СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастная анатомия. Головной мозг

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возрастная анатомия. Головной мозг»

 ДИСЦИПЛИНА  ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ,  ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА  Раздел 2. Нервная система  Тема 1. Значение и общий план строения нервной системы  Тема 2. Рефлекс – как основной акт нервной деятельности  Тема 3. Спинной мозг  Тема 4. Головной мозг

ДИСЦИПЛИНА ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА Раздел 2. Нервная система Тема 1. Значение и общий план строения нервной системы Тема 2. Рефлекс – как основной акт нервной деятельности Тема 3. Спинной мозг Тема 4. Головной мозг

Тема 4. Головной мозг План лекции: Расположение головного мозга. Строение головного мозга. Кора больших полушарий. Законы работы коры больших полушарий. Возрастные особенности головного мозга.

Тема 4. Головной мозг

План лекции:

  • Расположение головного мозга.
  • Строение головного мозга.
  • Кора больших полушарий.
  • Законы работы коры больших полушарий.
  • Возрастные особенности головного мозга.
Вопрос 1.  Расположение головного мозга. Головной мозг расположен в черепной коробке и защищен костями черепа. Масса головного мозга взрослого человека в среднем равна 1400 грамм . Головной мозг, как и спинной защищен тремя оболочками. Наружная – твердая оболочка мозга – покрывает внутреннюю поверхность костей черепа. Средняя – паутинная оболочка мозга – самая тонкая. Внутренняя – мягкая оболочка мозга – прилегает к наружной поверхности мозга. Между оболочками небольшое количество черепно-мозговой жидкости. Такое расположение обеспечивает надежную защиту головного мозга.

Вопрос 1. Расположение головного мозга.

Головной мозг расположен в черепной коробке и защищен костями черепа.

Масса головного мозга взрослого человека в среднем равна 1400 грамм .

Головной мозг, как и спинной защищен тремя оболочками.

  • Наружная – твердая оболочка мозга – покрывает внутреннюю поверхность костей черепа.
  • Средняя – паутинная оболочка мозга – самая тонкая.
  • Внутренняя – мягкая оболочка мозга – прилегает к наружной поверхности мозга.

Между оболочками небольшое количество черепно-мозговой жидкости.

Такое расположение обеспечивает надежную защиту головного мозга.

Вопрос 2.  Строение головного мозга. Головной мозг разделяется на три отдела: задний, средний и передний. Задний мозг состоит из продолговатого мозга (1), Варолиева моста (2) и мозжечка (3). Средний мозг (4) соединяет передний мозг с задним. Передний мозг состоит из промежуточного мозга (5) и больших полушарий (6). 6 5 4 3 2 1

Вопрос 2. Строение головного мозга.

Головной мозг разделяется на три отдела: задний, средний и передний.

Задний мозг состоит из продолговатого мозга (1), Варолиева моста (2) и мозжечка (3).

Средний мозг (4) соединяет передний мозг с задним.

Передний мозг состоит из промежуточного мозга (5) и больших полушарий (6).

6

5

4

3

2

1

Задний мозг Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. В нижней части напоминает его своим строением. В верхней части расширяется и поперечной бороздой отделен от моста. В центре находится серое вещество, вокруг него белое. В сером веществе находятся центры многих жизненно важных рефлексов: дыхания, сердцебиения, сосания, жевания, глотания, чихания, кашля, слюновыделения, слезотечения, рвоты, мочеиспускания и другие . По волокнам белого вещества нервные импульсы поступают в выше лежащие отделы. Причем волокна перекрещиваются , и сигналы от левой половины тела поступают в правое полушарие, а от правой половины тела в левое полушарие. Варолиев мост целиком состоит из белого вещества и выполняет только проводниковую функцию – проводит нервные импульсы в выше лежащие отделы. Мозжечок состоит из двух малых полушарий. Внутри мозжечка находится белое вещество, серое вещество покрывает его тонким слоем. Функция мозжечка – координация движений.

Задний мозг

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. В нижней части напоминает его своим строением. В верхней части расширяется и поперечной бороздой отделен от моста.

В центре находится серое вещество, вокруг него белое. В сером веществе находятся центры многих жизненно важных рефлексов:

дыхания, сердцебиения, сосания, жевания, глотания, чихания, кашля, слюновыделения, слезотечения, рвоты, мочеиспускания и другие .

По волокнам белого вещества нервные импульсы поступают в выше лежащие отделы. Причем волокна перекрещиваются , и сигналы от левой половины тела поступают в правое полушарие, а от правой половины тела в левое полушарие.

Варолиев мост целиком состоит из белого вещества и выполняет только проводниковую функцию – проводит нервные импульсы в выше лежащие отделы.

Мозжечок состоит из двух малых полушарий. Внутри мозжечка находится белое вещество, серое вещество покрывает его тонким слоем. Функция мозжечка – координация движений.

Средний мозг Средний мозг самый маленький отдел мозга. Он состоит из бугорков четверохолмия (1) и ножек  мозга (2). В четверохолмии находятся центры простейших ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. В ножках расположено скопление серого вещества – так называемые красные ядра, которые регулируют тонус скелетных мышц. 1 2

Средний мозг

Средний мозг самый маленький отдел мозга. Он состоит из бугорков четверохолмия (1) и ножек мозга (2).

В четверохолмии находятся центры простейших ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

В ножках расположено скопление серого вещества – так называемые красные ядра, которые регулируют тонус скелетных мышц.

1

2

Промежуточный мозг В состав переднего мозга входит промежуточный мозг и большие полушария. Промежуточный мозг состоит из бугра - таламуса (1) и подбугровой части – гипоталамуса (2). В подбугровой части находятся скопления серого вещества. Это центры регуляции обмена веществ, температуры тела, работы желез. Бугор состоит из белого вещества и проводит импульсы в большие полушария. 1 2

Промежуточный мозг

В состав переднего мозга входит промежуточный мозг и большие полушария.

Промежуточный мозг состоит из бугра - таламуса (1) и подбугровой части – гипоталамуса (2).

В подбугровой части находятся скопления серого вещества. Это центры регуляции обмена веществ, температуры тела, работы желез.

Бугор состоит из белого вещества и проводит импульсы в большие полушария.

1

2

Большие полушария Мозолистое тело Большие полушария самый крупный и важный отдел мозга. Они возвышаются над всеми остальными отделами. Два полушария нигде не срастаются и соединены мозолистым телом.

Большие полушария

Мозолистое тело

Большие полушария самый крупный и важный отдел мозга. Они возвышаются над всеми остальными отделами.

Два полушария нигде не срастаются и соединены мозолистым телом.

Теменная Лобная Затылочная Височная Снаружи полушария покрыты слоем серого вещества – корой. Под корой расположено белое вещество, а в нём ядра серого. Это подкорковые центры, регулирующие формирование ощущений и эмоций. Каждое полушарие разделено на четыре доли.

Теменная

Лобная

Затылочная

Височная

Снаружи полушария покрыты слоем серого вещества – корой. Под корой расположено белое вещество, а в нём ядра серого. Это подкорковые центры, регулирующие формирование ощущений и эмоций.

Каждое полушарие разделено на четыре доли.

Вопрос 3.  Кора больших полушарий. Толщина коры от 2 до 4 мм. В состав коры входят от 14 до 18 миллиардов нейронов, которые расположены шестью слоями. В разных слоях нейроны различаются формой, размерами и расположением.  Масса коры составляет 1/3 от массы всего мозга. Такая большая масса коры объясняется особенностями её строения.

Вопрос 3. Кора больших полушарий.

Толщина коры от 2 до 4 мм. В состав коры входят от 14 до 18 миллиардов нейронов, которые расположены шестью слоями.

В разных слоях нейроны различаются формой, размерами и расположением.

Масса коры составляет 1/3 от массы всего мозга. Такая большая масса коры объясняется особенностями её строения.

Борозды Центральная Извилины Боковая Кора собрана в складки – извилины, которые разделены бороздами. Кора выстилает борозды со всеми их разветвлениями. Такое строение значительно увеличивает площадь коры – до 2000 см 2 . Самая глубокая борозда – центральная отделяет лобную долю от теменной, боковая борозда отделяет височную долю.

Борозды

Центральная

Извилины

Боковая

Кора собрана в складки – извилины, которые разделены бороздами. Кора выстилает борозды со всеми их разветвлениями. Такое строение значительно увеличивает площадь коры – до 2000 см 2 . Самая глубокая борозда – центральная отделяет лобную долю от теменной, боковая борозда отделяет височную долю.

Функции коры. Кора больших полушарий выполняет самые сложные из функций нервной системы:  Именно с корой связана вся психическая деятельность человека (внимание, мышление, память, речь) Кора регулирует и координирует работу всех ниже лежащих отделов мозга и может частично заменять их Именно в кору поступают сигналы из окружающей среды. Причем, сигналы от разных рецепторов поступают в определенные участки коры – зоны.

Функции коры.

Кора больших полушарий выполняет самые сложные из функций нервной системы:

  • Именно с корой связана вся психическая деятельность человека (внимание, мышление, память, речь)
  • Кора регулирует и координирует работу всех ниже лежащих отделов мозга и может частично заменять их
  • Именно в кору поступают сигналы из окружающей среды. Причем, сигналы от разных рецепторов поступают в определенные участки коры – зоны.
2 1 1 2 5 3 5 4 4 3 Двигательная зона – принимает сигналы от рецепторов мышц и сухожилий Зона кожной чувствительности – принимает сигналы от рецепторов кожи Зрительная зона – принимает сигналы от рецепторов глаз Слуховая зона – принимает сигналы от рецепторов уха Обонятельная и вкусовая зоны – принимают сигналы от рецепторов языка и носа

2

1

1

2

5

3

5

4

4

3

  • Двигательная зона – принимает сигналы от рецепторов мышц и сухожилий
  • Зона кожной чувствительности – принимает сигналы от рецепторов кожи
  • Зрительная зона – принимает сигналы от рецепторов глаз
  • Слуховая зона – принимает сигналы от рецепторов уха
  • Обонятельная и вкусовая зоны – принимают сигналы от рецепторов языка и носа
7 6 8 В процессе жизни у человека формируются особые речевые зоны: 6. Двигательная зона речи – связана с произношением звуков 7. Слуховая зона речи – связана с пониманием слышимой речи 8. Зрительная зона речи – связана с умением читать Обязательным условием формирования этих зон является постоянное общение с людьми. С самого рождения ребенок должен слышать человеческую речь.

7

6

8

В процессе жизни у человека формируются особые речевые зоны:

6. Двигательная зона речи – связана с произношением звуков

7. Слуховая зона речи – связана с пониманием слышимой речи

8. Зрительная зона речи – связана с умением читать

Обязательным условием формирования этих зон является постоянное общение с людьми. С самого рождения ребенок должен слышать человеческую речь.

Вопрос 4.  Законы работы  коры больших полушарий. В кору больших постоянно поступают импульсы из внешней и внутренней среды. Поэтому в коре постоянно меняются очаги возбуждения и торможения. Этот процесс регулируются тремя закономерностями: Закон иррадиации – нервный процесс, возникнув в одном участке коры, может распространяться на соседние Иррадиация возбуждения Иррадиация торможения Чем младше ребенок, тем ярче проявляется иррадиация.

Вопрос 4. Законы работы коры больших полушарий.

В кору больших постоянно поступают импульсы из внешней и внутренней среды. Поэтому в коре постоянно меняются очаги возбуждения и торможения. Этот процесс регулируются тремя закономерностями:

  • Закон иррадиации – нервный процесс, возникнув в одном участке коры, может распространяться на соседние

Иррадиация возбуждения

Иррадиация торможения

Чем младше ребенок, тем ярче проявляется иррадиация.

2. Закон индукции – нервный процесс, возникнув в одном участке коры, может наводить на соседние участки противоположный процесс Положительная индукция – если в одном очаге торможение, то в соседних – возбуждение Отрицательная индукция – если в одном очаге возбуждение, то в соседних – торможение С возрастом происходит ослабление иррадиации и усиление индукции

2. Закон индукции – нервный процесс, возникнув в одном участке коры, может наводить на соседние участки противоположный процесс

Положительная индукция – если в одном очаге торможение, то в соседних – возбуждение

Отрицательная индукция – если в одном очаге возбуждение, то в соседних – торможение

С возрастом происходит ослабление иррадиации и усиление индукции

3. Закон (принцип) доминанты. В коре одновременно может быть много очагов возбуждения, но всегда есть господствующий очаг, который подчиняет себе деятельность других нервных центров, усиливаясь за их счет. Он называется – доминантой . Благодаря ему достигается избирательная деятельность нервной системы. Принцип доминанты был открыт русским физиологом А.А. Ухтомским. По мнению Ухтомского – доминанта является физиологической основой внимания и мышления.

3. Закон (принцип) доминанты.

В коре одновременно может быть много очагов возбуждения, но всегда есть господствующий очаг, который подчиняет себе деятельность других нервных центров, усиливаясь за их счет. Он называется – доминантой . Благодаря ему достигается избирательная деятельность нервной системы.

Принцип доминанты был открыт русским физиологом А.А. Ухтомским. По мнению Ухтомского – доминанта является физиологической основой внимания и мышления.

Вопрос 5.  Возрастные особенности головного мозга. Головной мозг закладывается на пятой неделе внутриутробного развития. К шестому месяцу внутриутробного развития все отделы мозга сформированы и способны функционировать. Головной мозг быстро растет в первые годы жизни. Масса мозга новорожденного –  400 грамм. К году масса удваивается –  800 грамм. К семи годам утраивается –  1200 грамм. Масса мозга взрослого –  1400 грамм.  Быстрее развиваются те отделы мозга, функции которых жизненно необходимы с момента рождения. Так, структуры продолговатого мозга достаточно зрелы уже у новорожденного и к семи годам созревание ядер в продолговатом мозгу заканчивается. А вот мозжечок у новорожденного развит очень слабо. Он усиленно растет на первом году, что определяет развитие координации движений. Затем темпы роста снижаются и заканчивается он к 15 годам.

Вопрос 5. Возрастные особенности головного мозга.

Головной мозг закладывается на пятой неделе внутриутробного развития. К шестому месяцу внутриутробного развития все отделы мозга сформированы и способны функционировать.

Головной мозг быстро растет в первые годы жизни.

Масса мозга новорожденного 400 грамм.

К году масса удваивается 800 грамм.

К семи годам утраивается 1200 грамм.

Масса мозга взрослого 1400 грамм.

Быстрее развиваются те отделы мозга, функции которых жизненно необходимы с момента рождения. Так, структуры продолговатого мозга достаточно зрелы уже у новорожденного и к семи годам созревание ядер в продолговатом мозгу заканчивается. А вот мозжечок у новорожденного развит очень слабо. Он усиленно растет на первом году, что определяет развитие координации движений. Затем темпы роста снижаются и заканчивается он к 15 годам.

В промежуточном мозге часть ядер хорошо развита к моменту рождения, а заканчивается их развитие к периоду полового созревания. Кора больших полушарий значительно тоньше, но имеет тот же тип строения, как и у взрослого. Хорошо выражены крупные борозды, мелкие борозды и извилины обозначены слабо. С возрастом ребенка борозды становятся глубже, что значительно увеличивает площадь коры. К пяти годам большинство нейронов приобретают зрелую форму, нервные волокна покрываются белковой оболочкой. Зоны коры созревают неравномерно. Первыми созревают двигательная и зона кожной чувствительности, несколько позже зрительная и слуховая, последними созревают вкусовая и обонятельная зоны. Созревание всех завершается к трем годам.

В промежуточном мозге часть ядер хорошо развита к моменту рождения, а заканчивается их развитие к периоду полового созревания.

Кора больших полушарий значительно тоньше, но имеет тот же тип строения, как и у взрослого. Хорошо выражены крупные борозды, мелкие борозды и извилины обозначены слабо. С возрастом ребенка борозды становятся глубже, что значительно увеличивает площадь коры.

К пяти годам большинство нейронов приобретают зрелую форму, нервные волокна покрываются белковой оболочкой.

Зоны коры созревают неравномерно. Первыми созревают двигательная и зона кожной чувствительности, несколько позже зрительная и слуховая, последними созревают вкусовая и обонятельная зоны. Созревание всех завершается к трем годам.

Значительно позже созревают речевые зоны. К семи годам отмечается значительный скачок в их развитии, однако полное их созревание идет до подросткового возраста. Постепенность созревания коры определяет особенности поведения младших школьников. Наиболее поздно созревают лобные доли, отвечающие за функции мышления, принятия решений и память. Их формирование завершается к 20 годам.

Значительно позже созревают речевые зоны. К семи годам отмечается значительный скачок в их развитии, однако полное их созревание идет до подросткового возраста. Постепенность созревания коры определяет особенности поведения младших школьников.

Наиболее поздно созревают лобные доли, отвечающие за функции мышления, принятия решений и память. Их формирование завершается к 20 годам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!