Педагог-психолог
Никишина С.Н.
Каждый возраст имеет свои отличительные признаки, которые определяются анатомо-физиологической зрелостью организма (внутренний фактор) и особенностями социальной ситуации (внешний фактор).
Психологические особенности первоклассников обусловлены незрелостью структур головного мозга
- ведущая деятельность - учебная
- наглядно-образное мышление (опора на зрительные образы)
- высокая утомляемость, низкий объем, концентрация и переключение внимания
- преобладание непроизвольной памяти (запоминается яркое и интересное)
- недостаточный уровень развития мелкой моторики
- недостаточная регуляция собственного поведения (неорганизованность, суетливость, подвижность)
- эмоциональная неустойчивость (импульсивность, смена настроения)
- начальный этап формирования позиции школьника
- поддерживайте стремление ребенка стать школьником
- формируйте самостоятельность и ответственность (определите обязанности)
- объясните важность и целесообразность школьных правил
- поддержите его при неудачах
- отмечайте даже самые незначительные успехи
- уделяйте внимание любым трудностям и проблемам
- Более развитая самооценка
- Повышение критичности к себе
- Формирование произвольности
- Развитие мыслительных операций
Основная трудность - отличие логики восприятия ребенка и взрослого
- направленность: рассуждения от общего к частному или, наоборот, от частного к общему;
- способность быстро связать новый материал с уже имеющимися знаниями;
- абстрактное (у взрослых) и конкретное (у детей) мышление;
- Осознанное отношение к учению
- Проявление интереса к познанию
- Происходят качественные преобразования в мыслительных процессах
- Активно развивается произвольность
- Память претерпевает изменения ( становятся доступны некоторые способы смыслового запоминания)
- Совершенствование навыка чтения
- У большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к предметам
- Появляется индивидуальный стиль учебной работы
- Четвероклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними.
- Только успех порождает успех
- Окончательно закрепляется мотивация на ближайшие несколько лет
- Зависимость от оценки взрослых
- Безусловное принятие – это принятие ребенка не за что-то, а просто за то, что он есть.
- Активно слушать ребенка – это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства словами.
- Не вмешивайтесь в занятия, с которыми ребенок справляется самостоятельно. Позволяйте ребенку самостоятельно справляться с тем, что он уже умеет, даже если при этом он допускает некоторые ошибки.
- Поддерживайте успехи ребенка.
- Необходимо сообщать ребенку о своих чувствах, если его поведение вызывает у вас негативные переживания.
- Соответствие ваших ожиданий возможностям ребенка.
- Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
ВАЖНО!
В воспитании положительные переживания должны преобладать над отрицательными, поэтому все же хвалить и поощрять ребенка надо чаще, чем ругать.
Подростковый возраст — стадия развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь
- Высокая потребность в общении
- Социально-ориентированное общение
- Эмоциональная неустойчивость
- Чувствительность к оценке посторонних
- Чувство взрослости
- Осознание временной перспективы
Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения, общение носит интимно-личностный характер. Подросток приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям. Потребность в интимности в это время практически не насыщается.
В тоже время опыт общения в этом возрасте часто бывает недостаточным. Подросток просто не знает как вести себя в той или иной ситуации. Так что помимо повышенной потребности в общении для этого возраста характерна и агрессия, замкнутость , вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций. Достаточно эффективным в этом случае будет совместный анализ поступков ребенка.
Положительное: подросток стремится делать что-то полезное, социально-значимое (забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается)
Отрицательное: часто перенимаются исключительно внешние показатели взрослости: курение, алкоголь, нецензурная лексика
В данном случае необходимо поощрять общественно одобряемое проявление взрослости и рассказывать о своих личных примерах родителям
Самооценка складывается из знания своих
качеств и отношения к ним. Знание подростки получают в основном от значимых взрослых, отношение формируется через сравнение собственных качеств с эталоном, через оценку значимости собственного вклада в жизнь окружающих значимых людей
Период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту приходится примерно на 15—16 лет, то есть на 9—10 класс.
В этом возрасте основной задачей является готовность к самоопределению (личностному, профессиональному, социальному).
Завершается физическое развитие и половое созревание. Это приводит к большим изменениям в облике старшеклассников, что привлекает их особое внимание к своему физическому «Я», своему здоровью
Старшеклассники уже становятся в позицию наблюдателя по отношению к себе. «Кто Я?» и «Каково мое место?» Открытие своего внутреннего мира — главное приобретение ранней юности. Старшеклассник не может создать цельное представление о себе, отсюда переживания, беспокойство, неадекватные поступки.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Подросток начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.
- проявление доброты, внимания, заботы;
- просьба;
- поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
- поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо;
- всегда учитывайте состояние ребенка;
- не унижайте ребенка;
- соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
- «авансирование личности» – высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;