«Возрастные кризисы и их влияние на развитие детей».
Слайд 1
Здравствуйте дорогие наши гости, уважаемые родители. Мы рады видеть вас в нашей школе.
Так как вас очень много, я предлагаю начать наше занятие с лёгкой игры на знакомство, что поможет вам немного расслабиться и узнать друг друга получше.
Упражнение знакомство «Имя и движение»
Участникам предлагается просто двигаться по залу. Как только вы услышите команду «двойки», «тройки», «четверки», «пятерки» тут же незамедлительно объединяетесь в группу. После того как вы объединились каждый произносит свое имя. И так, пока мы все с вами не перезнакомимся.
Деление на 4 группы.
Сейчас я вас попрошу, пока вы не сели на стулья, подойти ко мне, выбрать карточку, после этого объединиться в группу по цвету. Итак, у нас получилось 4 группы.
Сегодня тема нашего с вами заседания «Возрастные кризисы и их влияние на развитие детей». Что это такое и про что мы с вами будем говорить, не для кого, не является чем-то новым и непонятным. Начнем мы с вами с того, что напомним себе о периодах жизненного пути.
Слайд 2
Итак, современные психологи рассматривают такие периоды в развитии человека, как:
- новорожденный (1 – 10 дней);
- грудной возраст (10 дней – 1 год) (хочу, но не могу)
- раннее детство (1 – 3 года) – фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания (если ты скажешь «да», ребенок скажет «нет»)
- первое детство (4 – 7 лет);
- второе детство (8 - 12);
- подростковый возраст (13 - 16);
- юношеский возраст (17 - 21);
- зрелый возраст (первый период: 22 – 35 лет – мужчины, 21 – 35 лет – женщины; второй период: 36 – 60 лет – мужчины, 36 – 55 лет – женщины);
- пожилой возраст (61 – 74 года – мужчины, 56 – 74 года - женщины);
- старческий возраст (75 – 90 лет – мужчины и женщины);
- долгожители (90 лет и старше).
Слайд 3
На протяжении всей нашей жизни происходят такие явления, как кризис того или иного возраста. Итак, в какие года у людей бывают кризисы:
- Кризис 1 года (хочу, но не могу)
- Кризис 3-х лет – фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания (если ты скажешь «да», ребенок скажет «нет»)
- Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) – неустойчивость воли, настроений, психологического настроения. Стремление занять взрослое положение в обществе.
Новообразование: самооценка.
- Кризис 13 лет (ведущая деятельность – общение со сверстниками)
- Кризис 17 лет (самоопределение)
- Кризисы зрелости (30 лет)
- Кризис середины жизни (40 – 45 лет) («покинутого гнезда»)
- Кризис позднего возраста (55 – 60 лет)
Так что же все таки такое возрастной кризис? Давайте попробуем узнать, как понимаете этот термин вы. Я предлагаю подумать над этим вопросом 3 минуты каждой из групп, на которые мы разделились ранее. Вам даётся листочек, на котором после обсуждения, вы должны написать фразу «Возрастной кризис – это...» и написать своё понимание этого термина.
(Выслушиваются все ответы)
Слайд 4
Частично, все ваши ответы были правильными. Вы большие молодцы. Так давайте узнаем, что же все таки подразумевается под возрастным кризиссом.
Возрастной кризис – это нормальное состояние для каждого растущего, развивающегося человека. Кризис возникает на стыке двух возрастов и свидетельствует о завершении одного этапа развития и начале следующего. В такие периоды появляются новые потребности, меняется поведение человека. На некоторых кризисах мы с вами и остановимся.
Почему и может быть, вы зададите мне вопрос: «Зачем мне знать, когда бывает кризис у взрослых, т.е. у самих родителей?». По той причине, что когда родитель и ребенок находится в периоде кризиса, то получается внутрисемейный конфликт. Это для того, чтобы предупредить родителя на будущее, говорят: «Предупрежден, значит вооружен».
Разберем более подробно:
Кризис трех лет
Кризис семи лет
Кризис 13 лет
Кризис 17 лет
Слайд 5
Кризис трех лет.
Проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит «Я сам!», первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса: 1) кризис независимости – негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости – плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.
Попросит родителей привести примеры жизненных ситуаций, когда важно умение говорить «нет». Обратить их внимание на то, что в три года ребенок учится сопротивлению, и задача родителей обеспечить ребенку:
Личное пространство (комната, игрушки)
Компромиссы
Четкая система запретов
Слайд 6
Кризис 7-ми лет.
Школа – это выход в широкую социальную действительность, модель взрослой жизни, семья становится базой для совершения путешествий вовне. Ребенок вступает в самостоятельные отношения с детьми и взрослыми в процессе социально значимой и социально оцениваемой деятельности – учения.
Самооценка приобретает более реалистичный характер. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.
Слайд 7
Кризис 13 лет. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития.
Слайд 8
Кризис 17 лет. Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.
Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.
Для закрепления услышанного материала, я вам предлагаю разыграть небольшие ситуации. Вам нужно описать примерное состояние ребенка, подростка, или юноши в данном возрасте, опираясь на свой жизненный опыт, придумать характерную ситуацию в данном возрасте и проиграть, то есть показать мини – сценку.
Вы большие молодцы. Мы наглядно посмотрели на то, как ведут себя дети, так сказать, находясь на стыке того или иного кризиса. Для того, чтобы возрастные кризисы детей проходили более гладко, чтоб не возникало никаких особых проблем при общении или воспитание детей, родителям необходимо
Слайд 9
Избегать крайностей в общении с ребенком (нельзя все позволять малышу или все запрещать)
Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребенком.
Важно давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность.
Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если ее нет). Но при этом ребенок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого.
Слайд 10
Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.
Когда ребенок станет чуть-чуть старше, важно расширять круг знакомств ребенка, чаще давать ему поручения, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребенка в своих силах.
Надо помнить, что ребенок в своем поведении и поступках подражает взрослым, и постарается подавать ему хороший личный пример. Однако все это возможно только в том случае, если у ребенка с взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.
Моё выступление подошло к концу. Надеюсь, что сегодня вам было интересно, вы узнали что-то новое. И на последок, я предлагаю попрощаться друг с другом необычным образом, что бы еще лучше запомнить сегодняшний день. Давайте протянем обе руки соседям справа и слева, чтобы у нас получился круг и сомкнем руки. Хорошо скажем «До скорой встречи!».
Слайд 11