Возрастная педагогика, психология, периодика понятия, критерии
ПЛАН
- Понятие – возрастная педагогика.
- Объект и предмет возрастной педагогики.
- Периоды детства, изучаемые возрастной педагогикой.
- Аспекты возрастной педагогики.
- Понятие – возрастная психология.
- Разделы возрастной психологии.
- Теоретические задачи возрастной психологии.
- Практические задачи возрастной психологии.
- Периодизация возрастного развития
- Понятие- возрастной кризис.
- Возраст , связанный с появлением кризисов.
- Сущность и понятие кризисной ситуации.
- Стадии развития кризисных ситуаций.
1.Возрастная педагогика – это особая группа педагогических наук, которая изучает учебно-воспитательную деятельность и ее особенности внутри разных возрастных групп.
Она включает в себя:
- преддошкольную педагогику;
- педагогику дошкольного возраста;
- педагогику школы;
- андрогогику;
- педагогику высшей школы;
- педагогику взрослых.
2.Объект и предмет возрастной педагогики .
Объектом возрастной педагогики выступает ребенок с момента его рождения до перехода в состояние взрослости. Возрастную педагогику по-другому называют педагогикой детства .
Предмет возрастной педагогики включает методы, закономерности, средства, технологии организации учебно-воспитательного процесса на разных этапах детства. «Детство» в педагогике тесно взаимосвязано с тем же понятием в психологии, так как базовой характеристикой понятия является возраст ребенка
3.Периоды детства, изучаемые возрастной педагогикой
Существует несколько периодов детства:
1.дошкольное детство - когда у ребенка существует максимальная потребность в помощи взрослых людей для удовлетворения основных жизненных потребностей и минимальная возможность самозащиты от влияния среды;
2.младшее школьное детство - период, в который сохраняется помощь семьи в удовлетворении материально-биологических и эмоциональных потребностей ребенка, но при этом социально-познавательные потребности удовлетворяются по большей части школой, незначительной остается способность ребенка противостоять влияниям среды;
Существует несколько периодов детства:
3. старшее детство , когда сохраненными остаются материальная и эмоциональная семейные функции, а для удовлетворения познавательных и социальных потребностей школьника на первый план выходят педагоги и самообразование, самовоспитание, частичное самостоятельное удовлетворение материальных потребностей, полная юридическая дееспособность, максимальная способность противостоять влияниям среды.
Существует несколько периодов детства:
4. подростковое детство характеризуется высокой ролью семьи в удовлетворении материальных и эмоциональных детских потребностей, максимально возрастающей ролью образовательного учреждения и сверстников в удовлетворении потребностей социально-познавательного характера, ростом способности ребенка противостоять миру, возникновением юридической ответственности, формированием повышенной восприимчивости к отрицательным влияниям в области свободного общения.
4.Аспекты возрастной педагогики
Возрастная педагогика концентрируется на следующих аспектах детства:
- специфика психофизического развития;
-основные виды педагогической деятельности;
-доминанты психологического развития;
-базовая педагогическая идея;
-основные направления, технологии педагогической работы.
Каждый их этих аспектов имеет специфическое содержание в каждый период детства.
Характеристика аспектов возрастной педагогики
-Психофизическое развитие характеризует биологическую сферу становления личности. Оно выражается в возможности ребенка участвовать в определенных видах деятельности, которые развивают его физические и индивидуально-психологические качества, в возможностях общения, в творчестве, в соблюдении социальных норм и правил поведения, в его умении быть активным членом коллектива.
-Психолого-педагогические доминанты развития включают в себя ведущие мотивы поведения и деятельности , которые формируются на основе возрастных индивидуальных потребностей. В этом процессе обнаруживаются диалектические противоречия, являющиеся основой возникновения и развития данных потребностей.
Характеристика аспектов возрастной педагогики .
- Ведущие виды деятельности – это те, в которых более ярко проявляются возрастные и типологические особенности детей, мотивы его деятельности и поведения. В этих видах деятельности определяются условия, более благоприятные с точки зрения развития деятельности, факторы, тормозящие и угнетающие позитивную мотивацию, пути преодоления негативных факторов.
-Базовая педагогическая идея отражает основную стратегическую цель педагогического процесса, который направлен на реализацию деятельности ребенка и детского коллектива.
Характеристика аспектов возрастной педагогики
-Основные направления и технологии педагогической деятельности строятся так, чтобы в жизнедеятельности детского коллектива была реализована основная педагогическая идея. Необходимо при этом учитывать законы учебно-воспитательного процесса, приемы, средства, методы организации общения. Обязательным является диагностика полученных результатов, прогнозирование основных тенденций развития личности ребенка и коллектива.
5. Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
-Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания — различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека.
-Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
6.Выделены следующие разделы возрастной психологии :
-психология младенца,
-психология раннего возраста,
-дошкольная психология,
-психология младшего школьника,
-психология подростка,
-психология юности,
-психология среднего возраста,
-психология старости (геронтопсихология).
7.Теоретические задачи возрастной психологии:
— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;
— периодизация психического развития в онтогенезе;
— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);
— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;
— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
8.Практические задачи возрастной психологии :
— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;
— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;
— возрастная и клиническая диагностика;
— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;
— наиболее оптимальная организация учебно - образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).
Периодизация- разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы
Непрерывный процесс развития
идет не останавливаясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет.
Периодизация Д.Б.Эльконина
Дискретный
процесс развития
идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный ведущий фактор развития.
Периодизация
Л.С.Выготского
Основные понятия теории Л.С.Выготского
- Социальная ситуация развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой
- Ведущая деятельность – деятельность, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований
- Новообразования – качества или свойства, которых не было раньше в готовом виде
- Возрастные кризисы – целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов
Кризис новорожденности 0 - 2 месяца
Связан с резким изменением условий жизни, переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни
Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни
Младенчество 2 месяца - 1 год
- Социальная ситуация развития
Ребенок и взрослый или «Я и другой»
Познание мира человеческих предметов
Предметно-манипулятивная деятельность
- Психологические новообразования
Предметная игра, активная речь, жест, наглядно-действенное мышление, отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними,
сознание «Я сам»
Кризис 3 лет
Противоречия между потребностью в самостоятельности и возможностью удовлетворения
Семь основных симптомов
этого возраста :
- Негативизм
- Упрямсто
- Строптивость
- Своеволие
- Протест-бунт
- Обесценивание взрослых
- Деспотизм
Психологическое отделение от взрослого
Дошкольный возраст 3 – 7 лет
- Социальная ситуация развития
Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный)
Познание мира человеческих отношений
Сюжетно-ролевая игра
- Психологические новообразования
Воображение, наглядно-образное мышление, начало понятийного мышления, картина мира, самосознание, самооценка, новые мотивы поведения, практическое овладение речью
Кризис 7 лет
Противоречия между новыми возможностями и старым образом жизни
- Возможна потеря детской непосредственности
- Стремление к общественно-значимой деятельности
- Возникновение внутренней психической жизни
- Тенденция к волевой форме поведения
Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину
Сходна с периодизацией Л.С. Выготского, но разделяет возраста на эпохи (более глобальные) и периоды (внутри эпох), при этом кризисы между эпохами считаются более сложными, чем кризисы между периодами
- Младенчество (до года) Ранний возраст (1-3 года)
- Младенчество (до года)
- Ранний возраст (1-3 года)
- Эпоха детства Дошкольный возраст (3-7 лет) Младший школьный возраст (7-11 лет)
- Дошкольный возраст (3-7 лет)
- Младший школьный возраст (7-11 лет)
- Эпоха отрочества Подростковый возраст (11-15 лет) Ранняя юность (15-17 лет)
- Подростковый возраст (11-15 лет)
- Ранняя юность (15-17 лет)
9.Возрастные кризисы
– особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).
Возрастные кризисы личности – чередующиеся, временные проявления изменения психологического отношения человека к окружающей действительности, в зависимости от возрастного периода. Как правило, подобного рода явления носят негативный характер, что может способствовать стимулированию не только стрессового воздействия на психику человека, но и развитию некоторых психопатологических состояний и расстройств, например – состояния тревоги , фобий, депрессивноподобным расстройствам и так далее.
Некоторые особенности возрастного кризиса
- возрастные кризисы у детей длятся недолго;
-для ребенка всегда характерны резкая смена отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке;
-границы детских кризисов всегда нечеткие и крайне размытые, переход всегда будет плавным, однако середина кризисного периода всегда характеризуется резким эмоциональным всплеском и раскачиванием аффекта.
10.Возраст, связанный с появлением кризисов
- Кризис новорожденных . Несмотря на недостаточные возможности проявления вербальных и моторных недовольств, даже в столь маленьком возрасте человеку свойственно некоторое осознание кризисной ситуации, которая возникла по причине условий жизни и адаптации к новым условиям существования. Многие психологи утверждают, что кризис новорожденных является едва ли не самым тяжелым из всего набора подобного рода кризисов;
-Кризис первого года жизни. Этот период очень значим для человека, в первую очередь тем, что появляется возможность вербально излагать свои требования, причем на общем фоне невербальных проявлений аффективных признаков;
Кризис третьего года жизни.
Характеризуется формированием и первыми проявления самостоятельности. Появляется стремление к формированию новых способов общения с взрослыми, появление контактов с другими представителями окружающего социума – своих ровесников, воспитателей в детском саду и так далее. Для ребенка открывается новый мир непознанных ранее возможностей, которые достаточно эффективно вносят свои коррективы в возможное развитие стрессовых факторов.
Л. С. Выготский выделяет несколько основных признаков кризиса трехлетнего возраста, которые присущи любому здоровому в физиологическом и психическом плане, ребенку. Главным из таких признаков является – негативизм к просьбам окружающих о выполнении какого-либо действия, который внешне проявляется выполнением с точностью до наоборот.
Кризис семилетнего возраста.
Более правильно этот кризис было назвать школьным, поскольку его проявлению способствует начало школьной деятельности человека. Кроме того, что учебный процесс заставляет концентрироваться на получении новых знаний, обрастать новыми социальными контактами, знакомиться с позициями своих сверстников, у которых, как оказалось, есть свои взгляды на происходящее вокруг, школьный кризис начинает формировать истинную волю человека, опираясь на его генетически заложенный потенциал.
Таким образом, именно благодаря школе у человека формируется понятие либо о своей неполноценности, пониженной самооценке, недостаточном уровне интеллекта, либо – наоборот, повышенного чувства собственной значимости, эгоизма, непреодолимого чувства собственной компетентности и социальной значимости.
11.Сущность и понятие кризисной ситуации
Кризисная ситуация - это ситуация эмоционального и интеллектуального стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Человек, находящийся в кризисной ситуации, не может оставаться прежним. Ему не удастся осмыслить свой психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями и использовать привычные модели решения проблем. Кризисные ситуации следует воспринимать как предупреждение о том, что нужно что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее.
В практической психологии выделяют следующие стадии развития кризисных ситуаций:
- первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем
-дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными
-еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников
-если всё оказывается тщетным, наступает дезорганизация личности, повышается тревожность, депрессия, чувство беспомощности и безнадежности
-негативные или позитивные изменения, ведущие к деградации или развитию индивида, проходящего через кризисные ситуации