СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВПР 2017 г. Русский язык. 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная  работа  по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Просмотр содержимого документа
«ВПР 2017 г. Русский язык. 5 класс.»

ВПР 2017 г. Русский язык. 5 класс.

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Инструкция по выполнению работы

На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими

тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

Вариант 1

1.Перепиши текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Вор..бей (Ч/ч)ив и его подру(ж/ш)ка (Ч/ч)ука слож..ли гн..здо в щели (под)карнизом. Выстлали его пер..ями сен..м и тряпоч..ками. П..лучилось скромно но уютно.

Вдруг – скри(б/п), скри(б/п). Что происход..т  В под..ёмник.. (к)карнизу прибл..жа..тся штукатур и лопа(д/т)кой своей начина..т з..делывать щели.

Тут такое н..чалось  Все вор..бьи (с)окрес..ных крыш к нему скач..т (на)все г..лоса штукатура ругают. Но ч(у/ю)дак их языка (не)понима..т замазыва..т щели и (от)вор..бьёв отмахива..тся. (На)помощ.. (к)нему ещё маляр пришёл. И пол..тели вни(з/с) пер..я сено и тряпоч..ки.


2. Выполните языковые разборы:

(1) – фонетический разбор: гн..здо

(2) – морфемный разбор: пол..тели

(3) – морфологический разбор: Вор..бей (1 предложение)

(4) – синтаксический разбор предложения: И пол..тели вни(з/с) пер..я сено и тряпоч..ки.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах

Средства, звоним, цемент, квартал

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.


Чудесная звёздочка превратилась в круглую каплю.


5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1)Почему ты больше не хочешь стать боксёром Дениска 2)Дениска твёрдо сказал что никогда не станет боксёром 3)По словам Дениски ему трудно представить себя боксёром 4)Неожиданно для мамы Дениска произнёс Раздумал я быть боксёром

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)Паруса раздувались от ветра и ускоряли стремительный бег судна. 2)Мальчик с детства мечтал о дальних плаваньях на старинном фрегате. 3)В морской дали показался и сразу исчез в сумерках долгожданный корабль. 4)Мальчик доделал макет парусника приклеил к нему мачты и вёсла.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)Пчёлы спешат к душистым липам и запасаются сладким нектаром. 2)Из-за тучи выглянул луч солнца и макушка сосны заискрилась розовым светом. 3) Cиние лужи отражают облака и чуть поблёскивают под лучами заходящего солнца. 4)Поднимается с цветка тяжёлый шмель и неспешно перебирается на соседний.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

Текст 2

(1)Все мы считаем железо прочным материалом. (2)Недаром грандиозные мосты, вокзалы строят почти целиком из железа. (3)Но этот самый прочный материал в то же время самый непрочный. (4) Мост из железа с лёгкостью выдерживает тяжёлые вагоны. (5)Но он боится малейшей сырости, дождя, тумана. (6)Чем больше в воздухе сырости, тем скорее погибает железо от ржавчины. (7)Ржавчина – это та «болезнь», которая незаметно разрушает самые прочные железные сооружения. (8)Вот почему так мало дошло до нас древних железных изделий.

(9)Как же спасти железо от сырости? (10)Держать его сухим? (11)Но есть вещи, которые невозможно держать всегда сухими. (12)Чайник, ванна, ведро волей-неволей намокают. (13)А железную крышу ещё труднее спасти от сырости. (14)Не станешь же после дождя вытирать её полотенцем! 

(15)Верный способ спасти железо от ржавчины − это покрыть его слоем другого вещества, которое не пропускает сырости. (16)Например, слоем олова. (17)Получается красивая белая жесть, из которой делают банки для леденцов, коробки для консервов и недорогие чайники. (По М. Ильину)



 8. Определите и запишите основную мысль текста.

9. Как спасти железо от сырости? Запишите ответ.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9-14 текста. Запишите ответ.


11. В предложениях 1−5 найдите слово со значением «Крепкий, с трудом поддающийся разрушению, порче». Выпишите это слово.



12. В предложениях 3-8 найдите синоним к слову «здание» и выпишите его.
























Система оценивания проверочной работы по русскому языку


Вариант 1


Задание 1

1.Перепиши текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Вор..бей (Ч/ч)ив и его подру(ж/ш)ка (Ч/ч)ука слож..ли гн..здо в щели (под)карнизом. Выстлали его пер..ями сен..м и тряпоч..ками. П..лучилось скромно но уютно.

Вдруг – скри(б/п), скри(б/п). Что происход..т  В под..ёмник.. (к)карнизу прибл..жа..тся штукатур и лопа(д/т)кой своей начина..т з..делывать щели.

Тут такое н..чалось  Все вор..бьи (с)окрес..ных крыш к нему скач..т (на)все г..лоса штукатура ругают. Но ч(у/ю)дак их языка (не)понима..т замазыва..т щели и (от)вор..бьёв отмахива..тся. (На)помощ.. (к)нему ещё маляр пришёл. И пол..тели вни(з/с) пер..я сено и тряпоч..ки.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Воробей Чив и его подружка Чука сложили гнездо в щели под карнизом. Выстлали его перьями, сеном и тряпочками. Получилось скромно, но уютно.

Вдруг – скрип, скрип. Что происходит?  В подъёмнике к карнизу приближается штукатур и лопаткой своей начинает заделывать щели.

Тут такое началось!  Все воробьи с окрестных крыш к нему скачут, на все голоса штукатура ругают. Но чудак их языка не понимает, замазывает щели и от воробьёв отмахивается. На помощь к нему ещё маляр пришёл. И полетели вниз перья, сено и тряпочки.


К1

Соблюдение орфографических норм



Орфографических ошибок нет (или допущена одна ошибка).

При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при записи слов с пропущенными буквами, раскрытии скобок,

восстановлении слитного и раздельного написания слов

4


Допущено не более двух ошибок

3


Допущены три-четыре ошибки

2


Допущено пять ошибок

1


Допущено более пяти ошибок

0

К2

Соблюдение пунктуационных норм



Пунктуационных ошибок нет

3


Допущена одна ошибка

2


Допущены две ошибки

1


Допущено более двух ошибок

0

К3

Правильность списывания текста



Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, слов с изменённым графическим обликом, исправлений).

ИЛИ

Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

2


Допущено не менее четырёх описок и ошибок, но не более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

ИЛИ

Допущено одно-два исправления

1


Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

ИЛИ

Допущено три и более исправлений

0


Максимальный балл

9


Задание 2


Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.


В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная). В ключах дана основная информация, необходимая для верного ответа.


Фонетический разбор

гнездо

г − [г ] − согласный, звонкий, твёрдый

н −[н,] − согласный, звонкий, мягкий

е − [э] − гласный, безударный

з − [з] − согласный, звонкий, твёрдый

д − [д] - согласный, звонкий, твёрдый

о [о] − гласный, ударный


6букв, 6звуков, 2 слога


Морфемный разбор


полетели

по – приставка

-лет- – корень

-е- − суффикс

-л- − суффикс

-и – окончание


Морфологический разбор


Воробей

1) Воробей имя сущ., обозначает предмет: (кто?) воробей

2) Начальная форма – воробей; нариц., одуш., муж.род, 2 скл., в ед. ч., в И.п;

3) В предложении является подлежащим


Синтаксический разбор предложения.


И полетели вниз перья, сено и тряпочки.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: перья, сено, тряпочки. (однородные подлежащие), полетели (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (полетели) вниз − обстоятельство.



Указания по оцениванию

Баллы

К1

Выполнение фонетического разбора



Разбор выполнен верно

3


При разборе допущена одна ошибка

2


При разборе допущены две ошибки

1


При разборе допущено более двух ошибок

0

К2

Выполнение морфемного разбора



Разбор выполнен верно

3


При разборе допущена одна ошибка

2


При разборе допущены две ошибки

1


При разборе допущено более двух ошибок

0

К3

Выполнение морфологического разбора



Разбор выполнен верно

3


При разборе допущена одна ошибка

2


При разборе допущены две ошибки

1


При разборе допущено более двух ошибок

0

К4

Выполнение синтаксического разбора предложения



Разбор выполнен верно

3


При разборе допущена одна ошибка

2


При разборе допущены две ошибки

1


При разборе допущено более двух ошибок

0


Максимальный балл

12


Задание 3


3. Поставьте знак ударения в следующих словах

Средства, звоним, цемент, квартал


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

СрЕдства, звонИм, цемЕнт, квартАл


Верно поставлено ударение во всех словах

2

Верно поставлено ударение только в трёх словах

1

Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.

ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено

0

Максимальный балл

2


Задание 4

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.


Чудесная звёздочка превратилась в круглую каплю.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

  1. Верное обозначение частей речи в предложении:

прил. сущ. глаг. предл. прил. сущ.

Чудесная звёздочка превратилась в круглую каплю.

2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи:

местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.

Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие


Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке


Верно определены все части речи в предложении

3

Допущена одна ошибка

2

Допущены две ошибки

1

Допущено более двух ошибок

0

Указание отсутствующих частей речи


Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи.

ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом одна служебная часть речи из списка обязательных для указания заменена частью (частями) речи из списка необязательных для указания

2

Одна из отсутствующих в предложении самостоятельных частей речи (из списка обязательных для указания) не указана.

ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом две служебные части речи из списка обязательных для указания заменены частями речи из списка необязательных для указания.

1

Две отсутствующие в предложении самостоятельные части речи (из списка обязательных для указания) не указаны.

0

Максимальный балл

5


Задание 5

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1)Почему ты больше не хочешь стать боксёром Дениска 2)Дениска твёрдо сказал что никогда не станет боксёром 3)По словам Дениски ему трудно представить себя боксёром 4)Неожиданно для мамы Дениска произнёс Раздумал я быть боксёром

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Неожиданно для мамы Дениска произнёс: « Раздумал я быть боксёром»

2) составление схемы предложения: А: «П».


Распознавание предложения и расстановка знаков препинания


Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания

2

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

1

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки. ИЛИ Ответ неправильный

0

Составление схемы предложения


Схема предложения составлена верно

2

Схема предложения составлена верно, в ней допущена одна пунктуационная ошибка.

1

Схема предложения составлена верно, в ней допущены две и более пунктуационные ошибки. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4


Задание 6

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)Паруса раздувались от ветра и ускоряли стремительный бег судна. 2)Мальчик с детства мечтал о дальних плаваньях на старинном фрегате. 3)В морской дали показался и сразу исчез в сумерках долгожданный корабль. 4)Мальчик доделал макет парусника приклеил к нему мачты и вёсла.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Мальчик доделал макет парусника, приклеил к нему мачты и вёсла.

2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с однородными сказуемыми.

ИЛИ Однородные.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе


Распознавание предложения и расстановка знаков препинания


Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

2

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

1

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Объяснение основания выбора предложения


Верно объяснён выбор предложения

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


Задание 7


7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)Пчёлы спешат к душистым липам и запасаются сладким нектаром. 2)Из-за тучи выглянул луч солнца и макушка сосны заискрилась розовым светом. 3) Синие лужи отражают облака и чуть поблёскивают под лучами заходящего солнца. 4)Поднимается с цветка тяжёлый шмель и неспешно перебирается на соседний.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Из-за тучи выглянул луч солнца, и макушка сосны заискрилась розовым светом. 2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.

ИЛИ В предложении две грамматические основы.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе


Распознавание предложения и расстановка знаков препинания


Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

2

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

1

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Объяснение основания выбора предложения


Верно объяснён выбор предложения

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

Текст 2

(1)Все мы считаем железо прочным материалом. (2)Недаром грандиозные мосты, вокзалы строят почти целиком из железа. (3)Но этот самый прочный материал в то же время самый непрочный. (4) Мост из железа с лёгкостью выдерживает тяжёлые вагоны. (5)Но он боится малейшей сырости, дождя, тумана. (6)Чем больше в воздухе сырости, тем скорее погибает железо от ржавчины. (7)Ржавчина – это та «болезнь», которая незаметно разрушает самые прочные железные сооружения. (8)Вот почему так мало дошло до нас древних железных изделий.

(9)Как же спасти железо от сырости? (10)Держать его сухим? (11)Но есть вещи, которые невозможно держать всегда сухими. (12)Чайник, ванна, ведро волей-неволей намокают. (13)А железную крышу ещё труднее спасти от сырости. (14)Не станешь же после дождя вытирать её полотенцем! 

(15)Верный способ спасти железо от ржавчины − это покрыть его слоем другого вещества, которое не пропускает сырости. (16)Например, слоем олова. (17)Получается красивая белая жесть, из которой делают банки для леденцов, коробки для консервов и недорогие чайники. (По М. Ильину)



 8. Определите и запишите основную мысль текста.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы


Основная мысль текста: Как спасти железо от сырости

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке


Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении

2

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт

1

Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении

0

Максимальный балл

2


Задание 9

9. Как спасти железо от сырости? Запишите ответ.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Ответ может быть сформулирован так: Нужно покрыть его слоем другого вещества.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке


Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка

2

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

ИЛИ

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.

Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт)

1

Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2




Номер задания

Правильный ответ

10

рассуждение

11

прочный; прочным

12

сооружения



Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0–17

18–28

29–38

39–45





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!