СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастная психология: ранний возраст

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал

Просмотр содержимого документа
«Возрастная психология: ранний возраст»

5.7. Ранний возраст Содержание  учебного материала  1 1. Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и новообразования детей раннего возраста. 2. Психическое развитие детей 1-3 лет: развитие познавательной сферы, личности, освоение системы практических умений и действий Лабораторные работы Практические занятия:  Решение психолого-педагогических задач Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся: составить блок-схему по теме Немов «Психология» в 3-х томах. Книга 2 стр.80-94

5.7. Ранний возраст

Содержание учебного материала

1

1. Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и новообразования детей раннего возраста.

2. Психическое развитие детей 1-3 лет: развитие познавательной сферы, личности, освоение системы практических умений и действий

Лабораторные работы

Практические занятия:

Решение психолого-педагогических задач

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся: составить блок-схему по теме

Немов «Психология» в 3-х томах. Книга 2 стр.80-94

С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст, от одного года до трех лет – это возраст, который требует наибольшего внимания к себе, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами, для ориентировочно-исследовательской деятельности и конструкторской, творческой работы. Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том/что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о  способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.   Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода — в личность .

Называть вещи своими словами  ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже довольно богатый опыт познания окружающей действительности с помощью органов чувств. У них сложились более или менее определенные  представления о своих родителях, о пище, об окружающей обстановке об игрушках. 

В это время дети научаются  комбинировать слова ,  объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы , причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи , направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру . Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок не всегда удовлетворяется услышанным; он непременно хочет запомнить название и самостоятельно повторяет его

Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи .

К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300,а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов

У ребенка формируется  предметная деятельность.  действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни культурного человека. Полуторагодовалый-двухлетний малыш с ложкой, мячом, книгой, стульчиком.

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая, игра . Появляются первые попытки обращения к изобразительной деятельности в форме рисования на бумаге (появляется схожесть).

появляются  предметные игры-подражания. Позднее появляется  сюжетно-ролевая игра. с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени. В этом возрасте у детей достаточно развита оперативная память , они, как правило, не забывают Цель, поставленную несколько минут назад. Основное же направление развития высших психических функций ребенка этого возраста можно обозначить как начало вербализации познавательных процесса, их опосредствования речью и приобретения познавательными процессами произвольного характера.

На третьем году жизни ребенок может различать такие простые формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, а также все основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что  действия с материальными  предметами здесь заменяются  действиями с их образами.   которое в свою очередь предшествует и готовит почву для становления к концу дошкольного детства высшей формы мышления —  словесно-логической Внутреннее развитие мышления в свою очередь идет по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.

На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что  действия с материальными  предметами здесь заменяются  действиями с их образами.   которое в свою очередь предшествует и готовит почву для становления к концу дошкольного детства высшей формы мышления —  словесно-логической Внутреннее развитие мышления в свою очередь идет по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.