СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
««Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана»»

Учитель:

Шафиева Айгуль Равилевна


Предмет, класс

История, 6 класс

Тема

«Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана»

Место урока по теме:

1 урок

Тип урока

Урок открытия нового знания

Оборудование:

проектор, экран, ноутбук, 6 класс, канцелярские принадлежности, раздаточный материал

Цель урока

1. Сформировать знания об этапах формирования древнерусского государства, его признаках и значении.

2. Тренировать умение работать с текстом, интерактивной презентацией как источниками новых знаний; соотносить единичные исторические факты и общие явления;

3. Тренировать умение анализировать, сравнивать, излагать суждения о причинах и следствиях, умение оценивать свою деятельность;

4. Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в команде.

Задачи урока

Образовательные: образование Монгольской империи

Развивающие: Совершенствовать навыки самостоятельной работы, развивать навыки групповой работы, учить анализировать исторические документы, научить сравнивать, сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, видеть причинно-следственные связи.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор, формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понимание роли личности в истории, продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Личностные: формировать познавательный интерес к изучению нового; развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в разных учебных ситуациях; социальная адаптация.

Метапредметные: Сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, видеть причинно-следственные связи

Планируемые результаты

Предметные: Овладение целостными представлениями об историческом пути народов России как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность

Метапредметные:

Регулятивные: планировать пути достижения целей; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Познавательные: осуществлять поиск информации в исторических текстах; использовать историческую карту как источник информации о территории расселения восточных славян, направлениях передвижения людей; составлять описание образа жизни различных групп населения; осуществлять сравнение и классификацию; строить логическое рассуждение

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; отображать в речи содержание совершаемых действий; аргументировать свою точку зрения

Личностные: Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена этнической группы; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов; формирование устойчивого познавательного интереса


Методы, приемы , формы учебной деятельности

Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.

Методы контроля: устный, тестирование

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Технология обучения

Технология развития критического мышления

Технологическая карта урока



Характеристика этапов урока


Этап урока

Время

Планируемые результаты


Деятельность

учителя

Деятельность ученика


Оценивание/

форма контроля

личностные

Метапредметные (УУД)

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

3 минуты

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов

Прогнозирование и умение настроить себя на работу

Осознанное восприятие речевого высказывания

Умение слушать и вступать в мини-диалог

Приветствие, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания обучающихся.

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Присаживайтесь!

Вам хорошо меня видно, слышно? Тогда давайте поговорим о «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой» как писал А.С. Пушкин.



Слайд 1



Скажите, вам бывает страшно? А ночью? Когда раздаются раскаты грома? А если рядом с вами будет мама? А представьте, что вы с отцом идёте по улице и вдруг хулиганы, как поступит ваш отец?


Я хочу рассказать вам историю мальчика, отца которого коварно убили враги, а самого мальчика и его маму прогнали с родной земли, отняли всё имущество. И оставшись в нищете, они попали на несколько лет в рабство. Как вы думаете, что думал он о своих врагах? Когда он вырос, добился свободы, все кто его знал, говорили: «Тяжелыми шагами и неуклюжей походкой он похож на медведя, хитростью- на лисицу, злобой- на змею, стремительностью- на барса, неутомимостью –на верблюда» ( показать картинки)

Хотите его увидеть?

Слайд 2:

Символ- статуя сидящего Чингисхана

Это- грозный Тимучин в 1206 году на съезде монгольской знати ( нойонов) его провозгласили « Океан-ханом», в историю он вошел под именем ЧИНГИСХАН( 1155-1227гг). Его избрание означало начало создания Монгольской империи. Теперь скажите, как будет называться тема сегодняшнего урока?


Тема на слайде «Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков»

Откройте тетради и запишите тему урока.



- Сегодня на уроке мы будем работать как в группах, так и индивидуально. Мы будем наблюдать и описывать наблюдаемое, рассуждать, принимая во внимание различные точки зрения, задавать вопросы, раскрывать сущность темы, формулировать выводы.

Сегодня вы будете работать в группе. Напоминаю вам правила работы:

1. Внимательно слушать друг друга

2. Не перебивать

3. и т.д.


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.










Учащиеся высказывают свои предположения.

























Записывают тему урока в тетради



Вспоминают правила работы в группе

Беседа

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация познавательной деятельности учащихся.

5минут


Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

Фиксирование проблемы, решение задач известным способом

Умение слушать, строить понятные для собеседника высказывания

Слайд 4.

На столах у вас находится план сегодняшнего урока, возьмите клей и приклейте его в тетради.

План урока на доске.

1.Образование державы Чингисхана.

2. Начало завоевательных походов Чингисхана.

3. Битва на Калке.

4. Историческое наследие Монгольской империи.


Ребята, давайте вспомним, какими словами Чингисхана характеризовали сами монголы, скажите какой главный вопрос, исходя из нашего плана урока, мы можем сформулировать?



Слайд 5.

Проблема: Какие последствия для различных стран и народов имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи? Запишите его.


Приклеивают план в тетрадь



























Формулируют главный вопрос урока


Беседа,

Работа на интерактивной доске

III.Актуализация знаний.

5 минут

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Умение точно выражать свои мысли.

Слайд 6-9 ( 4 слайда)

Запишите имя Чингисхана и даты его жизни в тетради.


Главным занятием монголов проживавших на бескрайних степных просторах было кочевое скотоводство, табуны лошадей и отары овец составляли их главное богатство.

Поэтому пастбища были жизненно важны для этих народов. Монгольская знать состояла из нойонов и богатуров, им служили воины нукеры. С их помощью знать овладела стадами и пастбищами. Рядовые монголы пасли скот, стригли овец, делали кумыс. Со временем пастбища истощались, и это приводило к межплеменным столкновениям. Победители получали все богатства, проигравших ждала участь рабов. Поделив между сильными родами территорию, монгольская знать понимает, что самым быстрым способом увеличения богатства было ограбление соседних государств.


Теперь давайте проверим, вы меня внимательно слушали? Какие слова в моём рассказе вы услышали впервые?

Запишите их в свои тетради.

понятия: Чингисхан, нойон, богатур, нукеры, кумыс.

Монголы были не единственным народом, обитавшим в тех степях, но самым многочисленным, поэтому легко уничтожили или подчинили племена татар, кереитов. Всё так перемешалось, что в соседних странах их стали называть монголо-татары или просто монголы. Установив жесточайшую военную дисциплину Чингизхан для удобства контроля, разделил всех подданных на 10,100,1000, 10 000 ( тумены ), под страхом смертной казни им было запрещено переходить в другую десятку.


Слайд 10-11

Чтобы все знали о неотвратимости и жестокости наказания Чингисхан создал единый закон- «Великая Яса». В 1220 году он начнет возведение новой столицы своего государства – Каракорум.


Какие слова вы добавили в свои тетради?

понятия: монголо-татары, тумены, Великая Яса, Каракорум.

Какие даты вы узнали?

Слайд 12

Ближайшим богатым соседом Монгольской империи был Китай.

Давайте вспомним: как мы сформулировали главный вопрос/проблему сегодняшнего урока?

Слайд 13

Проблема: Какие последствия для различных стран и народов имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?


Записывают в тетрадь



Слушают учителя










Записывают понятия в тетради










Заполнение таблицы, беседа,

Работа в маршрутных листах

IV.Первичное усвоение новых знанийПервичная проверка понимания

5минут

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности

Поиск и выделение необходимой информации

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Воспринимают ответы обучающихся

На ваших столах находятся листы, на них написана цифра 1. Переверните, познакомьтесь с заданиями. Задания понятны? Приступайте - у вас 1 минута.

Задание 1. « Да», « Нет»

Прочитайте предложение и обведите правильный ответ:

  1. Основателя Монгольской империи звали Чингизхан- да / нет

  2. Съезд монгольской знати назывался тумен- да / нет

  3. Монгольскую знать называли курултай- да / нет

  4. Новая столица Монгольской империи основана в 1220 году- да / нет

  5. Новая столица Монгольской империи называлась Каракорум- да / нет

Закончили? Проверим

Слайд 14.( Ответ на слайде цветом).

Кто не допустил ошибок? Молодцы. Я отмечу вашу активность на экране. Тот, кто будет самым активным, получит высокую оценку.



Слайд 15

Прочтите, выполните задание. Подготовьте короткий рассказ из 2-3 предложений по теме вашего задания, и ответте на вопрос. Выберите того кто зачитает ваш ответ, у вас 2 мин.

Задание 2. Групповая работа

Группа1.

Прочтите текст. Оцените значение военных походов для монгольского государства.

Во время похода 1206-1211 гг в Восточную Азию подчинили Енисейские земли, и жившие там народы бурятов, уйгуров, якутов в Приморье. Разгромили Тангутское царство. Завладели железоделательными промыслами, что позволило изменить вооружение армии. В 1211—1215 гг. войска Чингисхана вторглись в Северный Китай, в 1212 г. в Корею. Вывезенные мастера и ремесленники производили камнеметные и стенобитные орудия, которые потом успешно штурмовали крепости. Китайские военные специалисты были включены в монгольскую армию.

Подчинив Восточную Азию, монголо-татары двинулись в Среднюю Азию, напав в 1218-1221 г. на государство Хорезмшахов, вторглись в индийские султанаты, вывезли искусных мастеров в Монголию.

Все покоренные народы должны были платить дань Монгольскому хану, дань собирали баскаки.

 Группа 2. Прочитайте текст и дайте ответ на вопрос- «В чем причина побед монгольского войска?»

«Все воины боятся Чингисхана, больше чем пожара или грома, и если он прикажет 10 воинам напасть на тысячу, они бросятся на врага, не задумываясь, так как будут верить, что победят» Чингисхан лично назначал командиров крупных подразделений, основываясь только на заслугах и талантах человека независимо от его происхождения. Благодаря этому сумели выдвинуться ряд талантливых военачальников

Все военачальники были обязаны производить смотр войск и вооружения до вступления в поход, и следить, чтобы у воинов было всё необходимое. Если воин потеряет вещь, которой ранее был обеспечен, следовало строго наказать воина.

Если из десяти один бежал с поля боя, то все они умерщвлялись, а если десять из ста, то убивали сто воинов, а если бежали сто , то умерщвлялась тысяча.

При встрече с сильным противником монголы инсценировали отступление малыми группами, противник начинал преследование, которое длилось даже несколько дней, а когда преследователи уже начинали верить в беспорядочное бегство монголов, они разворачивались и атаковали врага.

 Группа 3.

Прочитайте текст и объясните, в чём сила монгольского войска?

Оружие все, по меньшей мере, должны иметь такое: два или три лука, или один хороший, и три больших колчана, полных стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Длина лука 150-170 см., а длина стрел 90см. Они могли прицельно стрелять на расстояние до 300 м. Пробивая металлические доспехи, не прикрытые щитом.

Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые; у них есть вооруженная лошадь, прикрытая до голеней, шлемы и латы. У некоторых и лошади прикрыты кожаными латами…у некоторых из них есть копья, на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если смогут, стаскивают человека с седла….Железные наконечники их стрел остры и режут с обеих сторон, наподобие обоюдоострого меча, они всегда носят в колчане напильники, которыми затачивания стрел. Щит из ивовых или других прутьев.

Сражались обычно конными. Так как в седле чувствовали себя лучше, чем на ногах.

Слайд 16

Во время выступления 1 группы

Слайд 17

Во время выступления 2 группы

Слайд 18-19

Во время выступления 3 группы

Спасибо всем. Вам понравилось? Не устали? Тогда продолжим.


Выполняют задания





























Ученики дают ответ: город.

Составление плана. беседа







Встреча с персоной. Керн. Звучит музыка

учитель читает.

Слайд 20

В долине ковыльной,
Под тенью кургана,
Стояла когда-то
Орда Чингисхана.
Орлы в поднебесьи
Над нею кружили,
Костры под орлами
Угаром чадили.
Скрипели повозки,
Верблюды кричали,
Воинственно кони
Монгольские ржали.
В долине ковыльной,
Что тесною стала,
От дальних походов
Орда отдыхала.
И только лишь в юрте
Владыки по-волчьи,
Светилось зрачков
Чингисхана двуточье.

Во власти бессонницы
Неги и лени,
Сидел он, рукой
Опершись о колени.

Ребята, перед вами сам Великий хан, он сказал, что доволен вашей работой, но хочет еще раз вас проверить.

Слайд 21.


Общее задание 3.

Перед вами кроссворд- наоборот он составлен из терминов, которые вы узнали сегодня на уроке. Давайте составим определения к этим словам. 2 мин.

Готовы? Можно по очереди. Называйте номер слова и его определение.

Ты доволен Чингисхан? Тогда мы с тобою, прощаемся.

Ученик снимает тюбитейку и садится на место.

Как думаете, жажда богатства Великого хана и его нойонов была удовлетворена? Вы правы - нет, следующей территорией подвергшейся разграблению стали половецкие степи.

Слайд 22.

В 1223 году половецкий князь Котян обратился к своему родственнику Галицкому князю Мстиславу Удалому « Сегодня он перебьет нас, а завтра - вас, если вы нам не поможете»

Собрав совет в Киеве, Мстислав убедил еще нескольких князей, и они вступились за половцев. На реке Калке дружины Мстислава Удалого, Даниила Романовича и половецкие полки первыми вступили в бой, но другие русские князья не торопились и выжидали, пока монгольские силы иссякнут. Но этого не случилось, и, уничтожив храбрецов, монголы атаковали киевского князя Мстислава Романовича, три дня воины сражались, их силы были на исходе, их раны кровоточили, тогда монголы предложили сдать оружие, и уйти с миром. Сказали, что восхищаются их храбростью, и если русичи заплатят за себя выкуп, то живыми уйдут домой.

Вы бы поверили словам монгольских военачальников? Но уставшие воины, согласились. Сдавшихся князей монголы тут же связали. Простых воинов почти всех перебили.

Слайд 23.

Уложили на землю связанных князей, монгольские воины положили доски поверх их тел, и устроили на этом помосте пир. Когда пленники были мертвы, монголы двинулись на черниговские земли, разрушив несколько городов и сел, они ушли обратно. Своим сыновьям Чингисхан завещал покорить все земли до последнего моря.

Слайд 24.

Этим морем, омывающем Пиренейский полуостров, было Адриатическое. Какое новое слово надо отметить?

Понятие -Адриатическое море.

Давайте вспомним: как мы сформулировали главный вопрос/проблему сегодняшнего урока?

Слайд 25.

Проблема: Какие последствия для различных стран и народов имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

Вы теперь готовы ответить на этот вопрос?

Как ни странно последствия были отрицательные и положительные.

Слайд 26---------------------------27.


Кто хочет перечислить отрицательные последствия ( стул застелен черной тканью)

Слайд 28---------------------------29

а теперь положительные последствия, пройдите к стулу (застелен белой тканью)

Выходят и зачитывают свои мнения.















































Ученики по карте составляют рассказ «Возникновение городов».


Ответы учеников: я предположил (а), что города возникали в удобных для его расположения местах: на перекрёстке торговых путей дорог,

возле рек,

у стен замка или монастыря;

у моста.



Обучающиеся составляют кластер
















Чтение с пометками





































Составление схемы, работа с учебником



















V.Первичное закрепление.


Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Осуществляют работу по выполнению заданий

Осуществляют самоконтроль

Учатся формировать собственное мнение

Слайд 18:

- Все великие путешественники, будь то Васка да Гама или Жак Ив Кусто, сочиняли свои путевые заметки, отправляя их в газеты. И вы, представив себя в роли великого путешественника, сочините небольшой рассказ для местной газеты о том, что нового вы узнали, где побывали.

Используем обучающую структуру 200 рублей Самэри. За каждое слово редакция вам заплатит 10 рублей. На выполнение задания вам дается 2 минуты.

- У кого набралось 200 рублей?

- Воспроизведите свою путевую заметку.

- Спасибо. Заметка получилась очень интересная и информативная.

- Ваши заметку будут для вас БИЛЕТИКАМИ НА ВЫХОД.

Ученики выполняют задание: пишут небольшое сочинение, количеством из 20 слов.


VI.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

10 минут

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Выделение и формулирование познавательной цели.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в монологическую речь. Коллективное обсуждение выводов

Слайд 19:

- Возвращаясь, путешественники привозят с собой сувениры. Роль наших сувениров сегодня выполнит домашнее задание. Вы его напишете в дневник – и тоже возьмете домой, покажете родителям.

Учитель озвучивает домашнее задание, обеспечивая понимание обучающимися понимание цели, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Домашнее задание имеет три уровня: Слайд «Домашнее задание».

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Составление кластера, беседа

VII.Рефлексия. Подведение итогов урока.

2 минуты

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.


Оценка результатов деятельности

Осуществляют самоконтроль по результату

Рефлексия деятельности

Учитель дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Озвучивание оценок, полученных за урок обучающимися.


- Думаю, сегодня каждый из вас заслужил достойную оценку, ведь вы отлично поработали.

Слайд 20:

Рефлексия.

Сегодня на уроке:

Я научился…

Было интересно…

Могу похвалить себя за то, что…

Могу похвалить своих одноклассников за то, что …

Мне показалось важным…

На уроке у меня получилось…

Слайд 31

На следующих уроках вы узнаете, сто после смерти Чингисхана, его наследники чингизиды, продолжат дело отца и покорят ещё множество земель.

Слайд 32

Всем спасибо за работу, и до свидания!


- Как жаль, что наш урок подходит к завершению. Была рада сегодня с вами поработать. Благодарю всех за отличные знания. На выходе разместите свой БИЛЕТИК НА ВЫХОД на стенде. Урок окончен. До свидания.




Подсчитывают количество баллов, оценивают свою работу и умения

Беседа, игра, самооценка







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!