Ф. И._____________________(7 класс)
Вариант 1
Рассмотрите фотографии с изображениями представителей различных объектов природы.
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бактерии, вирусы, грибы, птицы.
| |
А. _________________________________ | Б. _________________________________ |
| |
В. __________________________________ | Г. __________________________________ |
1.2. Три из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Ответ: _____________________________________________________________________________
2. Какова роль шляпочных грибов в жизни человека?
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Володя и Вера собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения.
Список слов:
1) Покрытосеменные (цветковые)
2) Крапива двудомная
3) Крапива
4) Растения
5) Двудольные
Ответ:
Царство | Отдел | Класс | Род | Вид |
| | | | |
4. Известно, что ламинария – съедобная бурая водоросль. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) У ламинарии в жизненном цикле чередуются половое и бесполое поколения.
2) Возраст ламинарии может достигать 18 лет.
3) Ламинарии преимущественно произрастают в Японском, Охотском, Белом и Карском морях.
4) В слоевище ламинарии накапливается йод, необходимый человеку.
5) Слоевище некоторых экземпляров может достигать 20 м.
Ответ: _________________
5.Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте, а затем выпишите их в таблицу.
Строение клетки грибов
Клетка грибов, так же, как и другие клетки, состоит из обязательных частей. На поверхности грибной клетки находится клеточная стенка из хитина, под ней расположена плазматическая мембрана, которая ограничивает _________________ (А) клетки. В клетках грибов наследственная информация сосредоточена в _________ (Б), которое окружено собственными мембранами. В отличие от растительной клетки, грибная не содержит ______________ (В).
Список слов:
1) оболочка
2) цитоплазма
3) жгутик
4) ядро
5) митохондрия
6) хлоропласты
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
6. Приведите по три примера растений, относящихся к отделам Зелёные водоросли и Бурые водоросли. Запишите их названия в таблицу.
Зелёные водоросли | Бурые водоросли |
| |
| |
| |
7.Установите соответствие между характеристиками и классами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | КЛАССЫ РАСТЕНИЙ |
А) мочковатая корневая система Б) жилкование листьев сетчатое В) одна семядоля в семени Г) жилкование параллельное или дуговое Д) в семени две семядоли Е) стержневая корневая система | 1) Однодольные 2) Двудольные |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8.Установите последовательность процессов, происходящих при бесполом размножении хламидомонады при благоприятных условиях.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) фотосинтез, активный рост
2) появление зооспор из перезимовавшей зиготы
3) деления родительской клетки
4) выход нового поколения зооспор в воду
5) наступление благоприятных условий
9.
К какому классу относят растение, диаграмма цветка которого показана на рисунке 1? |
1) Цветковые (Покрытосеменные) 2) Двудольные 3) Голосеменные 4) Однодольные | Рисунок 1 |
Ответ: ____________
10. Какой признак, показанный на диаграмме цветка (рис.1), позволяет определить принадлежность растения к этому классу? Почему?
Ответ: _______________________________________________________________________________________
11. Верны ли следующие суждения о клетках растений?
А. Все клетки растений содержат хлоропласты.
Б. Все клетки растений имеют клеточную оболочку.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
12.Рассмотрите изображения шести представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы по три представителя в каждой.
| | |
Хламидомонада | Берёза | Ламинария (морская капуста) |
| | |
Спирогира | Смородина красная | Папоротник |
Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены растения, общее название для каждой группы растений и перечислите растения, которые вы отнесли к этой группе.
Номер группы | Какое основание позволило разделить растения? | Как называется данная группа растений? | Какие растения относятся к данной группе? |
Группа 1 | | | |
Группа 2 | | |
13.1. Рассмотрите изображения растений: белена чёрная, акация белая, стрелолист. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием растения укажите среду его обитания: наземно-воздушная, водная.
13.2. Рассмотрите схему, отражающую развитие растительного мира Земли.
1 – Зелёные водоросли 2 – Красные водоросли 3 – Бурые водоросли 4 – Мхи 5 – Плауны 6 – Папоротники 7 – Хвощи 8 – Голосеменные 9 – Однодольные 10 – Двудольные | |
Какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображённые на рисунках растения? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.
Белена черная | Акация белая | Стрелолист |
| | |
13.3. Какое из этих растений относят к классу Однодольных?
Ответ: _______________________________________
Вариант 2
Рассмотрите фотографии с изображениями представителей различных объектов природы.
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бактерии, вирусы, растения, животные.
| |
А. _________________________________ | Б. _________________________________ |
| |
В. __________________________________ | Г. __________________________________ |
1.2. Три из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Ответ: ________________________________________________________________________________
2.Какова роль бактерий в природе?
Ответ: ________________________________________________________________
3.Миша и Лиза собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения.
Список слов:
1) Цветковые (покрытосеменные)
2) Растения
3) Пырей
4) Однодольные
5) Пырей ползучий
Ответ:
Царство | Отдел | Класс | Род | Вид |
| | | | |
4. Известно, что шиповник обыкновенный – дикорастущий кустарник, широко используемый в народной медицине. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Побеги растения способны к фотосинтезу.
2) Растения, имеющие деревянистые стебли, которые начинают ветвиться около земли.
3) Цветки растения обоеполые.
4) Плоды шиповника богаты содержанием витамина С.
5) Является холодостойким растением.
Ответ: ___________
5.Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте, а затем выпишите их в таблицу.
Фотосинтезирующая ткань
Только у зелёных растений есть фотосинтезирующая ткань. Она состоит из тонкостенных живых клеток, которые содержат многочисленные зелёные _______________ (А). В них образуются органические вещества. Клетки ткани расположены рыхло, между ними есть __________________ (Б), т.е. пространства, заполненные воздухом. У каждой клетки фотосинтезирующей ткани под мембраной располагается ________________ (В), которая помогает веществам перемещаться по клетке.
Список слов:
1) межклетники
2) жгутики
3) цитоплазма
4) вакуоли
5) хлоропласты
6) митохондрии
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
6. Приведите по три примера грибов, относящихся к съедобным грибам и ядовитым грибам. Запишите их названия в таблицу.
Съедобные грибы | Ядовитые грибы |
| |
| |
| |
7.Установите соответствие между шляпочными грибами и группами, к которым их относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Шляпочные грибы | Группы |
А) волнушка Б) маслёнок В) подберёзовик Г) сыроежка Д) подосиновик Е) шампиньон | 1) трубчатые 2) пластинчатые |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8.Установите последовательность процессов, происходящих при развитии мхов, начиная со стадии споры.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование многоклеточных почек на предростке
2) формирование тонкой зелёной нити, похожей на зелёную водоросль, – предростка
3) формирование половых клеток на верхушке взрослого растения
4) прорастание споры в благоприятных условиях
5) развитие взрослого экземпляра
9. К какому классу относят растение, диаграмма цветка которого показана на рисунке 1? |
1) Двудольные 2) Папоротникообразные 3) Голосеменные 4) Однодольные | Рисунок 1 |
Ответ: ________
10.Какой признак, показанный на диаграмме цветка (рис.1), позволяет определить принадлежность растения к этому классу? Почему?
Ответ: ______________________________________________________________
11. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений
А. Клубень – это орган минерального питания растений.
Б. В нижней части луковицы расположен плоский стебель – донце, на нём развиваются видоизменённые листья и почки.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Ответ: _________________
12. Рассмотрите изображения шести представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы по три представителя в каждой.
| | |
Сосна | Берёза | Лиственница |
| | |
Ель | Дуб | Липа |
Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены растения, общее название для каждой группы растений и перечислите растения, которые вы отнесли к этой группе.
Номер группы | Какое основание позволило разделить растения? | Как называется данная группа растений? | Какие растения относятся к данной группе? |
Группа 1 | | | |
Группа 2 | | |
13.1. Рассмотрите изображения растений: кувшинка белая, можжевельник обыкновенный, шиповник майский. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием растения укажите среду его обитания: наземно-воздушная, водная.
13.2. Рассмотрите схему, отражающую развитие растительного мира Земли.
1 – Зелёные водоросли 2 – Красные водоросли 3 – Бурые водоросли 4 – Мхи 5 – Плауны 6 – Папоротники 7 – Хвощи 8 – Голосеменные 9 – Однодольные 10 – Двудольные | |
Какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображённые на рисунках растения? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.
Кувшинка белая | Можжевельник обыкновенный | Шиповник майский |
| | |
13.3. Какое из этих растений относят к Голосеменным?
Ответ: _______________________________________