Возрастные физиологические и психолого-педагогические особенности формирования и развития вокальной культуры детей младшего школьного возраста
Как говорилось выше, данный возрастной период (от 7(8) до 10(11) лет) отличается ярким сензитивным восприятием. Этот факт обусловлен физиологическими особенностями развития детей младшего школьного возраста. В этот период возрастает подвижность всех процессов нервной системы, преобладают процессы возбуждения, что объясняет повышенную эмоциональность ребенка, непоседливость. В это же время улучшается память ребенка, координация движений, что раскрывает возможности к более эффективному обучению.
Младший школьный возраст характеризуется совершенствованием познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания) и высших психических функций (более грамотной речи, письма, чтения, счета), усложняется мыслительный процесс ребенка. Развивается теоретическое мышление и сознание. Под руководством учителей и родителей дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры - морали, науки и искусства, им приходится учиться действовать в соответствии с новыми для них социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок вступает в сознательную фазу формирования личности: начинает острее чувствовать и осознавать рамки отношений между ним и окружающими, пытается объяснить для себя общественные мотивы поведения, разбирается в нравственных оценках и значимости конфликтных ситуаций.
Младший школьный возраст определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу. А в нашем случае так же и в музыкальную школу. Очень часто эти два важных события совпадают, что порождает новые непривычные эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Школьная жизнь сама по себе требует соблюдения новых для ребенка определенных норм и правил, требует организованности, ответственности, а обучение сразу в двух школах не может быть успешным без четкой дисциплины. Новая социальная роль ребенка повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников. Здоровье - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а так же состояние духовного и социального благополучия. Уровень физического и умственного развития тесно связан со здоровьем ребенка.
Для начала учебы характерны некоторые негативные изменения: сокращается время прогулок на свежем воздухе, сильно меняется распорядок дня, в том числе и режим питания. Вследствие этого повышается риск таких заболеваний, как аллергические, инфекционные, желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые. Но физиологическое развитие младших школьников активно противостоит этим негативны изменениям.
В целом дети младшего школьного возраста становятся физически более сильными и работоспособными, т.к. происходит укрепление скелета ребенка и продолжается его рост. Грудная клетка все активнее участвует в процессе дыхании, увеличивается ее объем. Появляются некоторые скопления жировых клеток под кожей в области груди и живота. Всвязи с чем переохлаждения и перегрев становятся менее опасными [об этом см.33].
Совершенствуется нервная система, процессы возбуждения и торможения приходят к необходимому для этого периода балансу. Это дает толчок к расширению аналитических возможностей ребенка. Однако детям этого возрастного периода всё ещё трудно удерживать внимание и сосредотачиваться на длительный временной промежуток.
Растущая физическая выносливость безусловно ведет к повышению работоспособности, но для детей по-прежнему остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Обычным явлением остается резкое падение работоспособности младших школьников через 25-30 минут после начала урока. Об этой особенности психики и физиологии детей данного возраста ни в коем случае нельзя забывать педагогу, поэтому информативную часть урока и отработку новых вокальных приемов необходимо проводить в первые 20 минут занятия [об этом см. 8].
Увеличивается в размерах и укрепляется мышечная система ребенка. В том числе мышцы пресса. Укрепляется мускулатура грудной клетки, увеличивается объем легких, завершается формирование структуры легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов). Частота дыхания уменьшается к 10 годам до 20 раз в минуту [об этом см.24]. Все эти физиологические возрастные изменения позволяют более успешно проводить работу над контролем певческого дыхания.
Улучшается координация между слухом и голосом, что позволяет ребенку лучше интонировать.
Обучение искусству пения - сложный и многогранный образовательный процесс, который включает в себя не только вокальное, но и комплексное музыкальное развитие. Одним из элементов этого образовательного процесса является широкая воспитательная работа: воспитание мировоззрения, моральных качеств, формирование эстетических вкусов, привитие любви к музыке, интереса к труду, дисциплине, а так же забота о здоровье и физическом развитии ученика.
Воспитательный процесс не должен носить навязчивый характер. Замечания и беседы с учеником надо облекать в яркую, образную, запоминающуюся, а главное доступную форму, помня об эмоциональной открытости детей этого возрастного периода [об этом см. 21].
Надо сказать, что пение, являясь древнейшим видом музыкального искусства, который когда-то не требовал специальной подготовки, сохранило этот несправедливый ныне статус - многие люди далекие от вокальной культуры, до сих пор считают именно так. Поэтому когда ребенок приходит в класс вокала, он в первую очередь должен осознать, что он больше не будет "петь песенки", а будет "исполнять произведения". Уважительное отношение к делу, которым ему предстоит заниматься, тоже необходимо прививать. Так как занятия вокалом - это труд, они предполагают работу и над певческим дыханием, и над дикцией, развивая артикуляционный аппарат, и интонационную работу, работу над метро-ритмической организацией, и т.д.. Ребенку необходимо объяснить, что голос - это один из самых сложных инструментов, т.к. мы не видим мышц, которые им управляют, по этой же причине работать с ним (с голосом) нужно бережно, заботясь о его гигиене и здоровье. Непременно необходимо проводить беседы на эту тематику.
Напомним, что здоровье вокалиста - это один из главных и под час определяющих факторов его успеха. На состояние голоса влияет работа многих систем организма: голосообразующие органы, включая органы дыхательной системы и пазухи носа, органы слухового аппарата, костно-мышечного аппарата, желудочно-кишечного тракта, нервной системы, а так же работа желез внутренней секреции.
Детский голос является еще очень хрупким инструментом. Дело в том, что развитие органов голосового аппарата ребенка имеет ряд особенностей: отдельные органы голосового аппарата развиваются неравномерно, процесс роста происходит скачкообразно, другие же напротив развиваются почти незаметно, всвязи с этим асинхроном срок окончания роста разных органов голосового аппарата так же различен. У детей младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет) преобладает фальцетный механизм голосообразования, в котором принимает главное участие передняя перстнещитовидная мышца, т.к. голосовая (щито-черпаловидная) мышца находится в стадии формирования и не участвует в данном процессе примерно до 9-10 лет, пока окончательно не сформируется и не возьмет на себя активную функцию управления голосовыми складками. Таким образом, именно в этом возрасте появляется еще один механизм фонации - грудной, который вначале используется частично - микст или смешанный механизм. В этом случае на нижних нотах диапазона проявляется более насыщенное грудное звучание - голосовые складки на нижних нотах полностью смыкаются, а на верхних в голосовых складочках остается узкая линейная щель, т.е. используется фальцет [об этом см. 24].
Учитывая особенности физиологического развития голосового аппарата детей младшего школьного возраста, мы приходим к выводу насколько важно бережно относится к голосу детей в этот период, работать с ним нужно со всей аккуратностью и осторожностью: не перетруждать, не утомлять, следить, чтобы ребенок не форсировал звук - особенно на верхних нотах, перед началом занятия осведомиться у ребенка о его самочувствии, ведь даже легкие недомогания влияют на тонус голосового аппарата, а тем более простуды, насморки, першение и боль в горле и самое главное выбирать репертуар соответственно возрасту ребенка, диапазону его голоса, окраске голоса, учитывая характер и эмоциональный фон ребенка. Использовать лучше всего мягкую атаку звука, стараться до окончательного формирования голосовой мышцы, т.е. до того момента пока ребенок не начнет активно использовать механизм микстовой фонации вообще не использовать твердую атаку, характерную для эстрадного вокала.
Необходимо так же не забывать о влиянии на голос различных зажимов и начинать занятия с разминки - несложных физических и дыхательных упражнений на снятие определенных зажимов, как физических, так и психологических, которые часто и перерастают в физические, желательно делать эту разминку вместе с учеником. Чтобы минимализировать психологические зажимы "педагог должен с самого начала занятий создать благоприятную атмосферу для ученика, в которой тот сможет довериться, раскрыться и "отключить" свою голову" [см. об этом 18].
Для деток младшего школьного возраста учитель - истинный пример, авторитет, одна из самых важных предпосылок для обучения и воспитания. Поэтому очень важно, чтобы педагог по вокалу сам был вокалистом, мог успешно пользоваться эмпирическим методом, самым ярким и наглядным методом обучения. Необходимо, чтобы педагог сам грамотно владел всеми приемами, работой над исполнением которых собирается заниматься в классе вокала, мог их методически-доступно обосновать.
На раннем этапе обучения формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Но после первого же успешного публичного выступления, первых аплодисментов - а педагог должен сделать всё, от правильного выбора репертуара до выразительного, точного и уверенного исполнения, чтобы первый опыт был удачным, возникает интерес ученика к результатам своего учебного труда, что влияет на усиление интереса к содержанию занятий, к приобретению еще более глубоких знаний в области вокального искусства. Это является благоприятной почвой для формирования вокальной культуры у младших школьников, мотивов к дальнейшему обучению и познанию, появлению более ответственного отношения к учебе. А укрепляется это чувство благодаря одобрению и похвале учителя, который подчёркивает каждый, даже небольшой успех, самое маленькое продвижение вперёд. Дети младшего школьного возраста испытывают особый душевный подъём, чувство гордости, когда учитель хвалит их.