Пояснение к уроку и данной презентации.
Тема «Возрождение и гуманизм в Европе» является 4 подтемой в изучении раздела «Новое время» в 10 классе.
Она включает: Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в
эпоху Возрождения и Реформации. Таким образом, учащиеся уже введены в курс Новой истории: знают об экономических новациях, о Великих географических открытиях, о новинках науки и техники того времени.
Дети изучали данную тему в курсе 6 класса, но теперь она требует нового осмысления. Урок построен как урок-практикум. Использованы ЦОР, цифровое оборудование, настенная карта Европы раннего Нового времени, распечатки документов и рабочие листы.
Примечание:
слайды для детей на сером фоне,
для педагогов (с методическим комментарием) – на жёлтом.
- Практические задания будут помечаться так.
Новая история
Тема 1.
Европа: от средневековья к новому времени.
Возрождение и гуманизм в Европе.
Цели:
- Организовать деятельность учащихся по изучению
эпохи Возрождения, её роли в освобождении личности и
становлении нового времени;
- Способствовать формированию ИКТ-компетентностей
(умение работать с информацией: сравнивать исторические
источники, выявлять главное, устанавливать причинно-
следственные связи, оценивать содержание документов)
- Приобщать учащихся к гуманистическим ценностям,
воспитывать интерес к истории и культуре;
Тема: Возрождение и гуманизм в Европе.
«Всемогущий бог, подобно банкиру, раздаёт
людям время как деньги, а затем строго спрашивает
с каждого о целесообразности его использования»
Дж. Манетти
Основные понятия урока:
- Возрождение (Ренессанс)
- Гуманизм
- Реформация
- Индивидуализм
Структура урока
I этап. Вызов (пробуждение имеющихся знаний
интереса к получению новой информации)
II этап. Осмысление содержания (получение новой
информации)
III этап. Рефлексия (осмысление, рождение нового
знания)
Ход урока
- Приветствие.
- Подготовка рабочего стола. (Рабочий лист, на которых будут работать учащиеся, карта Европы 114-16 вв., документы )
- Проблемное задание на сравнение.
- Задание на повторение: причины перемен (коллективная работа) и вывод.
Перед вами 2 памятника живописи. Рассмотрите их, найдите отличия, запишите их в таблицу рабочего листа и представьте классу. - Чем вы можете объяснить эти различия?
Изображение А
(икона Владимирской богоматери)
Изображение Б
(картина Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта» )
- Нет линейной перспективы
- Плоскостность изображения
- Схематичность
- Нарушены пропорции
- Нет пейзажа
- Этот икона, свобода художника ограничена церковным каноном
- Есть линейная перспектива
- Объёмность изображения
- Живость изображения
- Правильные пропорции
- Есть элементы пейзажа
- Художник пишет мадонну, но отошёл от правил
Эти различия говорят о том, что изменился сам человек, его личность обретала свободу.
- Каковы же причины этих перемен?
Опираясь на изученный ранее материал, выскажите предположения и оформим их на доске в виде кластера:
Технические изобретения
Географические открытия
Научные открытия и их распространение
Расцвет городов и торговли
Борьба за удешевление
и ограничение роли церкви
в жизни общества
?
Все эти причины привели к тому, что изменился мир человека, его личность. Эта новая эпоха получила название Возрождение (по-французски, Ренессанс).
Начинается 2 этап урока:
получение и осмысление новой информации .
- Знакомство с происхождением термина и трактовкой
понятия, а также хронологические рамки Возрождения;
- Родина Возрождения: проблемное задание, включающее
работу с документом, картой и рабочим листом;
- Главные ценности Ренессанса. Распространение идей
Возрождения, особенности Северного Возрождения;
- Яркие представители итальянского Возрождения.
Леонардо да Винчи: рассказ учителя с показом слайдов,
практическая работа над «записками Леонардо» и практикум
на осмысление и обобщение материала.
В середине 16 века художник и историк искусства Джорджо Вазари впервые употребил слово «Возрождение».
По мнению Вазари , Возрождение – это возвращение к истокам и великим ценностям античной культуры, своего рода пробуждение после мрачного и грубого средневековья.
Впоследствии эта точка зрения прочно укоренилась в истории культуры. Сторонники такого подхода полагают, что уже 15 век, а в Италии даже 14, был для средневековой культуры периодом упадка, когда эта культура словно бы умерла и уступила место молодой, энергичной культуре Возрождения.
Сегодня историки считают эпоху Возрождения переходным этапом,
«мостом» между Средними веками и Новым временем.
Возрождение
14 – 16 века
Древний
мир
Новое
время
Средневековье
- Как вы думаете, почему
- Возрождение зародилось именно в Италии?
Подсказка может быть на карте Европы.
Если затрудняетесь с ответом, обратитесь
к документу № 1. Этот документ поможет
также выявить 3 периода Возрождения
и дать им характеристику.
Но было ли Возрождение возвращением к античности?
Или это что-то новое по отношению к Средним векам?
В тексте № 2 (документы на столах) высказана одна
из точек зрения. Ознакомьтесь с ней.
- Какова главная мысль текста?
- Какие аргументы приводит автор?
- Согласны ли вы с ним?
- Автор также перечисляет страны, охваченные Возрождением,
выявляет особенности Северного Возрождения. Каковы они?
- Запишите их на рабочий лист.
Главной чертой Возрождения стал
антропоцентризм – ориентация на
всестороннее осмысление бытия конкретного человека, обоснование его самоценности.
Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Как система взглядов гуманизм впервые оформился в эпоху Возрождения. Гуманизм приобрёл характер широкого и разностороннего движения общественной мысли, охватившего философию, филологию, литературу, искусство.
Пико делла Мирандола ,
итальянский мыслитель
Эпохи Возрождения
Представьте в виде схемы как изменилось отношение
к человеку в новую эпоху, используйте для этого геометрические
фигуры, например, пирамиду или круг.
Текст № 4 «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандолы
поможет выполнить это задание.
У. Шекспир – английский гуманист так выразил
отношение к человеку:
«Какое образцовое создание человек!
Краса мира, венец всего живого!»
И сама эпоха Возрождения выдвинула целую плеяду
ярких личностей, талантливых людей. Первенство
здесь принадлежит Италии, «сам воздух которой пропитан
античностью»
Давайте же познакомимся с некоторыми из них.
Деятели Раннего Возрождения:
Петрарка Франческо 1304-1374
Джованни Бокаччо
1313 - 1375
Рафаэль Санти
1483-1520
Микеланджело Буанаротти
1475 - 1564
Великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), к западу от Флоренции.
Он стал известен как
- анатом
- изобретатель
- военный инженер
- учёный
- но более всего,
как художник
Леонардо да Винчи
1452 - 1519
Леонардо да Винчи:
«Мадонна Бенуа» (слева) и «Дама с горностаем» (справа)
Леонардо да Винчи: «Джоконда»
Военные изобретения Леонардо:
- проект боевых колесниц
- многоствольное оружие, прообраз
ракетных установок
Гигантский арбалет и
проект оборонительного сооружения
Модель летательного аппарата
Прочитайте цитаты из записных книжек Леонардо да Винчи.
Продолжите составление тезисов данного документа
на рабочем листе :
- Все наше познание начинается с ощущений. Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только вымыслы.
- Увлекающийся практикой без науки словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса, он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории.
- Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой.
- Птицы есть действующий по математическим законам инструмент, сделать который со всеми его движениями в человеческой власти.
Леонардо да Винчи
- Познание начинается с ощущений;
- ……
Подведём итоги:
Возрождение – это победа над средневековой моделью мира и переход к новой модели, где главное место отдано человеческой
индивидуальности.
Этот выбор определил черты новой цивилизации,
определил величие и трагедию Западной культуры:
к первому мы отнесём расцвет демократии, науки, технологий,
ко второй - глобальные проблемы, кризис морали и культуры.
Изучив тему «Возрождение и гуманизм»,
ученик Х класса сделал следующие выводы:
- Возрождение зародилось в Италии в 14 веке, потому что
в этой стране быстро развивалась торговля, росли мануфактуры,
Начался расцвет культуры, возник интерес к античному наследию.
2. Возрождение означало победу индивидуализма над коллективизмом,
развитие свободной творческой личности – «героя нового времени».
- Возрождение – это возвращение к античности.
- Эпоха Возрождения делится на 2 периода: Раннее и Высокое.
- В это время выросла роль познания.
- Это время, когда был отвергнута вера в бога.
- Возникает гуманизм, главной ценностью становится человек.
- Возрождение подарило миру выдающихся художников, архитекторов и деятелей литературы.
9. Ренессанс проник во все страны, стал «мостиком» к новому времени.
Проверьте правильность выполнения работы.
Примерный ответ:
- Возрождение зародилось в Италии в 14 веке, потому что
в этой стране быстро развивалась торговля, росли мануфактуры,
Начался расцвет культуры, возник интерес к античному наследию.
2. Возрождение означало победу индивидуализма над коллективизмом, развитие свободной творческой личности – «героя нового времени».
- Возрождение – это не только интерес и «возвращение» к античности, но качественно новое явление.
- Эпоха Возрождения делится на 3 периода: Раннее, Высокое и Позднее.
- В это время выросла роль познания.
- Это время, когда пошатнулась вера в бога, но религия не была отвергнута вовсе.
- Возникает гуманизм, главной ценностью становится человек.
- Возрождение подарило миру выдающихся художников, архитекторов и деятелей литературы.
9. Ренессанс проник во многие европейские , стал «мостиком» к новому времени, к современной европейской цивилизации.
3 этап урока: рефлексия:
Закончите начатые предложения:
1. Возрождение не столько обращение к античности, сколько ……………………
2. Гуманисты понимали счастье и свободу человека как ……………
3. Личность Леонардо да Винчи может быть хороши м пример ом ………………
Домашнее задание:
- Прочитать п. 25 (стр. 188)
- Дополнительно: п. 7 в главе 4 (учебник В.М.Хачатурян)
- Заполнить «Рабочий лист ученика»
- *Задание повышенной сложности: проблема «Был ли Ренессанс
в России? Если да, то каковы его особенности, если нет,
то почему?»
- *Необязательное задание: эссе «Величие и трагедия гуманизма»
5. *В группах представить Возрождение в одной из
европейских стран. Работа может быть выполнена в виде
мультимедийной презентации, плаката, в другой форме.
Для работы могут быть использованы как печатные,
так и электронные издания (диск «Всеобщая история»)
и ресурсы Интернет.
Автор работы:
Зиновьева Елена Владимировна,
учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 2
г. Пудожа Республики Карелия