Возвышение Москвы и начало объедения русских земель.
Цель:
Добиться нового, более полного осмысления учащимися известного им материала о возвышении Москвы и умения оперировать знаниями.
Дополнить эти знания новыми фактами и именами.
Способствовать понижению учащимися исторической неизбежности и необходимости объединения русских земель в единое государство, закономерности этого процесса.
Определить значение Куликовской битвы.
Педагогическая технология: Критического мышления.
Тип урока : Усвоение новых знаний.
Основные понятия : Национальное самосознание.
Выдающиеся личности: Иван Калита, Сергей Радонежский, Митрополит Алексей, Дмитрий Донской.
Важнейшие даты:
1325-1340 гг. – Подавление Ивана Калиты в Москве.
1327 г. – Анти ордынское восстание в Тверди.
1359-1389 гг. – правление Дмитрия Донского в Москве.
1380 г. – Куликовская битва.
1382 г. Набег Тохтамыша.
Оборудование урока: карта “Образование и расширение Российского государства (14 – 16 в.в.)” ; портреты И. Калиты, С . Радонежского, Д. Донского; схема Куликовской битвы, тексты источников.
План урока:
Предпосылки объединения русских земель.
Альтернативы объединения русских земель.
Причина и значения возвышения Москвы.
Куликовская битва, ее значения.
Ход урока:
Комментарий учителя : Исторический процесс несмотря на многоликость, в целом весьма предсказуем. Период раздробленности закономерно сменился периодом собирания земель, объединения, а затем и централизации, формирования единого государства.
В нашей стране этот процесс пришёлся на 14 в. когда центром объединения стало Московское княжество.
На доске оформляется таблица и делаются записи в ней по результатам обсуждения следующих вопросов:
Что вам известно по данной теме, какие ассоциации возникли при ей упоминании?
Что необходимо выяснить для более полного осмысления изученного материала?
Знаю | Следует выяснить | Вывод |
| Предпосылки объединения русских земель. Альтернативы объединения русских земель Причины и значения возвышения Москвы Причины Куликовской победы и её значения | Объединения русских земель – процесс необходимый и неизбежный Усиление Москвы осуществлялось в условиях соперничество с Тверью, победителем из которого Москва вышла в 1327 г. Возвышение Москвы подготовило условия для дальнейшего объединения и централизации Русского гос-ва. Объединения сил стало залогом успеха, а благодаря победе ускоряется процесс объединения Русских земель. |
Работа с учебником: Опираясь на текст учебника (стр. 27-28), сформулируйте предпосылки объединения русских земель.
Результаты работы учащихся обсуждаются и в тетрадях делаются записи.
Предпосылки объединения русских земель.
Осознание духовного единства народа Руси и потребности в госуд. Объединении.
Необходимость избавления от ордынского владычества.
Хозяйственный подъем русских земель.
Развитие боярского землевладения и заинтересованность бояр в расширении территорий государства.
Учащиеся делают вывод № 1 и записывают в таблицу.
Работа с картой “Русь в 14 в.” и учебником (стр 28)
Какие альтернативные варианты кроме Москвы, существовали в 14 в?
Учитель : Гораздо более серьёзным противником выло Тверское княжество. Хозяйственный подъем , выгодное местоположение, сильная княжеская власть способствовало усилению Твери.
В 1304 г. Тверской князь Михаил Ярославович получил ярлык на великое княжение Владимирское. Его соперник – московский князь Юрий Данилович вступил в борьбу с ним. Жертвами этой борьбы стали оба князя, а затем и сын Михаила – Дмитрий. Ярлык на верховную власть, тем не менее монголы отдали снова в Тверь – Александру Михайловичу.
Противостояние Твери и Москвы вступило и новый этап Разрешилось оно в 1327 г. И связано с именем московского князя Ивана Даниловича (1325-1340), позже прозванного Калитой. В тот год в тверской земле вспыхнуло анти-ордынское восстание.
Задание учащимся :
Ознакомится с документами (фрагменты из Тверского летописи и текст хрестоматии) и определить причины и последствия Тверского восстания.
Дайте политическую и нравственную оценку действиям московского князя.
Как вы думаете, почему Тверская летопись не содержит информации о роли Ивана Даниловича в событиях 1327 г. ?
Учитель : В благодарность за участие в “наказании” Твери Иван Данилович получил ярлык на великое княжение.
Работа с учебником: опираясь на текс учебника (стр 30-31), охарактеризуйте правление Ивана Калиты.
Проблемное задание: Проанализировать данные таблицы “Преимущества Московского княжества ” ответьте на вопрос: Можно ли считать предпочтительными условиями Московского княжества для того, чтобы стать центром объединения русских земель?
Учитель: Иван сумел приобрести расположение митрополите Петра. Тот частил в Москве. По просьбе митрополита Иван Калита построил в Москве каменные Успенский и Архангельский соборы. Следующий митрополит Феогносты в 1328 г. Перенес кафедру из Владимира в Москву. Так Москва, еще не став столицей государства, стала религиозной столицей Руси.
Политику собирания земель вокруг Москвы и укрепления положения Московского княжества продолжили сыновья Ивана Калиты – Симеон Гордый (13441-1353) и Иван Красный (1353-1359), а затем и внук Дмитрия Донского.
Обобщение и корректировка ответов учащихся, записи в тетрадях.
Причины возвышения Москвы:
Дальновидная политика московских князей.
Превращение Москвы в православную столицу Руси.
Выгодное природно – географическое условия Московской земли.
Учитель: В 50 – 60-х гг. 14 в. благодаря политике московских князей усиливаются Московское княжество, а в Орде производится Московское княжество, а в Орде происходит раздоры , борьба за власть, ослабление её. В 70 –е годы правителем Орды ста темник Мамай, отчасти восстановивший её военное могущество. К тому времени московский князь Дмитрий Иванович ( внук Ивана Калиты) сумел собрать сылы для открытого противоборства с Ордой.
(сообщение о сражениях на Пьяне и Воже, Переясловском съезде князей, строительство белокаменного Кремля)
Работа с картой : Найдите на карте места сражений между русскими и монголо татарами.
Комментарий учителя : кроткий рассказ о Куликовской битве, учащиеся работают со схемой битвы.
Работа с источниками: учащиеся изучают фрагменты “Задоницины” и трудов Корамзина, Ключевского, Солобоева и записывают в тетради осн. сетом и значение сражений.
После выполнения этого задания подводятся итоги урока и оформляется записи в таблице (вывод № 4)
Рефлексия
Закрепление (рефлексия) проводится в конце урока с использованием технологии интерактивного обучения “три конверта мышления”.
Учащимся раздаются конверты с заданиями для группового выполнения.
Красный : выразить свои чувства, эмоции по поводу изученного материала.
Синий : выделите проблемы, связанные с изученной темой.
Желтый: сформулируйте общие выводы по поводу изученного материала.