СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Возрождение и гуманизм" (Методическая разработка урока в виде презентации.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация -разработка урока. К нему прилагаются краткий конспект, рабочий лист ученика и раздаточный материал (текст 1 и 2). Они будут помещены отдельно  к моим файлам. 

Просмотр содержимого документа
«"Возрождение и гуманизм" (Методическая разработка урока в виде презентации.»

Пояснение к уроку и данной презентации.  Тема «Возрождение и гуманизм в Европе» является 4 подтемой в изучении раздела «Новое время» в 10 классе.  Она включает: Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Таким образом, учащиеся уже введены в курс Новой истории: знают об экономических новациях, о Великих географических открытиях, о новинках науки и техники того времени.  Дети изучали данную тему в курсе 6 класса, но теперь она требует нового осмысления. Урок построен как урок-практикум. Использованы ЦОР, цифровое оборудование, настенная карта Европы раннего Нового времени, распечатки документов и рабочие листы.  Примечание:  слайды для детей на сером фоне,  для педагогов (с методическим комментарием) – на жёлтом. - Практические задания будут помечаться так.

Пояснение к уроку и данной презентации.

Тема «Возрождение и гуманизм в Европе» является 4 подтемой в изучении раздела «Новое время» в 10 классе.

Она включает: Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в

эпоху Возрождения и Реформации. Таким образом, учащиеся уже введены в курс Новой истории: знают об экономических новациях, о Великих географических открытиях, о новинках науки и техники того времени.

Дети изучали данную тему в курсе 6 класса, но теперь она требует нового осмысления. Урок построен как урок-практикум. Использованы ЦОР, цифровое оборудование, настенная карта Европы раннего Нового времени, распечатки документов и рабочие листы.

Примечание:

слайды для детей на сером фоне,

для педагогов (с методическим комментарием) – на жёлтом.

- Практические задания будут помечаться так.

 Новая история Тема 1.   Европа: от средневековья к новому времени.  Возрождение и гуманизм в Европе. Цели:  Организовать деятельность учащихся по изучению  эпохи Возрождения, её роли в освобождении личности и  становлении нового времени;  Способствовать формированию ИКТ-компетентностей  (умение работать с информацией: сравнивать исторические  источники, выявлять главное, устанавливать причинно-  следственные связи, оценивать содержание документов)  Приобщать учащихся к гуманистическим ценностям,  воспитывать интерес к истории и культуре;

Новая история

Тема 1.

Европа: от средневековья к новому времени.

Возрождение и гуманизм в Европе.

Цели:

  • Организовать деятельность учащихся по изучению

эпохи Возрождения, её роли в освобождении личности и

становлении нового времени;

  • Способствовать формированию ИКТ-компетентностей

(умение работать с информацией: сравнивать исторические

источники, выявлять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, оценивать содержание документов)

  • Приобщать учащихся к гуманистическим ценностям,

воспитывать интерес к истории и культуре;

Тема: Возрождение и гуманизм в Европе.  «Всемогущий бог, подобно банкиру, раздаёт  людям время как деньги, а затем строго спрашивает с каждого о целесообразности его использования»      Дж. Манетти  Основные понятия урока:  Возрождение (Ренессанс)  Гуманизм  Реформация  Индивидуализм

Тема: Возрождение и гуманизм в Европе.

«Всемогущий бог, подобно банкиру, раздаёт

людям время как деньги, а затем строго спрашивает

с каждого о целесообразности его использования»

Дж. Манетти

Основные понятия урока:

  • Возрождение (Ренессанс)
  • Гуманизм
  • Реформация
  • Индивидуализм
Структура урока  I этап. Вызов (пробуждение имеющихся знаний  интереса к получению новой информации) II этап. Осмысление содержания (получение новой  информации) III этап. Рефлексия (осмысление, рождение нового  знания)

Структура урока

I этап. Вызов (пробуждение имеющихся знаний

интереса к получению новой информации)

II этап. Осмысление содержания (получение новой

информации)

III этап. Рефлексия (осмысление, рождение нового

знания)

Ход урока Этап вызова. Приветствие. Подготовка рабочего стола. (Рабочий лист, на которых будут работать учащиеся, карта Европы 114-16 вв., документы ) Проблемное задание на сравнение. Задание на повторение: причины перемен (коллективная работа) и вывод.

Ход урока

  • Этап вызова.
  • Приветствие.
  • Подготовка рабочего стола. (Рабочий лист, на которых будут работать учащиеся, карта Европы 114-16 вв., документы )
  • Проблемное задание на сравнение.
  • Задание на повторение: причины перемен (коллективная работа) и вывод.
 Перед вами 2 памятника живописи. Рассмотрите их, найдите отличия, запишите их в таблицу рабочего листа и представьте классу.  - Чем вы можете объяснить эти различия?

Перед вами 2 памятника живописи. Рассмотрите их, найдите отличия, запишите их в таблицу рабочего листа и представьте классу. - Чем вы можете объяснить эти различия?

Изображение А (икона Владимирской богоматери) Изображение Б (картина Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта» ) Нет линейной перспективы Плоскостность изображения Схематичность Нарушены пропорции Нет пейзажа Этот икона, свобода художника ограничена церковным каноном  Есть линейная перспектива Объёмность изображения Живость изображения Правильные пропорции Есть элементы пейзажа Художник пишет мадонну, но отошёл от правил

Изображение А

(икона Владимирской богоматери)

Изображение Б

(картина Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта» )

  • Нет линейной перспективы
  • Плоскостность изображения
  • Схематичность
  • Нарушены пропорции
  • Нет пейзажа
  • Этот икона, свобода художника ограничена церковным каноном
  • Есть линейная перспектива
  • Объёмность изображения
  • Живость изображения
  • Правильные пропорции
  • Есть элементы пейзажа
  • Художник пишет мадонну, но отошёл от правил
 Эти различия говорят о том, что изменился сам человек, его личность обретала свободу.  - Каковы же причины этих перемен?  Опираясь на изученный ранее материал, выскажите предположения и оформим их на доске в виде кластера:

Эти различия говорят о том, что изменился сам человек, его личность обретала свободу.

- Каковы же причины этих перемен?

Опираясь на изученный ранее материал, выскажите предположения и оформим их на доске в виде кластера:

Технические изобретения Географические открытия Научные открытия и их распространение Расцвет городов и торговли Борьба за удешевление и ограничение роли церкви в жизни общества ? Все эти причины привели к тому, что изменился мир человека, его личность. Эта новая эпоха получила название Возрождение (по-французски, Ренессанс).

Технические изобретения

Географические открытия

Научные открытия и их распространение

Расцвет городов и торговли

Борьба за удешевление

и ограничение роли церкви

в жизни общества

?

Все эти причины привели к тому, что изменился мир человека, его личность. Эта новая эпоха получила название Возрождение (по-французски, Ренессанс).

Начинается 2 этап урока: получение и осмысление новой информации . Знакомство с происхождением термина и трактовкой  понятия, а также хронологические рамки Возрождения; Родина Возрождения: проблемное задание, включающее  работу с документом, картой и рабочим листом; Главные ценности Ренессанса. Распространение идей  Возрождения, особенности Северного Возрождения; Яркие представители итальянского Возрождения.  Леонардо да Винчи: рассказ учителя с показом слайдов,  практическая работа над «записками Леонардо» и практикум  на осмысление и обобщение материала.

Начинается 2 этап урока:

получение и осмысление новой информации .

  • Знакомство с происхождением термина и трактовкой

понятия, а также хронологические рамки Возрождения;

  • Родина Возрождения: проблемное задание, включающее

работу с документом, картой и рабочим листом;

  • Главные ценности Ренессанса. Распространение идей

Возрождения, особенности Северного Возрождения;

  • Яркие представители итальянского Возрождения.

Леонардо да Винчи: рассказ учителя с показом слайдов,

практическая работа над «записками Леонардо» и практикум

на осмысление и обобщение материала.

 В середине 16 века художник и историк искусства Джорджо Вазари впервые употребил слово «Возрождение».  По мнению Вазари , Возрождение – это возвращение к истокам и великим ценностям античной культуры, своего рода пробуждение после мрачного и грубого средневековья.   Впоследствии эта точка зрения прочно укоренилась в истории культуры.   Сторонники такого подхода полагают, что уже 15 век, а в Италии даже 14, был для средневековой культуры периодом упадка, когда эта культура словно бы умерла и уступила место молодой, энергичной культуре Возрождения.

В середине 16 века художник и историк искусства Джорджо Вазари впервые употребил слово «Возрождение».

По мнению Вазари , Возрождение – это возвращение к истокам и великим ценностям античной культуры, своего рода пробуждение после мрачного и грубого средневековья.

Впоследствии эта точка зрения прочно укоренилась в истории культуры. Сторонники такого подхода полагают, что уже 15 век, а в Италии даже 14, был для средневековой культуры периодом упадка, когда эта культура словно бы умерла и уступила место молодой, энергичной культуре Возрождения.

Сегодня историки считают эпоху Возрождения переходным этапом,  «мостом» между Средними веками и Новым временем. Возрождение  14 – 16 века Древний мир  Новое время Средневековье

Сегодня историки считают эпоху Возрождения переходным этапом,

«мостом» между Средними веками и Новым временем.

Возрождение

14 – 16 века

Древний

мир

Новое

время

Средневековье

 - Как вы думаете, почему Возрождение зародилось именно в Италии?  Подсказка может быть на карте Европы.  Если затрудняетесь с ответом, обратитесь  к документу № 1. Этот документ поможет  также выявить 3 периода Возрождения  и дать им характеристику.

- Как вы думаете, почему

  • Возрождение зародилось именно в Италии?

Подсказка может быть на карте Европы.

Если затрудняетесь с ответом, обратитесь

к документу № 1. Этот документ поможет

также выявить 3 периода Возрождения

и дать им характеристику.

Но было ли Возрождение возвращением к античности? Или это что-то новое по отношению к Средним векам?  В тексте № 2 (документы на столах) высказана одна из точек зрения. Ознакомьтесь с ней.  Какова главная мысль текста? Какие аргументы приводит автор? Согласны ли вы с ним?  Автор также перечисляет страны, охваченные Возрождением,  выявляет особенности Северного Возрождения. Каковы они?  - Запишите их на рабочий лист.

Но было ли Возрождение возвращением к античности?

Или это что-то новое по отношению к Средним векам?

В тексте № 2 (документы на столах) высказана одна

из точек зрения. Ознакомьтесь с ней.

  • Какова главная мысль текста?
  • Какие аргументы приводит автор?
  • Согласны ли вы с ним?
  • Автор также перечисляет страны, охваченные Возрождением,

выявляет особенности Северного Возрождения. Каковы они?

- Запишите их на рабочий лист.

 Главной чертой Возрождения стал  антропоцентризм – ориентация на всестороннее осмысление бытия конкретного человека, обоснование его самоценности.  Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.  Как система взглядов гуманизм впервые оформился в эпоху Возрождения. Гуманизм приобрёл характер широкого и разностороннего движения общественной мысли, охватившего философию, филологию, литературу, искусство.  Пико делла Мирандола , итальянский мыслитель Эпохи Возрождения

Главной чертой Возрождения стал

антропоцентризм – ориентация на

всестороннее осмысление бытия конкретного человека, обоснование его самоценности.

Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Как система взглядов гуманизм впервые оформился в эпоху Возрождения. Гуманизм приобрёл характер широкого и разностороннего движения общественной мысли, охватившего философию, филологию, литературу, искусство.

Пико делла Мирандола ,

итальянский мыслитель

Эпохи Возрождения

 Представьте в виде схемы как изменилось отношение  к человеку в новую эпоху, используйте для этого геометрические  фигуры, например, пирамиду или круг. Текст № 4 «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандолы  поможет выполнить это задание.

Представьте в виде схемы как изменилось отношение

к человеку в новую эпоху, используйте для этого геометрические

фигуры, например, пирамиду или круг.

Текст № 4 «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандолы

поможет выполнить это задание.

 У. Шекспир – английский гуманист так выразил  отношение к человеку:  «Какое образцовое создание человек!  Краса мира, венец всего живого!» И сама эпоха Возрождения выдвинула целую плеяду ярких личностей, талантливых людей. Первенство здесь принадлежит Италии, «сам воздух которой пропитан  античностью» Давайте же познакомимся с некоторыми из них.

У. Шекспир – английский гуманист так выразил

отношение к человеку:

«Какое образцовое создание человек!

Краса мира, венец всего живого!»

И сама эпоха Возрождения выдвинула целую плеяду

ярких личностей, талантливых людей. Первенство

здесь принадлежит Италии, «сам воздух которой пропитан

античностью»

Давайте же познакомимся с некоторыми из них.

Деятели Раннего Возрождения:  Петрарка Франческо 1304-1374 Джованни Бокаччо  1313 - 1375

Деятели Раннего Возрождения:

Петрарка Франческо 1304-1374

Джованни Бокаччо

1313 - 1375

Рафаэль Санти  1483-1520

Рафаэль Санти

1483-1520

Микеланджело Буанаротти  1475 - 1564

Микеланджело Буанаротти

1475 - 1564

 Великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), к западу от Флоренции. Он стал известен как  анатом  изобретатель  военный инженер  учёный  но более всего,  как художник Леонардо да Винчи  1452 - 1519

Великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), к западу от Флоренции.

Он стал известен как

  • анатом
  • изобретатель
  • военный инженер
  • учёный
  • но более всего,

как художник

Леонардо да Винчи

1452 - 1519

Леонардо да Винчи: «Мадонна Бенуа» (слева) и «Дама с горностаем» (справа)

Леонардо да Винчи:

«Мадонна Бенуа» (слева) и «Дама с горностаем» (справа)

 Леонардо да Винчи: «Джоконда»

Леонардо да Винчи: «Джоконда»

Военные изобретения Леонардо:  проект боевых колесниц  многоствольное оружие, прообраз  ракетных установок

Военные изобретения Леонардо:

  • проект боевых колесниц
  • многоствольное оружие, прообраз

ракетных установок

Гигантский арбалет и проект оборонительного сооружения

Гигантский арбалет и

проект оборонительного сооружения

Модель летательного аппарата

Модель летательного аппарата

 Прочитайте цитаты из записных книжек Леонардо да Винчи.  Продолжите составление тезисов данного документа  на рабочем листе : Все наше познание начинается с ощущений. Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только вымыслы. Увлекающийся практикой без науки словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса, он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории. Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой. Птицы есть действующий по математическим законам инструмент, сделать который со всеми его движениями в человеческой власти.  Леонардо да Винчи Познание начинается с ощущений; ……

Прочитайте цитаты из записных книжек Леонардо да Винчи.

Продолжите составление тезисов данного документа

на рабочем листе :

  • Все наше познание начинается с ощущений. Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только вымыслы.
  • Увлекающийся практикой без науки словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса, он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории.
  • Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой.
  • Птицы есть действующий по математическим законам инструмент, сделать который со всеми его движениями в человеческой власти.

Леонардо да Винчи

  • Познание начинается с ощущений;
  • ……
Подведём итоги:  Возрождение – это победа над средневековой моделью мира и переход к новой модели, где главное место отдано человеческой индивидуальности.  Этот выбор определил черты новой цивилизации,  определил величие и трагедию Западной культуры: к первому мы отнесём расцвет демократии, науки, технологий, ко второй - глобальные проблемы, кризис морали и культуры.

Подведём итоги:

Возрождение – это победа над средневековой моделью мира и переход к новой модели, где главное место отдано человеческой

индивидуальности.

Этот выбор определил черты новой цивилизации,

определил величие и трагедию Западной культуры:

к первому мы отнесём расцвет демократии, науки, технологий,

ко второй - глобальные проблемы, кризис морали и культуры.

Изучив тему «Возрождение и гуманизм»,  ученик Х класса сделал следующие выводы:  Возрождение зародилось в Италии в 14 веке, потому что  в этой стране быстро развивалась торговля, росли мануфактуры,  Начался расцвет культуры, возник интерес к античному наследию.  2. Возрождение означало победу индивидуализма над коллективизмом,  развитие свободной творческой личности – «героя нового времени». Возрождение – это возвращение к античности. Эпоха Возрождения делится на 2 периода: Раннее и Высокое. В это время выросла роль познания. Это время, когда был отвергнута вера в бога. Возникает гуманизм, главной ценностью становится человек. Возрождение подарило миру выдающихся художников, архитекторов и деятелей литературы. 9. Ренессанс проник во все страны, стал «мостиком» к новому времени. Проверьте правильность выполнения работы.

Изучив тему «Возрождение и гуманизм»,

ученик Х класса сделал следующие выводы:

  • Возрождение зародилось в Италии в 14 веке, потому что

в этой стране быстро развивалась торговля, росли мануфактуры,

Начался расцвет культуры, возник интерес к античному наследию.

2. Возрождение означало победу индивидуализма над коллективизмом,

развитие свободной творческой личности – «героя нового времени».

  • Возрождение – это возвращение к античности.
  • Эпоха Возрождения делится на 2 периода: Раннее и Высокое.
  • В это время выросла роль познания.
  • Это время, когда был отвергнута вера в бога.
  • Возникает гуманизм, главной ценностью становится человек.
  • Возрождение подарило миру выдающихся художников, архитекторов и деятелей литературы.

9. Ренессанс проник во все страны, стал «мостиком» к новому времени.

Проверьте правильность выполнения работы.

Примерный ответ: Возрождение зародилось в Италии в 14 веке, потому что  в этой стране быстро развивалась торговля, росли мануфактуры,  Начался расцвет культуры, возник интерес к античному наследию.  2. Возрождение означало победу индивидуализма над коллективизмом, развитие свободной творческой личности – «героя нового времени». Возрождение – это не только интерес и «возвращение» к античности, но качественно новое явление. Эпоха Возрождения делится на 3 периода: Раннее, Высокое и Позднее. В это время выросла роль познания. Это время, когда пошатнулась вера в бога, но религия не была отвергнута вовсе. Возникает гуманизм, главной ценностью становится человек. Возрождение подарило миру выдающихся художников, архитекторов и деятелей литературы. 9. Ренессанс проник во многие европейские , стал «мостиком» к новому времени, к современной европейской цивилизации.

Примерный ответ:

  • Возрождение зародилось в Италии в 14 веке, потому что

в этой стране быстро развивалась торговля, росли мануфактуры,

Начался расцвет культуры, возник интерес к античному наследию.

2. Возрождение означало победу индивидуализма над коллективизмом, развитие свободной творческой личности – «героя нового времени».

  • Возрождение – это не только интерес и «возвращение» к античности, но качественно новое явление.
  • Эпоха Возрождения делится на 3 периода: Раннее, Высокое и Позднее.
  • В это время выросла роль познания.
  • Это время, когда пошатнулась вера в бога, но религия не была отвергнута вовсе.
  • Возникает гуманизм, главной ценностью становится человек.
  • Возрождение подарило миру выдающихся художников, архитекторов и деятелей литературы.

9. Ренессанс проник во многие европейские , стал «мостиком» к новому времени, к современной европейской цивилизации.

3 этап урока: рефлексия: Закончите начатые предложения: 1. Возрождение не столько обращение к античности, сколько …………………… 2. Гуманисты понимали счастье и свободу человека как ……………  3. Личность Леонардо да Винчи может быть хороши м пример ом ………………

3 этап урока: рефлексия:

Закончите начатые предложения:

1. Возрождение не столько обращение к античности, сколько ……………………

2. Гуманисты понимали счастье и свободу человека как ……………

3. Личность Леонардо да Винчи может быть хороши м пример ом ………………

Домашнее задание: Прочитать п. 25 (стр. 188) Дополнительно: п. 7 в главе 4 (учебник В.М.Хачатурян) Заполнить «Рабочий лист ученика» *Задание повышенной сложности: проблема «Был ли Ренессанс  в России? Если да, то каковы его особенности, если нет,  то почему?» *Необязательное задание: эссе «Величие и трагедия гуманизма» 5. *В группах представить Возрождение в одной из  европейских стран. Работа может быть выполнена в виде  мультимедийной презентации, плаката, в другой форме.  Для работы могут быть использованы как печатные,  так и электронные издания (диск «Всеобщая история»)  и ресурсы Интернет.

Домашнее задание:

  • Прочитать п. 25 (стр. 188)
  • Дополнительно: п. 7 в главе 4 (учебник В.М.Хачатурян)
  • Заполнить «Рабочий лист ученика»
  • *Задание повышенной сложности: проблема «Был ли Ренессанс

в России? Если да, то каковы его особенности, если нет,

то почему?»

  • *Необязательное задание: эссе «Величие и трагедия гуманизма»

5. *В группах представить Возрождение в одной из

европейских стран. Работа может быть выполнена в виде

мультимедийной презентации, плаката, в другой форме.

Для работы могут быть использованы как печатные,

так и электронные издания (диск «Всеобщая история»)

и ресурсы Интернет.

Автор работы: Зиновьева Елена Владимировна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 2 г. Пудожа Республики Карелия

Автор работы:

Зиновьева Елена Владимировна,

учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 2

г. Пудожа Республики Карелия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!