СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные особенности обучающихся

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматриваются отличительные основные признаки разных возрастных периодов детей школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности обучающихся»

Педагог-психолог Никишина С.Н.

Педагог-психолог

Никишина С.Н.

Каждый возраст имеет свои отличительные признаки, которые определяются анатомо-физиологической зрелостью организма (внутренний фактор) и особенностями социальной ситуации (внешний фактор).

Каждый возраст имеет свои отличительные признаки, которые определяются анатомо-физиологической зрелостью организма (внутренний фактор) и особенностями социальной ситуации (внешний фактор).

Психологические особенности первоклассников обусловлены незрелостью структур головного мозга ведущая деятельность - учебная наглядно-образное мышление (опора на зрительные образы) высокая утомляемость, низкий объем, концентрация и переключение внимания преобладание непроизвольной памяти (запоминается яркое и интересное) недостаточный уровень развития мелкой моторики недостаточная регуляция собственного поведения (неорганизованность, суетливость, подвижность) эмоциональная неустойчивость (импульсивность, смена настроения) начальный этап формирования позиции школьника

Психологические особенности первоклассников обусловлены незрелостью структур головного мозга

  • ведущая деятельность - учебная
  • наглядно-образное мышление (опора на зрительные образы)
  • высокая утомляемость, низкий объем, концентрация и переключение внимания
  • преобладание непроизвольной памяти (запоминается яркое и интересное)
  • недостаточный уровень развития мелкой моторики
  • недостаточная регуляция собственного поведения (неорганизованность, суетливость, подвижность)
  • эмоциональная неустойчивость (импульсивность, смена настроения)
  • начальный этап формирования позиции школьника
поддерживайте стремление ребенка стать школьником формируйте самостоятельность и ответственность (определите обязанности) объясните важность и целесообразность школьных правил поддержите его при неудачах отмечайте даже самые незначительные успехи уделяйте внимание любым трудностям и проблемам
  • поддерживайте стремление ребенка стать школьником
  • формируйте самостоятельность и ответственность (определите обязанности)
  • объясните важность и целесообразность школьных правил
  • поддержите его при неудачах
  • отмечайте даже самые незначительные успехи
  • уделяйте внимание любым трудностям и проблемам
Более развитая самооценка Повышение критичности к себе Формирование произвольности Развитие мыслительных операций Основная трудность - отличие логики восприятия ребенка и взрослого направленность: рассуждения от общего к частному или, наоборот, от частного к общему; способность быстро связать новый материал с уже имеющимися знаниями; абстрактное (у взрослых) и конкретное (у детей) мышление;
  • Более развитая самооценка
  • Повышение критичности к себе
  • Формирование произвольности
  • Развитие мыслительных операций

Основная трудность - отличие логики восприятия ребенка и взрослого

  • направленность: рассуждения от общего к частному или, наоборот, от частного к общему;
  • способность быстро связать новый материал с уже имеющимися знаниями;
  • абстрактное (у взрослых) и конкретное (у детей) мышление;

Осознанное отношение к учению Проявление интереса к познанию Происходят качественные преобразования в мыслительных процессах Активно развивается произвольность Память претерпевает изменения ( становятся доступны некоторые способы смыслового запоминания) Совершенствование навыка чтения
  • Осознанное отношение к учению
  • Проявление интереса к познанию
  • Происходят качественные преобразования в мыслительных процессах
  • Активно развивается произвольность
  • Память претерпевает изменения ( становятся доступны некоторые способы смыслового запоминания)
  • Совершенствование навыка чтения
У большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к предметам Появляется индивидуальный стиль учебной работы Четвероклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними. Только успех порождает успех Окончательно закрепляется мотивация на ближайшие несколько лет Зависимость от оценки взрослых
  • У большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к предметам
  • Появляется индивидуальный стиль учебной работы
  • Четвероклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними.
  • Только успех порождает успех
  • Окончательно закрепляется мотивация на ближайшие несколько лет
  • Зависимость от оценки взрослых
Безусловное принятие – это принятие ребенка не за что-то, а просто за то, что он есть. Активно слушать ребенка – это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства словами. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми ребенок справляется самостоятельно. Позволяйте ребенку самостоятельно справляться с тем, что он уже умеет, даже если при этом он допускает некоторые ошибки. Поддерживайте успехи ребенка. Необходимо сообщать ребенку о своих чувствах, если его поведение вызывает у вас негативные переживания. Соответствие ваших ожиданий возможностям ребенка. Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
  • Безусловное принятие – это принятие ребенка не за что-то, а просто за то, что он есть.
  • Активно слушать ребенка – это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства словами.
  • Не вмешивайтесь в занятия, с которыми ребенок справляется самостоятельно. Позволяйте ребенку самостоятельно справляться с тем, что он уже умеет, даже если при этом он допускает некоторые ошибки.
  • Поддерживайте успехи ребенка.
  • Необходимо сообщать ребенку о своих чувствах, если его поведение вызывает у вас негативные переживания.
  • Соответствие ваших ожиданий возможностям ребенка.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
ВАЖНО!  В воспитании положительные переживания должны преобладать над отрицательными, поэтому все же хвалить и поощрять ребенка надо чаще, чем ругать.

ВАЖНО!

В воспитании положительные переживания должны преобладать над отрицательными, поэтому все же хвалить и поощрять ребенка надо чаще, чем ругать.

Подростковый возраст — стадия развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь

Подростковый возраст — стадия развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь

Высокая потребность в общении Социально-ориентированное общение Эмоциональная неустойчивость Чувствительность к оценке посторонних Чувство взрослости Осознание временной перспективы
  • Высокая потребность в общении
  • Социально-ориентированное общение
  • Эмоциональная неустойчивость
  • Чувствительность к оценке посторонних
  • Чувство взрослости
  • Осознание временной перспективы
Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения, общение носит интимно-личностный характер. Подросток приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям. Потребность в интимности в это время практически не насыщается.

Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения, общение носит интимно-личностный характер. Подросток приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям. Потребность в интимности в это время практически не насыщается.

В тоже время опыт общения в этом возрасте часто бывает недостаточным. Подросток просто не знает как вести себя в той или иной ситуации. Так что помимо повышенной потребности в общении для этого возраста характерна и агрессия, замкнутость , вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций. Достаточно эффективным в этом случае будет совместный анализ поступков ребенка.

В тоже время опыт общения в этом возрасте часто бывает недостаточным. Подросток просто не знает как вести себя в той или иной ситуации. Так что помимо повышенной потребности в общении для этого возраста характерна и агрессия, замкнутость , вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций. Достаточно эффективным в этом случае будет совместный анализ поступков ребенка.

Положительное: подросток стремится делать что-то полезное, социально-значимое (забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается) Отрицательное: часто перенимаются исключительно внешние показатели взрослости: курение, алкоголь, нецензурная лексика В данном случае необходимо поощрять общественно одобряемое проявление взрослости и рассказывать о своих личных примерах родителям

Положительное: подросток стремится делать что-то полезное, социально-значимое (забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается)

Отрицательное: часто перенимаются исключительно внешние показатели взрослости: курение, алкоголь, нецензурная лексика

В данном случае необходимо поощрять общественно одобряемое проявление взрослости и рассказывать о своих личных примерах родителям

 Самооценка складывается из знания своих  качеств и отношения к ним. Знание подростки получают в основном от значимых взрослых, отношение формируется через сравнение собственных качеств с эталоном, через оценку значимости собственного вклада в жизнь окружающих значимых людей

Самооценка складывается из знания своих

качеств и отношения к ним. Знание подростки получают в основном от значимых взрослых, отношение формируется через сравнение собственных качеств с эталоном, через оценку значимости собственного вклада в жизнь окружающих значимых людей

Период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту приходится примерно на 15—16 лет, то есть на 9—10 класс. В этом возрасте основной задачей является готовность к самоопределению (личностному, профессиональному, социальному). Завершается физическое развитие и половое созревание. Это приводит к большим изменениям в облике старшеклассников, что привлекает их особое внимание к своему физическому «Я», своему здоровью Старшеклассники уже становятся в позицию наблюдателя по отношению к себе. «Кто Я?» и «Каково мое место?» Открытие своего внутреннего мира — главное приобретение ранней юности. Старшеклассник не может создать цельное представление о себе, отсюда переживания, беспокойство, неадекватные поступки.

Период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту приходится примерно на 15—16 лет, то есть на 9—10 класс.

В этом возрасте основной задачей является готовность к самоопределению (личностному, профессиональному, социальному).

Завершается физическое развитие и половое созревание. Это приводит к большим изменениям в облике старшеклассников, что привлекает их особое внимание к своему физическому «Я», своему здоровью

Старшеклассники уже становятся в позицию наблюдателя по отношению к себе. «Кто Я?» и «Каково мое место?» Открытие своего внутреннего мира — главное приобретение ранней юности. Старшеклассник не может создать цельное представление о себе, отсюда переживания, беспокойство, неадекватные поступки.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Подросток начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Подросток начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.

проявление доброты, внимания, заботы; просьба; поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями: поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях; награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок; поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды; помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды; ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
  • проявление доброты, внимания, заботы;
  • просьба;
  • поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
  • поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
  • награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
  • поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
  • помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
  • ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо; всегда учитывайте состояние ребенка;  не унижайте ребенка;  соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил». «авансирование личности» – высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему; 
  • если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо;
  • всегда учитывайте состояние ребенка; 
  • не унижайте ребенка; 
  • соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
  • «авансирование личности» – высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему; 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!