Развитие детей 4-5 лет. Что можем, знаем и умеем? Ваш ребёнок уже не увалень-карапуз, а вполне самостоятельный малыш. Он многому уже научился, но как много ему ещё придётся освоить! Главное для родителей – не переборщить со стремлением вырастить гения, ребёнку абсолютно не хочется быть ребёнком-индиго, этого хочется некоторым (сумасшедшим) родителям, ребёнку хочется просто быть счастливым. А счастливые дети – здоровые дети!
В каком возрасте Ваш ребёнок начал требовать самостоятельности? Об этом свидетельствуют крики и капризы, связанные с желанием сделать что-то без вашей помощи. "Я сам!!!" – часто слышат родители от своего ребёнка в возрасте 2-х с половиной – трёх лет. Это самый благоприятный возраст для развития навыков самообслуживания.
В 4 года ребёнок должен уметь всё, что необходимо для его пребывания в детских учреждениях, при общении со сверстниками: самостоятельно одеваться, самостоятельно есть, ходить в туалет. Кроме того, он уже может великолепно обладать навыками общения со сверстниками, воспитателями, родителями. Он должен правильно говорить свои имя, Фамилию, возраст и адрес проживания. Он должен знать имя, отчества и фамилию родителей. Ребёнок в этом возрасте может мыть за собой посуду, стирать нижнее бельё (можно за ним перестирать и посуду перемыть), убирать за собой игрушки и книги. В 4 года ребёнок может быть вполне самостоятельным человеком, главное – не упустить момент, когда он хочет всему научиться и делает это с удовольствием. На это у родителей часто не хватает терпения и времени и они предпочитают сделать всё за ребёнка, а дети к этому очень быстро привыкают. Если ребёнок до 4-х лет этому не научился, его приходится уже перевоспитывать, а это трудно. Поэтому начинаются конфликты, капризы. Ребёнок начинает манипулировать своими родителями... Пусть всё делает сам под вашим невидимым контролем, но видимым поощрением. Желаю успехов!
Из общего развития ребёнок 4-5 лет должен... знать:
название родного города, села;
основные трудовые действия врача, повара, продавца, парикмахера.
иметь представление:
о характерных признаках города и села;
об элементарных правилах поведения в городе и природе;
о разных видах общественного транспорта;
о семье и взаимопомощи членов семьи;
об основных частях тела человека и их назначении;
об элементарных правилах поведения и личной гигиены;
об условиях роста растений; о выращивании овощей и фруктов;
о профессиях людей и взаимопомощи людей разных профессий;
об основных особенностях сезонной жизни природы;
об основных особенностях сезонной жизни людей;
о домашних животных (их пользе, о труде людей по уходу за домашними животными);
о жизни диких животных в природе.
должен уметь:
отличать времена года и их признаки;
отличать город от села;
отличать и называть деревья (3-4 вида) и кустарники (1 вид);
называть грибы и ягоды;
отличать съедобные части растений от несъедобных;
узнавать мухомор как несъедобный гриб;
решать задачи в рабочей группе (навык групповой деятельности);
правильно вести себя на занятии (давать правильный и полный ответ, правильно задавать вопросы воспитателю и ребятам и т.п.)
Что должен уметь делать ребёнок в этом возрасте?
4 года.
· петь песенки
· прыгать на одной ножке
· бросать и ловить мяч ручками
· спускаться по лестнице самостоятельно
· рисовать людей, различая три отдельные части тела
· строить башню из 10 кубиков или блоков
· понимать разницу между фантазией и реальностью
5 лет.
· прыгать через верёвочку
· держать равновесие на одной ножке («ласточка») с закрытыми глазами
· пользоваться ножницами
· начать учиться завязывать шнурки
· копировать формы при рисовании
· одеваться самостоятельно,
· знать домашний адрес и телефон
· узнавать буквы и повторять алфавит
· в этом возрасте могут начать расти постоянные зубки,
Что ребёнок должен говорить? В основном этот вопрос волнует родителей, когда ребёнок только начинает говорить. А потом, вроде как всё уже пойдёт само. Но речевые навыки, словарный запас это то, что поможет ребёнку учиться в школе. Поэтому, важно не ослаблять внимание к развитию речи.
4 года.
· ребёнок говорит около 1500 различных слов
· говорит предложениями из 4-5 слов
· постоянно задаёт вопросы
· знает один или несколько цветов
· любит рассказывать истории
· может начать повторять «плохие» слова (если постоянно слышит)
5 лет.
· говорит уже 2000 слов
· предложения строятся из 6-8 слов
· может знать 4 и более цвета
· знает дни недели и месяцы
· может назвать деньги – монетки и банкноты
· понимает инструкции, состоящие более чем из одной команды
· говорит бегло
Что должен понимать ребёнок?
Развитие словарного запаса обязательно связано с развитием понимания мира. В эти годы ребёнок начинает понимать идеи и сравнивать абстрактные понятия. Развитие этих навыков очень индивидуально, но вот некоторые навыки, которые могут достичь дети.
4 года.
· начинает понимать время
· начинает осознавать не только самого себя, но и людей вокруг
· может выполнять правила, установленные родителями, но не отличает правильно от неправильно
· верит, что его собственные мысли могут осуществиться
5 лет.
· лучше понимает время
· интересуется реальными фактами об окружающем мире
· может сравнить правила родителей и друзей.
Как дети общаются?
Поведение в обществе - социальные навыки очень важны для дальнейшей жизни. То, что будет заложено сейчас, ваш ребёнок пронесёт через всю жизнь. Конечно, всё зависит от характера, особенностей личности, но вот основные черты, свойственные детям в этом возрасте.
4 года.
· очень независим, хочет всё делать сам
· эгоист и не любит делиться
· зависит от настроения, обычны перемены настроения
· в период смены настроения может быть агрессивным по отношению к членам семьи
· есть страхи (темнота, бабайка и прочее)
· может иметь воображаемых товарищей в игре
· любит исследовать своё тело и может играть в доктора
· может убегать или угрожать тем, что убежит
· может драться с братишками-сестрёнками
· часто играет с другими детьми в группе
5 лет.
· в целом, более склонен к сотрудничеству, чем в 4 года
· в целом, более ответственен, чем в 4 года
· хочет доставить радость другим, сделать их счастливыми
· имеет хорошие манеры (знает вежливые слова; знает, что может обидеть других; знает, какое поведение - плохое)
· полностью самостоятельно одевается без посторонней помощи
· хорошо ладит с родителями
· любит помогать на кухне и играть в спортивные игры,
· если дети начинают посещать школу в этом возрасте, они неохотно расстаются с родителями.
Как помочь ребёнку развить необходимые для школы социальные навыки:
· Поощряйте хорошее поведение и достигнутые результаты. Часто родители акцентируют внимание на плохом. Пусть вы не наказываете, а просто говорите, что это плохо, но для ребёнка вы – весь мир. И этот мир его осуждает. И если осуждает часто, почти всегда, не замечая его достижений, то ребёнок внутренне начинает защищаться. Не думайте, что всё, чего ребёнок достиг, это так и должно быть! Он этого достиг! Покажите, что вы видите, рады, гордитесь им. Учите ребёнка радоваться достижениям.
· Когда ребёнок ведёт себя не так, как хотелось бы, подумайте, прежде чем действовать.
· Помогите ребёнку научиться правильно, выражать гнев и несогласие с вами.
· Поощряйте ребёнка рассказывать вам о своих чувствах, мыслях. Пусть он не боится быть открытым вам.
· Читайте ребёнку, пойте вместе с ним, разговаривайте.
· Проводите время с пользой, учите ребёнка чему-нибудь. Особенно полезен опыт бабушек и дедушек, у них больше терпения и времени.
· Поощряйте ребёнка спрашивать и исследовать мир.
· Поощряйте физическую активность под вашим наблюдением, дети ещё не понимают опасность в этом возрасте.
· Давайте ребёнку играть со сверстниками, если он не ходит в сад, организуйте его общение с другими детьми, идите на игровые площадки, туда, где есть другие дети.
· Давайте ребёнку право выбрать, когда он того хочет, и считайтесь с этим правом. Конечно, с вашим опытом, вы сделаете лучший выбор! Но согласны ли вы, что будете выбирать за него всю жизнь? А без вас – кто будет определять его выбор? Какого взрослого он выберет в авторитеты? Как раз сейчас вы делаете его будущую жизнь счастливой, его самостоятельным человеком. Вы учите его выбирать и понимать это.
· Ограничьте просмотр телепередач одним часом в день, остальное время посвятите чему-нибудь более продуктивному.