СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные особенности развития силовых качеств у старших школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности развития силовых качеств у старших школьников»

Мансуров Алмаз Павлович

Учитель физической культуры МБОУ СШ №5 им. С. М. Кирова

Мастер спорта России

Возрастные особенности развития силовых качеств у старших школьников

Известно, что школьный возраст является наиболее благоприятным периодом онтогенеза для развития физических качеств, что обусловливается естественными процессами развития организма. Однако, как показывают различные исследования, в определенные возрастные периоды темпы прироста двигательно-координационных качеств неодинаковы и зависят от биологических наследственно детерминированных программ индивидуального созревания органов и структур, чем и определяются точные цели педагогических воздействий, а также состав и характер педагогических средств [8, 25, 33, 48].

Экспериментальное выявление гетерохронного характера развития физических качеств предопределило обоснованию и выделение подросткового и юношеского возраста от 14-15 до 17-18 лет (девушки) и от 15-16 до 17-18 лет (юноши) как периода относительной стабилизации показателей физической подготовленности.

В работе З.И. Кузнецовой [25] было сформулировано положение, согласно которому эффективность педагогического процесса значительно возрастет в том случае, если направленное воздействие приходится на периоды, которые характеризуются более высокими темпами естественного развития двигательных функций, дало толчок к определению границ возрастных периодов интенсивного развития основных силовых качеств.

В теории физического воспитания периоды наиболее быстрого роста физических качеств получили название «сенситивных» периодов.

Возможность увеличения силы мышц в условиях малого сопротивления отмечается с 8 до 14-15 лет. Наибольший прирост наблюдается регистрируется в возрасте 12-13 лет и достигает максимума в 14-15 лет. Максимального уровня силы, сравнимая с взрослым человеком, юноши достигают в 16-20 лет.

Ученые [8, 25] выделяют два периода показателей абсолютной силы у юношей – в 13–14 лет ив 16–17 лет с относительной стабилизацией приростов силы у юношей после 14 лет и постепенным увеличением показателей силы до 17–18 лет без «скачков» в возрастной динамике не проявляется.

Вместе с тем, если дифференцировать силовые качества по характеру мышечных сокращений, по составу участвующих в работе мышечных групп, по длительности напряжения мышц, выполняющих то или иное двигательное действие, то можно убедиться, что силовые качества в возрасте от 15 до 17 лет развиваются далеко не одновременно и не однонаправлены. У юношей старшего школьного возраста наиболее интенсивно развивается силовая выносливость, наименее – собственно-силовые качества и практически сохраняется постоянным уровень в развитии скоростно-силовых качеств, что свидетельствует о целесообразности использования направленного развития силовых качеств у юношей.

Мышцы у старших школьников обладают высокой эластичностью, высокими сократительными способностями и оптимальной нервной регуляцией. Опорно-двигательный аппарат устойчив к большим статическим и динамическим нагрузкам, обязательным в силовой подготовке.

У юношей 15-17 лет на фоне в целом сформировавшихся нервных механизмов регуляции разнообразных функций организма, участвующих в мышечной деятельности, продолжается интенсивное развитие периферических механизмов энергообеспечения скелетных мышц, что имеет немаловажное значение для направленного развития силовых качеств [8, 25, 33, 48] . Так, по мнению ряда авторов, эффективное развитие силовых качеств сочетается с интенсивным расширением функциональных возможностей механизмов анаэробного энергообеспечения, детерминируемого наследственными программами индивидуального развития школьников [8, 25, 33, 48].

У юношей 15-17 лет при выполнении силовых упражнений различного характера в процессе урочных форм занятий отмечается совершенствование и повышение функциональных возможностей систем дыхания и кровообращения, наблюдается значительный прирост показателей максимального потребления кислорода.

Но расплывчатость границ наиболее благоприятных периодов, которые отмечают литературные источники, требуют более точного определения специфики направленных тренировочных воздействий, учитывая возрастную динамику видовых характеристик качества силы.

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах.

Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10–12 см и тяжелее на 5–8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек [42].

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила [42].

В 15–17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и диффренцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом [42].

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления.

Из имеющихся данных можно сделать вывод, что старший школьный возраст, является оптимальным для развития силовых качеств у юношей. Многими специалистами [8, 25, 33, 48] выявлено, что именно в этом возрасте происходит активное нарастание показателей этих физических качеств, и направленное развитие у юношей силовых качеств будет эффективным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды. 2-е изд. / под ред. В.П. Зинченко. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 688 с.

    2. Калашникова Р.В. Метод комплексно-круговой тренировки и ее применение на занятиях физической культуры. Иркутск: ИГМУ, 2014. 180 с.

    3. Садовникова А.М., Болотов А.В., Субботина А.А. Физическая подготовленность школьников с разным соматотипом // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. № 3. С. 63–66.

    4. Левушкин С.П. Комплексная оценка физической работоспособности юношей 17-21 года: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Казань, 1993. 22 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!