СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные особенности ребенка 3-4 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности ребенка 3-4 лет»


Возрастные особенности ребенка 3 - 4 лет

Три года – это возраст определенного рубежа развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш начинает осознавать собственную «отдельность». Кризис 3 лет связан с формированием образа Я, самоутверждением и самостоятельностью. Возникает противоречие между желанием «делать, как взрослый» и своими возможностями. Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении, признании и самостоятельности.

В этом возрасте ваш ребенок:

Выражает желание делать всё по-своему. Это необходимо ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Отделяясь от взрослых, ребенок пытается установить с ними новые отношения.

Осознавая себя как отдельного человека, ребенок отвергает почти все, что предлагают родители, и делает все сам, даже если ему это пока не по силам. Ребенок протестует не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем перечить другому.

Начинает действовать не под влиянием сиюминутных желаний, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. 

Возникает потребность общаться не только с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила поведения через реакции взрослых и детей на его поступки.

Игра становится более коллективной и уже имеет сюжетное наполнение. В ней ребенок воображает себя кем угодно и соответственно действует. В этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10 – 15 минут, а потом ему хочется переключиться на что-то другое.

Дети в игре со сверстниками учатся защищать свои личные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учитывать желания и чувства других партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова, придает уже известным словам свой особенный смысл.

Заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.

В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. В этом возрасте дети боятся  Волка, Бабы Яги, Бармалея, Карабас-Барабаса и прочих  нелицеприятных личностей. Перечисленные персонажи отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке любви, жалости и сочувствия.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может (Окружающий мир):

  • Знать названия и уметь показывать домашних и диких животных;

  • Знать названия 3-4 птиц(воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб(кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела);

  • Знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза);

  • Знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы;

  • Иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы;

  • Знать части суток - утро, день, вечер, ночь;

  • Уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.



Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может (навыки обихода):

  • Уметь самостоятельно одевать вещи;

  • Уметь разрезать ножницами бумагу;

  • Уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками т.д.

  • Уметь рисовать кружочки, точки, линии;

  • Уметь обводить и раскрашивать картинки;

  • Знать основные правила гигиены.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может (Математика):

  • Уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руках;

  • Уметь владеть понятиями: один-много, большой-маленький, высокий-низкий и т.п.

  • Знать основные цвета;

  • Знать основные геометрические фигуры;

  • Уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме;

  • Уметь сравнивать количество предметов;

  • Уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может (логическое мышление):

  • Уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей;

  • Уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках;

  • Уметь находить лишний предмет и объяснять свой выбор;

  • Уметь находить сходства и различия между предметами;

  • Уметь запоминать 2-3 картинки;

  • Уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз;

  • Уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза;

  • Уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета;

  • Уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание;

  • Находить парные предметы, из группы предметов выбирать нужный;

  • Уметь находить сходства и различия между предметами.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может (развитие речи):

  • Уметь описывать увиденное;

  • Формировать простые предложения, постепенно переходить в сложные;

  • Уметь разделять предметы по группам;

  • Уметь называть по одному признаку каждого предмета;

  • Знать названия основных действий людей и животных;

  • Уметь повторять за взрослым стишки и песенки;

  • Может знать свое имя и фамилию;

  • Уметь управлять силой голоса, говорить громко - тихо.