СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастная психология: младенчество

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал

Просмотр содержимого документа
«Возрастная психология: младенчество»

Тема 5.6. Младенчество Содержание  учебного материала 1 2.Психическое развитие младенцев: развитие познавательной сферы и движений, личности, освоение системы практических умений и действий Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся: составить блок-схему по теме Немов «Психология» в 3-х томах. Книга 2 стр.59-76

Тема 5.6. Младенчество

Содержание учебного материала

1

2.Психическое развитие младенцев: развитие познавательной сферы и движений, личности, освоение системы практических умений и действий

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся: составить блок-схему по теме

Немов «Психология» в 3-х томах. Книга 2 стр.59-76

Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа, располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно передвигающегося в Пространстве, способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от, локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве)\и предназначенными для исследования окружающего мира.

Большая  импульсивная активность  рук ребенка наблюдается уже в первые недели его жизни. Эта активность включает размахивание руками, хватание, движения кисти. В 3—4 месяца ребенок начинает тянуться рукой за предметами, сидит с поддержкой.   В 5 месяцев он уже захватывает неподвижные предметы рукой. " 6 месяцев ребенок сидит на стуле с поддержкой и может хватать движущиеся, качающиеся предметы. В 7 месяцев он сидит без поддержки, а в 8 садится без посторонней помощи. В возрасте около 9 месяцев младенец стоит с поддержкой, ползает на животе, а в 10 сидит с поддержкой и ползает, опираясь на руки и колени. В 11 месяцев ребенок уже стоит без поддержки, в 12—ходит, держась за руку взрослого, а в 13—ходит самостоятельно. Таков поразительный прогресс двигательной активности в течение одного года с момента рождения ребенка.

Познавательная сфера

Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет  зрение.  Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к  различению простейших цветов,  а на третьем-четвертом месяцах —  формы предметов.  В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери.

На втором месяце жизни младенец особым образом  реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов.  Его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2—3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Это называется комплексом оживления. редкое и бездушное общение препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей задержке психологического развития ребенка.

В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства , когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью , и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14— 18 месяцам жизни , а затем постепенно уменьшается. Так проявляется инстинкт самосохранения.

Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту Звуков. До 3—4-месячного возраста ребенок, по-видимому в состоянии  хранить образ воспринятого предмета  не более одной секунды. После 3—4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок  приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня.  В 8—12 месяцев он  выделяет предметы в зрительном поле,  причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в Долговременной памяти , надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, т. е. фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность. Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

Обычно развитие речи ребенка в течение первого года жизни происходит так. В первые, месяцы жизни у младенца появляется  повышенный интерес к человеческой речи,  она выделяется в его восприятии из мира других звуков. В возрасте около 1 месяца новорожденный начинает  произносить какие-либо простые звуки  типа а-а, у-у, э-э. Около двух-четырех месяцев от рождения возникает  гукание,  затем — в 4—6 месяцев —  гуление, повторение простых слогов.  Во втором полугодии жизни появляется лепет, а в 9—10 месяцев в речи младенца замечаются  первые слова.  Голосовые реакции и соответствующие действия младенца чаще всего появляются в присутствии взрослого и возникают в ситуациях, где общение взрослого с ребенком целесообразно.

способность к восприятию и правильному пониманию языка мимики и жестов является у человека врожденной.

Успешность усвоения речи и понимания ее значительно возрастает, если наряду с собственно речевым общением ребенок имеет возможность активно манипулировать предметами, называемыми взрослым, самостоятельно изучать, исследовать их.

Начиная с третьего месяца жизни появляются смех и проявление радости, которые к концу первого полугодия приобретают довольно устойчивый характер.

К концу первого года жизни ребенок точно понимает в среднем примерно 10—20 слов и определенным образом реагирует на них. В ответ на произнесение взрослым названия предмета он, например поворачивает голову в сторону этого предмета и активно ищет его. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!