Тема: Возникновение и развитие эволюционных представлений. Основные положения эволюционных теорий К. Линнея, Ж. Б. Ламарка. Основные положения теории Ч. Дарвина


Вид работы

Знание терминов

Составление постера

Заполнение кроссворда и проверочной работы

Активность в группе

Итоговая оценка

Самооценка







Сегодня я узнал…

Было трудно….


ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ФИ ученика ____________________________________ Класс ________________


Критерии оценки: 3 балла – высокий уровень, 2 балла - хорошо, но можно лучше,

1 балл - средний уровень, надо постараться, 0 баллов – низкий уровень


Тема: Возникновение и развитие эволюционных представлений. Основные положения эволюционных теорий К. Линнея, Ж. Б. Ламарка. Основные положения теории Ч. Дарвина


Вид работы

Знание терминов

Составление постера

Заполнение кроссворда и проверочной работы

Активность в группе

Итоговая оценка

Самооценка







Сегодня я узнал…

Было трудно….

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ФИ ученика ____________________________________ Класс ________________


Критерии оценки: 3 балла – высокий уровень, 2 балла - хорошо, но можно лучше,

1 балл - средний уровень, надо постараться, 0 баллов – низкий уровень


Тема: Возникновение и развитие эволюционных представлений. Основные положения эволюционных теорий К. Линнея, Ж. Б. Ламарка. Основные положения теории Ч. Дарвина


Вид работы

Знание терминов

Составление постера

Заполнение кроссворда и проверочной работы

Активность в группе

Итоговая оценка

Самооценка







Сегодня я узнал…

Было трудно….



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!