Биология 11 класс
Урок 14-15
Тема урока: Возникновение и развитие жизни на Земле: архей и протерозой, палеозой.
Цели урока: познакомить учащихся с подразделением истории нашей планеты на эры и периоды; рассказать о времени возникновения различных групп животных и растений.
Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация опорных знаний. Проверка изученного материала.
1.Фронтальная беседа по вопросам §4.15-Современные представления о возникновении жизни
Вопрос 1 . Какие космические факторы на ранних этапах развития Земли явились предпосылками для возникновения органических соединений?
На ранних этапах развития Земли органические соединения образовывались из неорганических абиогенным путем. Источником энергии для этих процессов служило ультрафиолетовое излучение Солнца. В атмосфере не существовало ни озона, ни кислорода, поэтому ультрафиолет ничем не задерживался и достигал поверхности планеты. Под его воздействием, а также при участии электрических грозовых разрядов из воды и газов образовывались простейшие органические вещества: формальдегид, глицерин, аминокислоты, мочевина и др.
Вопрос 2. Назовите основные стадии возникновения жизни согласно теории биопоэза.
Согласно теории биопоэза, сформулированной в 1947 г. английским физиком и историком науки Джоном Берналом (1901—1971), можно выделить три стадии возникновения жизни:
1)абиогенный синтез и накопление органических мономеров' (формирование «первичного бульона»);
2)образование биологических полимеров и коацерватов (от лат. coacervus — сгусток);
3)формирование мембранных структур и первичных организмов (пробионтов).
Основное место протекания всех этих процессов — древний океан.
Вопрос 3 . Как образовывались, какими свойствами обладали и в каком направлении эволюционировали коацерваты?
Образование коацерватов было бы невозможно без взаимодействия органических веществ друг с другом и с неорганическими соединениями. В результате такого взаимодействия из жирных кислот и спиртов образовались липиды, из аминокислот — пептиды, из нук-леотидов — нуклеиновые кислоты. Липиды формировали пленки на поверхности водоемов, а белки — растворенные в воде полимерные комплексы. Такие комплексы, сливаясь друг с другом, образовывали коацерваты — структуры, обособленные от остальной массы воды. Коацерваты были способны, обмениваясь с окружающей средой, концентрировать различные вещества. Так, накопление ионов металлов и их взаимодействие с белками привело к образованию ферментов. Нуклеиновые кислоты, попавшие в коацерваты, имели больше шансов сохранить свою структуру и не разрушиться. Коацерваты обладали некоторыми признаками живого, но для превращений их в первые живые организмы не хватало биологических мембран.
Вопрос 4 . Расскажите, как возникли пробионты.
Мембраны пробионтов могли образовываться из липидных пленок на поверхности водоемов, к которым присоединялись плавающие в воде коацерваты. Для эволюции жизни были важны те коацерваты, которые содержали не только белок, но и нуклеиновые кислоты. Из их комплексов с липидами можно считать живыми организмами лишь те, которые оказались способны к самовоспроизведению нуклеиновых кислот. Так возникли пробионты — примитивные гетеротрофы, живущие за счет органических веществ абиогенного происхождения («первичного бульона»). На этом этапе закончилась химическая и началась биологическая эволюция.
Вопрос 5 . Опишите, как могло происходить усложнение внутреннего строения первых гетеротрофов.
Постепенно количество органических веществ абиогенного происхождения стало уменьшаться. Это привело к жесткой конкуренции между пробионтами, которая ускорила возникновение автотрофов, использующих для создания органики энергию солнечного света. Первые автотрофы использовали бескислородный путь фотосинтеза. Позднее появились цианобактерии, способные к фотосинтезу с выделением кислорода. Следствием накопления кислорода в атмосфере стало, во-первых, возникновение аэробных организмов, во-вторых, формирование защитного озонового слоя.
Параллельно происходило усложнение внутреннего строения клеток, которое в итоге привело к появлению эукариотов. Некоторые гетеротрофы вступали в симбиоз с аэробными бактериями, захватывая их и используя в качестве «энергетических станций» — будущих митохондрий. Такие симбионты дали начало животным и грибам. Другие гетеротрофы, помимо аэробных бактерий, захватывали и ав-тотрофов-цианобактерий, которые стали хло-ропластами. Так появились предшественники растений.
Вопрос 6 . Почему невозможно самозарождение жизни в современных условиях?
Самозарождение жизни на Земле в настоящее время невозможно, поскольку в условиях современной богатой кислородом атмосферы органические соединения быстро разрушаются, не накапливаются и не достигают должной степени сложности. Кроме того, появления ко-ацерватов и пробионтов не происходит из-за огромного количества гетеротрофов, очень быстро «поедающих» любое скопление органических веществ.
2. Тест-опрос.
1.Источник (источники) энергии для самых первых примитивных живых форм за Земле
А) солнечное излучение (видимая часть)
Б) тепловая энергия
В) энергия, освобождающаяся при распаде радиоактивных изотопов;
Г) химическая энергия органических веществ
2.Первые организмы были:
А) аэробными гетеротрофами;
Б) анаэробными гетеротрофами
В) анаэробными автотрофами
Г) аэробными автотрофами
3.Доказательством симбиотической теории происхождения эукариот может служить:
А) сходство в строении клеток предъядерных и ядерных организмов;
Б) сходство процессов жизнедеятельности клеток предъядерных и ядерных организмов
В) сходство в строении митохондрий и пластид клеток ядерных организмов с некоторыми предъядерными организмами.
Г) способность ядерных и предъядерных организмов к обмену веществ.
III. Сообщение темы и цели урока.
IV.Изучение нового материала.
- Что изучает наука палеонтология?
Вся история Земли для удобства изучения и описания разделена на отрезки времени, имеющие различную длину и отличающиеся друг от друга климатом, интенсивностью геологических процессов, появлением одних и исчезновением других групп организмов.
Запись на доске:
1)ЭОНЫ криптозой (или докембрийский) – скрытая жизнь
фанерозой - явная жизнь
2)ЭРЫ архей
протерозой
палеозой
мезозой
кайнозой
3) Периоды ( находим в тексте параграфа 4.16)
- Как определяется возраст палеонтологических находок? (Чем глубже расположен слой осадочных пород с окаменелостями, следами или отпечатками, пыльцой или спорами, тем древнее эти ископаемые организмы.)
- Какова продолжительность архейской эры? (Около 3 млрд лет времени биологической эволюции.)
- Что мы знаем о развитии жизни в архее? (Эра прокариот: бактерий и цианобактерий. Осадочные породы подтверждают их наличие в этой эре. Цианобактерии свидетельствуют о фотосинтезе и присутствии их активного пигмента хлорофилла. В архее появляются первые эукариоты - одноклеточные водоросли (зеленые, желто-зеленые, золотистые) и простейшие. Среди них - жгутиковые эукариоты (эвгленовые, вольвоксовые), саркодовые (амебы, фораминиферы, радиолярии). В атмосфере стал накапливаться кислород. Начался процесс новообразования.)
Учитель. Изучите самостоятельно характеристику протерозойской эры (§ 4.16) и ответьте на вопросы:
- Чем можно объяснить возникновение большого разнообразия многоклеточных организмов?
- Чем можно объяснить выход растений и животных на сушу?
Важнейшим этапом эволюции живой природы в протерозойской эре стало появление многоклеточности. Многоклеточность способствовала резкому увеличению многообразия организмов.
Увеличение количества кислорода в атмосфере привело к формированию озонового слоя, защитившего Землю от излучения, поэтому жизнь могла выйти на сушу.
Учитель. Важной особенностью является также появление полового размножения на границе между архейской и протерозойской эрами.
Урок 15
Тема урока: Развитие жизни на Земле: мезозой и кайназой.
Изучение фанерозоя.
Палеозойская эра, ее- продолжитель: периоды палеозойской эры - развитие растений и животных в каждом периоде. Изменение климата в пермском периоде, сокращение разнообразия амфибий, расцвет пресмыкающихся, распространение новых видов голосеменных растений.
Рассказ учителя по таблице и рисункам учебника.
3. Мезозойская эра и ее периоды.
Работа по трем вариантам с последующим ответом.
Вариант I. Триасовый период. Расцвет динозавров, крокодилов и черепах. Возникновение теплокровности и первых млекопитающих. Вымирание семенных папоротников.
Вариант II. Господство голосеменных растений и пресмыкающихся, головоногих моллюсков. Появление археоптерикса.
Вариант III. Образование высших млекопитающих и настоящих птиц. Распространение и появление покрытосеменных растений. Снижение численности голосеменных и папоротникообразных. Массовое вымирание динозавров.
Кайнозойская эра и ее периоды: палеогеновый, неогеновый и антропогеновый.
Заслушивание сообщений трех учащихся.
Вывод. Кайнозой - расцвет покрытосеменных растений, насекомых, птиц, млекопитающих и появление человека.
С появлением человека и развитием его общества создаются культурные флора и фауна, образующие агроценозы, села и города. Природа стала активно использоваться человеком для удовлетворения его потребностей. Различное воздействие человека на природу произвело в ней существенные изменения. Произошли большие изменения в видовом составе органического мира, в окружающей среде и природе в целом.
Домашнее задание: изучить § 4.16. Ответить на вопросы 1-9.
§4.16-Развитие жизни на Земле
Вопрос 1 . По какому принципу историю Земли делят на эры и периоды?
Разделение истории Земли на этапы произошло после того, как геологи и палеонтологи сравнили между собой разноуровневые пласты осадочных пород и находящиеся в них окаменелости. Временные границы между эрами и периодами были установлены с учетом особенностей геологических процессов, климата, появления и исчезновения определенных групп живых организмов.
Вопрос 2 . Когда возникли первые живые организмы?
Первые живые организмы возникли около 3,5 млрд лет назад. Это были анаэробные гете-ротрофы, которые питались органическими веществами, содержащимися в «первичном бульоне».
Вопрос 3 . Какими организмами был представлен живой мир в криптозое (докембрии)?
Криптозой состоит из нескольких эр. В архейскую эру Землю населяли первые анаэробные гетеротрофы; 3 млрд лет назад появились цианобактерии. В протерозойскую эру (2,5— 0,5 млрд лет назад) в атмосфере накопилось достаточно кислорода, чтобы возникли первые аэробные организмы. В результате симбиоза разных групп древних простейших организмов сформировались эукариотические клетки, близкие к современным. В итоге в протерозое на клеточном уровне уже обнаруживаются все царства живых организмов (растения, животные и грибы). В последние 100 млн лет этой эры появилась многоклеточность; возникли губки, кишечнополостные, черви, иглокожие, членистоногие, моллюски и, наконец, первые хордовые.
Вопрос 4. Почему в пермский период палеозойской эры вымерло большое количество видов амфибий?
В пермский период (285—230 млн лет назад) климат стал существенно холоднее и суше, чем в карбоне. Поэтому численность амфибий, которым вода необходима для увлажнения кожи и развития личинок, стала резко сокращаться. Многие крупные и гигантские виды быстро исчезли. В целом произошла довольно быстрая смена амфибий рептилиями, которые были гораздо лучше приспособлены к сухопутному образу жизни.
Вопрос 5. В каком направлении шла эволюция растений на суше?
Первыми растениями, появившимися на Земле, были водоросли, которые росли и развивались в океане. Первые наземные растения — псилофиты вышли на сушу в силуре
(440—410 млн лет назад). Карбон (350— 285 млн лет назад) представлял собой царство споровых — папоротников, хвощей, плаунов. Их древовидные формы достигали в высоту 30—40 м и образовывали огромные леса. Первые виды голосеменных возникли в пермский период, и почти всю мезозойскую эру (230— 67 млн лет назад) голосеменные доминировали на Земле. В меловом периоде (137—67 млн лет назад) появляются и быстро распространяются покрытосеменные. Они постепенно вытеснили споровых, существенно потеснили голосеменных и господствуют на планете в настоящее время.
В целом эволюция растений шла в сторону все большего приспособления к жизни на суше: развитие тканей (в том числе покровных, механических и проводящих), переход к оплодотворению, не зависящему от наличия воды, появление семян и плодов.
Вопрос 6. Охарактеризуйте эволюцию животных в палеозойскую эру.
Палеозойская эра (570—230 млн лет назад) разделяется на шесть периодов. В кембрии (570—500 млн лет назад) и ордовике (500— 440 млн лет назад) в океане преобладают медузы и кораллы. Появляются древние членистоногие — трилобиты. Постепенно усложняются хордовые. В силуре образуются настоящие позвоночные — бесчелюстные рыбы, от которых произошли современные рыбы. На сушу выходят первые беспозвоночные — древние паукообразные. В девоне (410—350 млн лет назад) господствуют хрящевые рыбы и уже появляются первые костные. Возникновение кистеперых и двоякодышащих рыб приводит к постепенному выходу позвоночных на сушу. Появляются первые амфибии, в том числе крупные стегоцефалы. В карбоне в лесах обитают первые крылатые насекомые, напоминающие гигантских стрекоз, и множество амфибий. В пермский период численность амфибий сокращается, и хозяевами суши становятся пресмыкающиеся.
Вопрос 7. Расскажите об особенностях эволюции в мезозойскую эру.
Мезозойская эра состояла из трех периодов. Триасовый период (230—195 млн лет назад) — это начало расцвета гигантских пресмыкающихся — динозавров. Появляются крокодилы и черепахи, а также первые млекопитающие; резко сокращается численность амфибий; почти полностью вымирают семенные папоротники (предки семенных растений).
В юрском периоде (195—137 млн лет назад) господствуют голосеменные растения. В океане появляются головоногие моллюски. В конце периода возникают археоптериксы и другие переходные формы между рептилиями и птицами.
В меловом периоде появляются высшие млекопитающие и птицы. Покрытосеменные растения постепенно вытесняют голосеменные и споровые. В конце периода происходит массовое вымирание динозавров.
Вопрос 8. Какое влияние оказали обширные оледенения на развитие растений и животных в кайнозойскую эру?
Четыре гигантских оледенения в антропогенный период (начался 1,5 млн лет назад) привели к появлению животных, приспособленных к суровому климату: мамонтов, шерстистых носорогов, овцебыков. Оледенения ускорили эволюцию и многих других млекопитающих (в том числе человека). После глобального потепления мамонты и значительная часть крупных копытных вымерли.
Оледенения привели к значительному обеднению видового разнообразия растений. Особенно это сильно проявилось в Евразии, где основные горные цепи (в отличие от Америки) идут в широтном направлении и многие виды растений при наступлении ледников были лишены возможности сместить свой ареал к югу.
Вопрос 9. Как вы можете объяснить сходство фауны и флоры Евразии и Северной Америки?
В течение длительного времени в антропогенном периоде Евразия и Америка были соединены участком суши в районе современного Берингова пролива. Благодаря такому «мосту» растения и животные широко расселились по всей территории единой суши. Лишь относительно недавно по геологическим меркам (10—12 тыс. лет назад) континенты разделились. Поэтому флора и фауна Евразии и Северной Америки в настоящее время сохраняют большое сходство. Другим примером из этой области является относительно недавнее формирование Панамского перешейка. Взаимное проникновение флоры и фауны Северной и Южной Америки протекает в настоящее время, поэтому животный и растительный мир этих двух соседних континентов сильно отличается.