Возрастные и методические особенности гимнасток
Младший школьный возраст (6-12лет) является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка.
Во-первых, кардинально изменяется социальный статус - она становится спортсменкой, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. Если в предшествующие годы возрастного развития основным видом деятельности была игра, то теперь на первое место, в её жизни выходит целенаправленная деятельность, в процессе которой гимнастка получает и перерабатывает огромные объемы информации.
Во-вторых, существенные изменения происходят в психической сфере. Под влиянием выполняемой спортсменкой деятельности изменяется характер функционирования её памяти. Основным видом памяти у гимнастки становится произвольная память. Данный возраст по своему психологическому содержанию является переломным и в интеллектуальном развитии обучающегося. Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания гимнастки. Оно становится произвольным, но не сразу. Этот возраст характеризуется бурным развитием потребности в двигательной активности и в исследовании запретных зон. Таким образом, младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний. Учебный материал программы зависит от того, в каком возрасте начинают заниматься обучающийся их психологические качества – смелость при выполнении незнакомых упражнений, настойчивость при длительной отработке движений, способность быстро осваивать новые движения, выразительностью двигательных способностей, определяющая в дальнейшем композицию упражнения, ритмичность и рисунок движений, пластичность, динамичность, грациозность и изящество исполнения. С 8 до 10 лет происходит равномерное повышение максимальной силы. Возраст 10- лет является наиболее благоприятным для её развития. Наиболее высокий темп развития относительной силы наблюдается от 6 до 11 лет.
Возрастные особенности физиологических функций и систем
"Физиологическая" кривая занятия не растёт постепенно от движения к движению, а имеет волнообразный характер – интенсивные движения сменяются менее интенсивные (нагрузочные). В тоже время различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют различную психологическую трудность для обучающихся. Поэтому сложные движения, требующие внимания, сосредоточенности, должны сменяться более "простыми" в координационном отношении. В отдельных фрагментах занятий рекомендуется сначала выполнять движения, несложные по своей структуре, постепенно повышая физическую трудность выполнения. Затем можно переходить к долее сложным движениям, которые вызывают большую степень напряжения и затрату физических сил, и, наконец давать наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку. П. Я. Гальперин отмечал, что "на основе поэтапной методики мы получили в 6 - 7 лет (и даже в 5) умственные действия и понятия, которые по общепринятым стандартам отвечают уровню мышления в подростковом возрасте…". К 5 годам, как показывают исследования, далеко не все дети обладают оптимистическим мироощущением. А это может быть связано и с неудовлетворением потребности в признании, в самоутверждении. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности. С развитием образного мышления и воображения, эксцентричностью познавательной позиции. Развитием памяти, внимания, познавательной мотивации. Формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательность со сверстницами, дальнейшим развитием образа "Я" ребенка, его детализацией.
Методика работы детей 5 - 8 лет
Возрастные особенности | Методические особенности |
Позвоночный столб в этом возрасте отличается большой гибкостью и неустойчивостью изгибов. | Необходимо большое внимание уделять формированию правильной осанки. |
Суставно-связочный аппарат очень эластичен и недостаточно прочен. | Целесообразно использовать этот период для целенаправленного, осторожного развития гибкости. |
Интенсивно развивается мышечная система, но крупные мышцы развиваются быстрее мелких мышц. | При преобладании крупных, размашистых движений, целенаправленно вводить мелкие и точные движения. |
Регуляторные механизмы сердечно сосудистой и дыхательной систем не согласованны, дети быстро устают. | Нагрузка должна быть небольшого объема и интенсивности, носить дробный характер. |
Кости таза к 7 годам только начинают срастаться и при резких сотрясениях может произойти их смещение. | Не следует давать движения с резким сотрясением тела, прыжки с большой высоты, особенно на твердую поверхность. |
К 8 годам начинается активное развитие мускулатуры. Мышцы ног развиваются быстрее, чем мышцы рук, а мышцы - разгибатели быстрее, чем мышцы сгибатели. Окостенение фаланг пальцев рук заканчивается в 7-9 лет. | Однако рост мышечных волокон происходит неравномерно, поэтому дети младшего школьного возраста трудно осваивают точные движения руками. |
Дети младшего среднего возраста легковозбудимые, как правило, рассеяны, неусидчивы. Однако способны логически мыслить, сопоставлять факты и события, делать верные выводы. Вместе с тем они доверчивы, оптимистичны, спокойно воспринимают требования педагога. Невелика продолжительность активного внимания и умственной работоспособности. Занятия должны быть интересными и эмоциональными, количество замечаний ограниченно, полезны поощрения. У них преобладают сиюминутные эмоции, дети, можно сказать, живут сегодняшним днём. Поэтому каждое занятие проводится в положительно эмоциональной сфере. Для обучения гимнасток содержанию программного материала используется игровой принцип. Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.
Методика работы с гимнастками 9-10 лет
В возрасте 7— 10 лет происходит ускоренное развитие двигательного анализатора в коре головного мозга. В то же время вегетативные системы отстают в развитии от двигательной функции организма. По мере роста ребенка наблюдается экономизации работы сердечно сосудистой и дыхательной систем.
Развитее в младшем школьном возрасте идет относительно равномерно, равномерно должны повышаться и тренировочные требования. Характерно увеличение объёма и интенсивности тренировочных нагрузок. До 10 лет девочки растут за счёт длины туловища. В младшем школьном возрасте продолжается развитие скелета. Позвоночник сохраняет очень большую гибкость, особенно в грудном отделе. Характерные изгибы позвоночника в этот период продолжают формироваться.
Основной формой занятий остаётся обучающий тип, но появляются элементы занятия тренировочного типа занятия. Постепенно возрастает доля индивидуального подхода в развитии двигательных способностей, составлении произвольной программы, в формировании личностных особенностей гимнастки. Большее значение приобретает самостоятельная работа и домашние задания. Важным становится воспитание любви к спорту, волевых качеств, самодисциплины и требовательности.
Несмотря на то, что сердце ребёнка и органы дыхания сравнительно легко приспосабливаются к нагрузкам и быстро восстанавливают свою работоспособность, непосильные физические движения могут стать причиной нарушения ритма сокращений сердца, изменения кровяного давления. Поэтому рациональные нагрузки, чередование их с отдыхом, постановка правильного ритмичного дыхания являются обязательными требованиями при проведении занятий и выполнении элементов.
Возрастные особенности | Методические особенности |
Существенно развиваются двигательные функции, по многим параметрам они достигают очень высокого уровня, создаются благоприятные предпосылки для обучения и развития двигательных способностей. | Необходимо эффективно использовать этот возрастной период для обучения новым, сложным движениям, и для развития основных физических способностей: координации, гибкости быстроты, прыгучести. |
Значительного развития достигает кора головного мозга и 2я сигнальная система. | Все большее должен приобретать словесный метод обучения. |
Окостенение костей запястья – в 8-11 лет. Силовая и статистическая нагрузки вызывают быстрое утомление. | Целесообразен скоростно- силовой режим занятий статические нагрузки давать в ограниченном объеме. |