Возрастные особенности ребенка 3 - 4 лет
Три года – это возраст определенного рубежа развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш начинает осознавать собственную «отдельность». Кризис 3 лет связан с формированием образа Я, самоутверждением и самостоятельностью. Возникает противоречие между желанием «делать, как взрослый» и своими возможностями. Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении, признании и самостоятельности.
В этом возрасте ваш ребенок:
Выражает желание делать всё по-своему. Это необходимо ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Отделяясь от взрослых, ребенок пытается установить с ними новые отношения.
Осознавая себя как отдельного человека, ребенок отвергает почти все, что предлагают родители, и делает все сам, даже если ему это пока не по силам. Ребенок протестует не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем перечить другому.
Начинает действовать не под влиянием сиюминутных желаний, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов.
Возникает потребность общаться не только с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила поведения через реакции взрослых и детей на его поступки.
Игра становится более коллективной и уже имеет сюжетное наполнение. В ней ребенок воображает себя кем угодно и соответственно действует. В этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10 – 15 минут, а потом ему хочется переключиться на что-то другое.
Дети в игре со сверстниками учатся защищать свои личные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учитывать желания и чувства других партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова, придает уже известным словам свой особенный смысл.
Заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.
В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. В этом возрасте дети боятся Волка, Бабы Яги, Бармалея, Карабас-Барабаса и прочих нелицеприятных личностей. Перечисленные персонажи отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке любви, жалости и сочувствия.
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может (Окружающий мир):
Знать названия и уметь показывать домашних и диких животных;
Знать названия 3-4 птиц(воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб(кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела);
Знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза);
Знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы;
Иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы;
Знать части суток - утро, день, вечер, ночь;
Уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может (навыки обихода):
Уметь самостоятельно одевать вещи;
Уметь разрезать ножницами бумагу;
Уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками т.д.
Уметь рисовать кружочки, точки, линии;
Уметь обводить и раскрашивать картинки;
Знать основные правила гигиены.
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может (Математика):
Уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руках;
Уметь владеть понятиями: один-много, большой-маленький, высокий-низкий и т.п.
Знать основные цвета;
Знать основные геометрические фигуры;
Уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме;
Уметь сравнивать количество предметов;
Уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может (логическое мышление):
Уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей;
Уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках;
Уметь находить лишний предмет и объяснять свой выбор;
Уметь находить сходства и различия между предметами;
Уметь запоминать 2-3 картинки;
Уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз;
Уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза;
Уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета;
Уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание;
Находить парные предметы, из группы предметов выбирать нужный;
Уметь находить сходства и различия между предметами.
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может (развитие речи):
Уметь описывать увиденное;
Формировать простые предложения, постепенно переходить в сложные;
Уметь разделять предметы по группам;
Уметь называть по одному признаку каждого предмета;
Знать названия основных действий людей и животных;
Уметь повторять за взрослым стишки и песенки;
Может знать свое имя и фамилию;
Уметь управлять силой голоса, говорить громко - тихо.