Возрастные особенности и интересы умственно-отсталых старшеклассников.
Период старшего школьного возраста (15-18 лет) для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как и для их нормотипичных сверстников, является временем активного личностного становления, подготовки к самостоятельной жизни и поиска своего места в обществе. Однако этот процесс протекает с учетом специфики их психофизического развития, что накладывает отпечаток на все сферы личности: cognitive, emotional, социальную и behavioral.
Особенности психофизического развития
Познавательная сфера:
Мышление остается преимущественно наглядно-действенным и наглядно-образном уровне. Способность к абстракции и сложным логическим операциям крайне ограничена. Однако старшеклассники способны к обобщениям на элементарном уровне, особенно в рамках практических, знакомых ситуаций.
Память характеризуется слабостью произвольного запоминания, небольшим объемом и неточностью. Лучше всего усваивается материал, подкрепленный наглядностью и практическим действием.
Внимание неустойчиво, легко истощается, требует частой смены видов деятельности и внешней мотивации.
Речь развита слабо, ограничен словарный запас, нарушена грамматическая сторона. Однако в этом возрасте наблюдается значительный прогресс в коммуникативной функции речи — стремление к общению, способность поддержать простой диалог на бытовые темы.
Эмоционально-волевая сфера:
Эмоции более устойчивы и осознанны, чем в младшем возрасте, но остаются недостаточно дифференцированными (например, сложно отличить обиду от огорчения).
Подростки остро переживают свою несостоятельность в учебе и общении, болезненно реагируют на критику и насмешки, что может порождать вспышки гнева, агрессии или, наоборот, замкнутость.
Формируется самооценка, но она часто неадекватна (завышена или занижена) и сильно зависит от оценок значимых взрослых (педагогов, родителей).
Волевые процессы развиты слабо. Принятие решений, преодоление трудностей, планирование действий даются с большим трудом и требуют внешней поддержки.
Личностная и социальная сфера:
Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Центральное место занимает подготовка к труду, выбор доступной профессии, что является основой для будущей самореализации и экономической независимости.
Формируется самосознание: появляется интерес к себе, своим возможностям и ограничениям, к своим правам и обязанностям.
Общение со сверстниками выходит на первый план. Дружба носит ситуативный характер, но потребность в принятии, принадлежности к группе крайне высока. Часто формируются малые группы по интересам.
Отношения с родителями сложны и противоречивы. С одной стороны, сохраняется сильная зависимость от них, с другой — проявляется стремление к эмансипации и самостоятельности, что может приводить к конфликтам.
Интересы начинают определяться конкретной практической направленностью. Подростки ориентируются на мнение и пример значимых взрослых (мастеров, учителей).
Специфика интересов старшеклассников
Интересы умственно-отсталых старшеклассников имеют свою специфику, обусловленную уровнем их развития:
Практико-ориентированные интересы. Наибольший интерес вызывают темы, связанные с их ближайшим будущим: трудоустройство, заработок, самостоятельное проживание, создание семьи. Они с удовольствием осваивают конкретные практические навыки: ремонт одежды, работы по дереву/металлу, приготовление пищи, уход за жилищем.
Досуговые интересы. Как и все подростки, они любят музыку (чаще простые и ритмичные жанры), фильмы (особенно комедии и боевики с простым сюжетом), компьютерные игры (аркады, симуляторы). Однако их вкусы менее избирательны и критичны, им сложно воспринимать сложные художественные образы.
Социальные интересы. Проявляется живой интерес к общению, совместным поездкам, праздникам, спортивным соревнованиям. Это мощный ресурс для развития коммуникативных навыков и формирования правильного поведения в коллективе.
Учебные интересы. Учеба редко является intrinsically мотивированной. Интерес к предмету возникает тогда, когда он подкреплен наглядностью, практическим выходом и понятной пользой для будущей жизни (например, уроки социально-бытовой ориентировки, профильный труд).
Педагогические implications
Понимание этих особенностей является ключом к эффективной работе со старшеклассниками:
Опора на практику. Обучение должно быть максимально наглядным и деятельностным.
Профориентация. Важно помочь подростку адекватно оценить свои силы и выбрать посильную и востребованную профессию.
Социальное партнерство. Создание ситуаций успеха в общественно-полезном труде, волонтерстве (на доступном уровне) повышает самооценку и социальный статус.
Психологическая поддержка. Необходимо учить подростков распознавать и адекватно выражать свои эмоции, конструктивно разрешать конфликты.
Работа с семьей. Педагоги должны помогать родителям перестроить отношения с повзрослевшим ребенком, перейти от гиперопеки к разумной поддержке и самостоятельности.
Заключение
Таким образом, старшеклассники с интеллектуальными нарушениями — это не просто «большие дети», а личности, переживающие сложный переходный период. Их интересы и потребности направлены в будущее, хоть и ограничены своими возможностями. Задача коррекционной школы и семьи — помочь им сформировать реалистичную жизненную перспективу, приобрести необходимые для независимой жизни навыки и уверенно шагнуть во взрослый мир.
Список использованной литератур:
Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. // Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 5.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1986.
Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: АРКТИ, 2002.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2007.