Русский язык
4 класс
Задания 6 и 7.
Основная мысль текста. Составление плана текста
Подготовила
учитель начальных классов
МОУ «Ракитянская СОШ №1»
п. Ракитное Белгородской обл.
Латышева Татьяна
Анатольевна
В сумерки я возвращался из леса и увидел на дороге ёжика. Посадил я его в кепку, принёс домой и назвал Фомкой. В комнате Фомка нашёл за печкой старый подшитый валенок и забрался в него. А на том валенке любил дремать рыжий кот Васька. Всю ночь до рассвета он где-то бродил, а затем прыгнул в форточку. Лёг он на своё любимое место за печкой, но тут же выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. Васька не на шутку перепугался: старый дедов валенок чихал, кашлял, фыркал. Я подумал, что теперь рыжему Ваське спокойной жизни не будет, но ошибся. День за днём кот и еж приглядывались друг к другу, а потом привыкли и подружились, даже молоко стали пить из одного блюдца. Как-то еж поймал в сенях мышонка и показал его коту. Пристыженный кот заурчал и предпочел удалиться во двор. Васька был толст, ленив и на мышей не обращал внимания. Осенью я пустил Фомку под дом, но почти каждый вечер еж прибегал к крыльцу, стучал по блюдцу лапами и требовал молока. На зов колючего друга являлся кот. Но самое удивительное, что с тех пор и Васька начал ловить мышей. Ведь недаром говорится, что с кем поведешься, от того и наберёшься!
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Друзья всегда влияют друг на друга.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Как ёж Фомка испугал кота Ваську.
2. Ёж и кот подружились.
3. Дружба пошла коту на пользу.
Дивизия отступала глухими просёлками, а то и бездорожьем, по тёмному и болотистому Ржевскому полесью.
Ha склоне небольшого пригорка, у самой дороги, одиноко стояла молоденькая берёза. У неё была нежная и светлая атласная кожица. Берёза по-детски радостно взмахивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от неё, как от сказочного светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в её одиночестве среди неприглядного осеннего поля.
Увидев берёзу, Андрей сразу понял, что природой она одарена чем-то таким, что на века утверждало ее в этом поле. И Андрей внезапно свернул с дороги. Он подошёл к берёзе, и ему вдруг показалось, словно что-то рвётся в груди...
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Берёза - символ России, такая же светлая и такая же сильная. Вот почему проститься с берёзой - всё равно что проститься с Родиной.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Отступление дивизии.
2. Одинокая берёзка.
3. Родная душа.
У растений есть невидимое, но грозное оружие, какого нет ни у человека, ни у животных: летучие вещества, которые убивают вредных бактерий.
Тайну эту люди раскрыли с помощью простого опыта, который сто лет назад провёл русский учёный Борис Петрович Токин. Он мелко натёр головку лука, поместил пахучую кашицу рядом с дрожжевыми грибками и накрыл стеклянным колпаком. Через день проверил: грибки погибли. Значит, пахучие вещества, которые выделяет лук, поражают грибки на расстоянии! Токин проделал ещё сотни опытов: брал натёртый чеснок, горчичный порошок, молотый перец, а вместо грибков – различные болезнетворные бактерии. Результат всегда повторялся: пахучие вещества растений убивали грибки и вредные бактерии. Борис Петрович назвал эти вещества фитонцидами: от греческого слова «фитон» — растение и латинского «цедо» — убиваю.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. В госпиталях не хватало даже самых простых лекарств и медикаментов. И врачи вспомнили про опыты Токина. Поднесли к ране кашицу из лука, подержали 10 минут, взяли пробу: в ране почти не осталось микробов! Стоило несколько раз «опарить» луковым лекарством гнойную рану, и она заживала. Средство борьбы с тяжёлым недугом было найдено.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
У растений есть грозное оружие против бактерий — летучие вещества.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Невидимое, но грозное оружие растений.
2. Опыты учёного Б. П. Токина.
3. Средство от тяжёлого недуга.
Со времён Петра Первого Россия стала великой морской державой. Но суровый климат не давал зимой пользоваться ни Балтийский морем, ни Северным морским путём. России был необходим корабль-ледокол. Эту идею удалось воплотить в жизнь русскому адмиралу Степану Осиповичу Макарову. В 1899 году русский ледокол «Ермак» был спущен на воду.
Зима в тот год выдалась суровой, толщина льда превышала метр. Мало кто верил, что «Ермак» сможет одолеть ледяной заслон. Над палубой корабля вихрилась снежная позёмка, из труб валил чёрный дым. Сто человек экипажа ждали встречи корабля с ледовыми глыбами. И вот балтийский лёд с хрустом начал ломаться под мощным напором корабельного корпуса. За кормой оставалась широкая полоса чистой воды. Все, не сговариваясь, закричали «ура!».
Только за первую зиму «Ермак» под командованием адмирала Макарова спас из ледяного плена 60 пароходов и даже один броненосец! Почти семьдесят лет служил «Ермак» русскому флоту. Сейчас просторы Арктики бороздит ледокол «Адмирал Макаров». Лучший памятник моряку – корабль, носящий его имя!
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Лучший памятник адмиралу Макарову — командиру первого русского ледокола — корабль, носящий его имя.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Адмирал Макаров — «отец» первого русского ледокола.
2. «Ермак» победил льды.
3. Лучший памятник моряку.
Берёза — одно из самых распространённых и любимых деревьев в России. Красавицей русских лесов называют её люди. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она прекрасна в любой сезон. О берёзе сложено много песен, былин, преданий. Русскими художниками созданы десятки живописных картин, изображающих её.
Зацветает берёзка на исходе апреля. Цветки у неё скромные — серёжки, а семена берёзы, созревающие в них, легко разносятся ветром по земле. Она хорошо приживается там, где с трудом растут другие деревья, — на лесных вырубках и пожарищах. Вырастает берёза быстро, и вскоре на таких местах появляются молодые рощи.
Без берёзы нельзя представить себе жизнь наших предков. Всё из берёзы шло в дело. Источником света в жилищах на протяжении многих веков служила берёзовая лучина. Из почек готовили лекарства, из ветвей делали мётлы и веники, из древесины изготовляли мебель. А берёзовые дрова служили отличным топливом для печки. Из берёсты умельцы мастерили лукошки для сбора грибов и ягод. На ней же наши предки делали свои записи, которые хорошо сохранились до настоящего времени и известны как «берестяные грамоты».
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Берёза — одно из самых любимых деревьев в России.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Красавица русских лесов.
2. Размножение берёзы.
3. Использование берёзы.
Наш корабль из Владивостока отправлялся в срочный рейс, и капитан приказал пассажиров на корабль не брать. Да всё равно не уследили, утром смотрю: по палубе прыгает воробей, поклёвывает что-то между досками. Увидел меня, зачирикал и перелетел на мачту. Перья у него на груди ветер раздувает, а хвоста нет — наверное, потерял в драке. Гнать воробья нельзя — не долетит он до суши, погибнет в волнах.
Так и поплыл с нами воробей: днём на палубе прыгал, а на ночь прятался под брезент в шлюпку, чтобы ветром не сдуло в море. Прибыл наш корабль на Камчатку. Я пошёл в город, смотрю: рыбаки стоят и что-то разглядывают на дереве. Это наш бесхвостый воробей прыгает по веткам! Рыбаки удивляются: «Ворон у нас на Камчатке много, а воробьёв совсем нет, как он сюда попал?»
Вернулся я на корабль и рассказал, что воробей остался на Камчатке. Мы взяли обратный курс на Владивосток. Когда к порту подходили, подул сильный ветер и сорвал со старой шлюпки брезент. Стал я брезент закреплять, смотрю, а в шлюпке на дне бесхвостый воробей сидит! Вот такой воробей-путешественник!
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Даже воробей может быть путешественником.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Случайный пассажир.
2. Воробей гостит на Камчатке.
3. Возвращение домой.
На свете жил удивительный певец, который пел и проникновенно, и красочно. Его разноцветные песни были так хороши Но у него не было песни, которая бы нравилась абсолютно всем. Его розовую песню любили юноши и девушки, а старики проходили мимо. Когда он пел зелёную песню, то люди средних лет открывали ему души. Зато детей эта песня не трогала: они любили песни ярких цветов. И для них приходилось петь особо, как и для стариков. Этим нравились песни тёмные: серые, синие.
Любовь к цвету песни зависела не только от возраста, но и от характера. Весёлые люди любили жёлтые, малиновые, красные песни. Серьёзным нравились песни коричневых, вишнёвых, лиловых тонов.
Певец искал цвет для песни, которая полюбилась бы сразу всем, но так и не нашёл. И тогда он обратился к известному художнику и попросил его придумать такой цвет, который понравится людям разного возраста и характера. Художник выслушал певца, подумал и подарил ему радугу. Радугу любят все, потому что каждый находит в ней свой любимый цвет.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Каждый человек по-разному воспринимает песню, ассоциируя с ней разные цвета, поэтому песня должна быть окрашена в разные цвета радуги, чтобы понравиться всем.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Любовь к цвету песни и возраст.
2. Любовь к цвету песни и характер.
3. Цвет песни для всех людей.
Великий русский врач, хирург и анатом, Николай Иванович Пирогов был исключительно трудолюбивым и самоотверженным человеком. Даже в редкие минуты отдыха он думал о том, как победить болезни и облегчить тяжёлые страдания людей.
В 19 веке — в то время, когда жил Пирогов, ещё не умели лечить переломы. Многие врачи считали, что сломанные конечности не срастаются, и люди лишались рук и ног, оставаясь калеками на всю жизнь. Однажды Пирогов зашёл в гости к другу-скульптору. Тот вымачивал в гипсе марлевые повязки для укрепления статуи, которую он создавал. Пирогов, задумавшись, наблюдал за работой художника. И вдруг его осенило! «Отсыпь-ка мне сухого гипса!» — попросил он друга. Тот удивился, но просьбу выполнил. Пирогов принёс мешочек с гипсом домой. Затем развёл его в воде и вымочил бинты в получившейся гипсовой кашице. Взял два обломка кости животного, аккуратно соединил их в местах перелома и туго перетянул мокрой гипсовой повязкой. Гипс быстро затвердел и удерживал соединённые обломки в правильном положении.
Так родилась гениальная идея закрепления сломанных конечностей при помощи гипса, чтобы они правильно срастались.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Великий врач Пирогов даже в минуты отдыха думал о том, как помочь страдающим людям, именно тогда у него родилась идея лечения переломов с помощью гипсовых повязок.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Трудолюбивый врач Н. И. Пирогов.
2. Идея из мастерской скульптора.
3. Гипс для лечения переломов.
Любознательному человеку даже самая обычная пуговица может рассказать много интересного. Пуговицы появились очень давно — уже в Древнем Египте. Долгое время они были достоянием знати, потому что их изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней. Простолюдины же ещё много веков подвязывали одежду поясом или ремнём.
В Средневековье возник обычай располагать пуговицы на мужской одежде только справа. Именно с правой стороны их пришивали на рыцарскую одежду. В бой рыцарь шёл левым плечом вперёд, потому что в левой руке он держал щит. Чтобы в одежде рыцаря не было никаких щелей, она тоже должна была запахиваться слева направо. Вот почему пуговицы пришивали на мужской одежде только на правую сторону.
Русский царь Пётр Первый придумал ещё один интересный обычай. На военной форме того времени пуговицы стали пришивать на рукава не с внутренней, а с внешней стороны. Царь хотел, чтобы солдаты отучились от дурной привычки вытирать рот рукавом после еды. Пуговицы царапали рот, и солдат больше не использовал рукав вместо платка. Форма не пачкалась и лучше сохранялась, от этого государство получало выгоду.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Любознательному человеку даже самая обычная пуговица может рассказать много интересного.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Когда появились пуговицы.
2. Пуговицы на мужской одежде.
3. Пуговицы на рукавах.
Зима в тот год в Подмосковье выдалась суровая. Если бы не собака, с которой надо гулять, я бы и на улицу не вылезал. В одну из вечерних прогулок с собакой послышалось мне, что на сосне кто-то вроде бы шевелился, голоса подавал.
Вернулись мы с собакой домой. Она легла спать, а ночью вдруг вскочила и помчалась с громким лаем в соседнюю комнату. Что случилось? Включил я свет, и вот чудо: на кресле сидят, тесно прижавшись друг к другу, три крохотные взъерошенные пичуги. Оказалось, что они влетели в открытую форточку. Я взял всех трёх, похожих на малых птенцов, в руки, отогрел и положил в корзину. Летали птички по комнатам, как по улице. Но держались пичуги всегда вместе и спать ложились вместе, кучкой, рядышком.
Отпустил я их на волю, когда на улице чуть потеплело. А позже узнал, что есть на свете такие птицы — корольки́, малые, но любые морозы переносящие. В холод скрываются они в хвойных ветках, прижимаются друг к другу, пёрышки встряхивают, и вот — коллективная печка! Один замёрзнешь, а вместе не пропадёшь!
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Один замёрзнешь, а вместе
не пропадёшь!
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Суровая зима в Подмосковье.
2. Нежданные гости.
3. Корольки переносят любые морозы.
Однажды в Московском зоопарке львица отказалась от своего детёныша. Маленькую львицу назвали Кинули и нашли ей новую — овчарку Пери. Сначала Пери отнеслась к подкидышу недоверчиво, но постепенно привыкла к своему питомцу. Все удивлялись, как дружно живёт львица вместе с собакой. Когда Кинули давали мясо, она всегда оставляла часть для Пери.
Однажды Пери заболела: у неё болели ноги, и она не могла подниматься. Кинули брала в зубы еду, подносила её к Пери, мяукала, старалась приподнять собаку лапой, но Пери не вставала. Собаку забрали от львицы, чтобы вылечить. Когда Кинули увидела, что Пери увели, она стала рычать, старалась выскочить из клетки. Львица перестала есть, стала скучная, вялая, злая и никого к себе не подпускала. Её рёв не раз тревожил жителей зоопарка, слышала его и Пери. (Овчарка узнавала голос Кинули, настораживала свои острые уши и тихо скулила.
Через два месяца Пери поправилась. Как же друзья обрадовались друг другу! Кинули бросилась к Пери, мяукала и тёрлась об неё головой, а собака прыгала, как щенок, вокруг львицы. Вот что значит настоящие друзья! Больше никто не слышал тоскующего рёва Кинули.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Настоящая дружба возможна даже между львицей и собакой.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Новая мама.
2. Пери заболела.
3. Встреча друзей.
Однажды в московском зоопарке разбилось стекло в крокодильем вольере. Срочно вызвали стекольщика, но он наотрез отказался идти к опасным животным. Опытная служительница зоопарка Мария Христофоровна напрасно упрашивала стекольщика зайти в вольер под её охраной. Она взяла ведро, перевернула его и села, загородив подступ к тому месту, где должен был работать стекольщик. «Крокодилы будут лежать спокойно, — сказала она, — только не шумите».
Стекольщик наконец решился приступить к работе. Сначала дело не ладилось: он ежеминутно поглядывал на крокодилов, затем стал работать уверенней, а вскоре совсем осмелел. Особенно его подбадривала публика, которая собралась вокруг и восторгалась храбростью стекольщика.
— Дядя, а ты не боишься? — спросил какой-то мальчуган.
— Бояться — это дело женское, — кивнул стекольщик в сторону Марии Христофоровны, — а мы мужчины, нам…
Но договорить он не успел. Мария Христофоровна встала — с грохотом покатилось ведро. А испуганные непривычным шумом крокодилы бросились к бассейну. Одним прыжком стекольщик выскочил из клетки. Мария Христофоровна подняла ведро, не торопясь собрала брошенный инструмент и отдала его стекольщику. Посрамлённый мужчина взял инструменты и ушёл. Бояться опасности не стыдно, стыдно быть хвастуном.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Бояться опасности не стыдно, стыдно быть хвастуном.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Опасная работа.
2. Хвастовство стекольщика.
3. Постыдное бегство.
Я люблю собак, потому что они верные друзья. Когда не стало моей старой собаки Томки, я решил купить себе новую. Но мне хотелось взять не щенка, а взрослую собаку, лет трёх-четырёх. Я попросил своих друзей сообщить мне, если они узнают о продаже хорошей охотничьей собаки. Скоро мой друг рассказал мне, что один охотник продаёт хорошую взрослую собаку. Он это делает, потому что врачи не разрешают ему больше ходить на охоту.
Пальма была красивой собакой с умными глазами, поэтому она сразу мне понравилась. На улице к моей машине собаку вывел её хозяин. Когда машина тронулась, Пальма не отрываясь стала смотреть назад. В боковое зеркало и видел, как мужчина махал нам рукой, а его жена плакала.
По приезде Пальма лежала в углу комнаты, никому не разрешала подходить к ней, не ела и не пила. На третий день я позвонил её прежнему хозяину и сказал, что собака страдает. Он приехал и забрал собаку. Преданность Пальмы ещё раз показала, что настоящих друзей нельзя купить.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Настоящих друзей нельзя купить.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Поиск хорошей охотничьей собаки.
2. Покупка новой охотничьей собаки Пальмы.
3. Пальма вернулась к старому хозяину.
Ещё в каменном веке люди подметили, что зёрна некоторых растений очень сытные. Это были семена диких злаков: ржи, пшеницы, ячменя. С давних пор хлеб — это основа жизни, чудесный дар земли. Но чтобы получить его, нам, людям, нужно приложить огромный труд. На Руси в начале одиннадцатого века появился кислый ржаной хлеб из дрожжевого теста. Каждая семья пекла такой хлеб в домашней печи.
Хозяйка просыпалась пораньше, месила тесто и ставила его в не остывшую с вечера печь. Процесс был трудоёмким, но уже через полчаса поспевал пышущий жаром каравай. О том, как любили в России ржаной хлеб, свидетельствует письмо одного из приятелей Пушкина. Он писал Александру Сергеевичу из Франции: «Худо жить в Париже: чёрного хлеба не допросишься».
Белый пшеничный хлеб часто выпекался в виде пышных калачей. Калачи по форме похожи на замо́к с круглой дужкой. Горожане могли купить калач на улице и там же съесть, держа за эту дужку-ручку. Руки перед едой на улице не помоешь, поэтому ручку в пищу не употребляли, а отдавали нищим или крошили птичкам. О тех, кто не брезговал есть ручки от калача, говорили: дошёл до ручки.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Хлеб — основа жизни, на Руси пекли и чёрный ржаной, и белый пшеничный хлеб.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Хлеб — основа жизни.
2. На Руси любили ржаной хлеб.
3. Калач как вид белого хлеба.
12 июня 1812 года в Россию вторгся опасный и сильный враг — громадная армия французского императора Наполеона Бонапарта. Талантливый полководец и смелый авантюрист Наполеон сначала захватил власть во Франции. Затем он завоевал почти всю Европу, кроме Англии, находящейся на островах. И теперь направил свою огромную армию на Россию. Наполеон был уверен в скорой победе.
Одного не учёл Наполеон: в России ему противостояла не только армия. Самым неожиданным врагом для французской армии стали русские крестьяне. Поначалу их участие в войне было не слишком героическим: они просто уходили из деревень в леса, уводили с собой скот, уносили запасы зерна и сена. Но даже такое поведение доставляло много проблем наполеоновской армии. Французам негде было добыть продовольствие и корм для лошадей.
Очень скоро продукты у французских войск закончились. Вот тогда и начали крестьяне выходить из лесов. Наполеоновские солдаты привыкли, что покорённые народы не оказывали им особого сопротивления. Но русские мужики встретили их дубинками и вилами, они собирались в партизанские отряды и безжалостно громили французов при удобном случае. Партизаны нападали на французские обозы, отнимали у врагов оружие, боеприпасы и продовольствие. Потери французов от их действий оказались почти такими же, как на полях сражений.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Победа над армией Наполеона стала возможной именно в России, потому что к действующей русской армии подключились крестьяне, которые безжалостно громили французов. Потери французов от действий крестьян были такими же, как и на полях сражений.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Наполеон - завоеватель Европы.
2. Русские крестьяне - неожиданный враг французской армии.
3. Французские войска не выдержали напора русского народа.
Как-то раз пастухи принесли нам лисёнка. Мы посадили лесного зверька в пустой сарай. Лисёнок был серый, мордочка тёмная, а хвост на конце беленький. Зверёк спрятался в дальний угол сарая, испуганно смотрел по сторонам, прижимал уши и весь дрожал. Когда мама налила лисёнку молока, он от страха даже не прикоснулся к нему. Папа сказал, что лисёнка надо оставить в покое: пусть привыкнет на новом месте.
Ночью я проснулся: жалобно плакал и лаял запертый лисёнок. В окно было видно, как из кустов выбежала лисица, прислушалась и подбежала к сараю. Тявканье в нём прекратилось, и вместо него послышался довольный визг. Я потихоньку разбудил родителей, и мы вместе стали наблюдать. Лисица бегала у сарая, пробовала подрыть землю под ним, но у неё ничего не получилось.
Проснулся я поздно и поспешил навестить лисёнка. Около сарая лежала птица — заботливая мать-лиса ещё раз приходила к лисёнку и принесла ему еду. На следующий день около сарая лежала уже соседская курица. Мы поняли, как тоскует мать по своему детёнышу, посадили лисёнка в мешок и отнесли в лес, к лисьим норам.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Забота матери-лисицы заставила людей отпустить лисёнка.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Испуганного зверька заперли в сарае.
2. Лисёнок страдает в неволе.
3. Лисица заботится о своём детёныше.
В 18 веке Россия начала строить флот на Чёрном море. Чтобы работа шла быстрее, строительство кораблей отдали под начало их будущим командирам. Одним из них стал Фёдор Фёдорович Ушаков, будущий великий русский адмирал.
Чем заняться на берегу матросам корабля, который ещё даже не построен? Ушаков придумал для своей команды занятие, которое очень удивило морское начальство. Он заставил своих моряков… качаться! На берегу построили десяток больших качелей, и целыми днями матросы раскачивались на них, да так высоко, что дух захватывало. Только вот качались они не просто так. На качелях были установлены небольшие пушки, а у матросов в руках находились зажжённые фитили. На воде стояли на якоре плоты с мишенями, и матросы Ушакова учились стрелять в цель с раскачивающихся во весь мах качелей. Ведь во время морского сражения корабль никогда не стоит ровно на тихой воде. Вот прицелятся матросы, а корабль поднимет на высокой волне — и все ядра пролетят мимо врага.
Благодаря таким тренировкам в первом же сражении Ушаков одержал блестящую победу над врагами, не потеряв из своей команды ни одного человека!
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Благодаря своей смекалке и упорным тренировкам команды, Ушаков одержал блестящую победу и сохранил жизнь матросам.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Строительство Черноморского флота.
2. Хитрость с качелями.
3. Блестящая победа.
Кошка в осмотрительности полагается не только на свои зоркие глаза. Для исследования мира у неё есть специальные «радары». Это еле заметные шерстинки. Они растут на её лапах, на лбу, на ушах. Особенно важные «радары» — длинные тонкие усы, которые торчат у кошек над верхней губой.
Вот кошка хочет что-нибудь получше рассмотреть или кого-нибудь подкараулить. Она замирает в позе охотницы и настораживается. Тогда эти удивительные усы развёртываются и превращаются в своеобразный веер из чутких волосков. А волоски, колеблясь, соединяются со сверхчувствительной нервной сетью кошки. Они мгновенно улавливают каждое движение живого существа, как бы мало́ оно ни было. Развернув усы, кошка может сторожить сразу несколько мышиных нор и следить за поведением населяющих эти норки зверьков. Не двигаясь с места, она чувствует даже самые тихие, почти бесшумные перемещения их обитателей! Это незаменимое умение для кошачьей охоты.
Если у кошки удалить или повредить усы, ей становится трудно ориентироваться в окружающем мире, она не может охотиться. Её движения становятся неуверенными — ведь чудесные «радары» не работают!
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
У кошки есть специальные «радары» — усы и тонкие волоски, которые помогают ей ориентироваться в пространстве и охотиться.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Кошачьи «радары».
2. «Радары» помогают кошке охотиться.
3. Без «радаров» кошке будет трудно ориентироваться в пространстве.
В одной из египетских пирамид археологи нашли небольшой металлический диск. Его отправили в химическую лабораторию и выяснили, что загадочный предмет является зеркалом.
Египетские зеркала были бронзовыми, но они давали нечёткое изображение и быстро темнели. Египтяне делали и серебряные зеркала, в которых изображение было отчётливым, однако серебро со временем тоже тускнело. Потом придумали стальные зеркала — и они быстро мутнели. Наконец, в Венеции изготовили первое стеклянное зеркало, и долгое время венецианские мастера никому не раскрывали свой секрет. Позднее французы нашли способ выделки больших зеркал из специального стекла. На одно стекло уходило сто часов ручного труда. Тогда же появилась мода украшать зеркалами комнаты, залы во дворцах. Сегодня зеркальные стёкла вставляют в витрины магазинов, окна музеев, кораблей, автомобилей. Делают и двусторонние cтёкла: зеркало с одной стороны и прозрачное стекло — с другой.
Свойство зеркала «ловить» световые лучи и менять их направление стало применяться в научных лабораториях, в медицине, в военном деле. Вогнутое зеркало используется и в осветительных приборах: электрических фонариках, больших фонарях, маяках, светофорах, прожекторах. Вот такой интересный и нужный предмет — обыкновенное зеркало.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Вот такой интересный и нужный предмет — обыкновенное зеркало.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Загадочный предмет. ИЛИ Находка в египетской пирамиде.
2. Какие зеркала изготавливали раньше, и какие — сейчас.
3. Использование ценного свойства зеркала.
Источники
http :// nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/05/shkolnyiy-universalnyiy-prevyu-12.png
https:// rus4-vpr.sdamgia.ru/test
https:// abrakadabra.fun/uploads/posts/2022-02/1644887463_21-abrakadabra-fun-p-shabloni-dlya-prezentatsii-russkii-yazik-43.jpg